Иегуда Амихай. Образ боли и сокрытие счастья. Прик
Прикосновение тоски во всём (15-21)
15.
Когда солнце на запад уходит в закат
ночная надежда возникает во мне.
Как качели, я знаю: вперед и назад,
вверх и вниз неизбежны внутри и вовне.
Мы расскажем дела и виденья свои,
Всё чем жили когда-то и в чём была суть,
Как качели, мы знаем, что всё на двоих.
Даже войны с любовью покой принесут.
16.
Я видел в иерусалимском дворике разбросанные
по ткани, развешенной под солнцем, семечки.
И сказал, что буду их историком и расскажу
об арбузах и дынях, из которых они появились на свет.
Я требую, чтобы песок помнил камень,
А от камня требую помнить скалу,
а от скалы – извержение вулкана.
Но сам я уже забываю, что было прошлым летом,
И даже что случилось вчера, в среду.
Но я помню, что пели в среду в Храме потомки Левия*.
• - потомки колена Левия. В широком смысле слова называются все потомки Левия, в том числе коэны. В узком же значении слова под левитами понимают тех членов колена Левиина, которые не происходили от Аарона, то есть коэны в этом смысле к ним не относятся.
17.
Гаагуим * мужского рода множественного числа.
Как Элохим **. Эрга*** - женского.
Сильная страсть – женщина. Нет даже намёка на мужское.
Я видел человека, положившего записку под закрытую дверь.
Видел его назавтра проходившим мимо,
и записка по-прежнему белела тонкой полоской под дверью.
Видел, как он снова и снова проходил мимо двери,
Но тонкая линия бумаги под дверью
белела как полоска трусов любимой женщины.
Прикосновение тоски во всём.
Куст, растущий возле двери, может пророчествовать разрушение,
Но может предрекать и утешение.
Уныние как унылое мычание тоскливой тёлки,
которая отдала голос своей печали человеку.
*- Ностальгия, печаль, тоска
**- Бог, Господь, Творец
***- Тоска, печаль
18.
Ностальгия – это плод.
Деяния и вещи, реально случившиеся в этом мире,
Они цветы, которые быстро вянут и не остаются.
Плоды остаются немного дольше,
И в них семена будущей ностальгии,
А корни остаются в земле.
19.
И все время туда и обратно бегают посыльные к моему детству.
Чтобы принести оттуда вещи, которые я оставил или забыл,
Как в доме, предназначенном к сносу.
Или как Робинзон Крузо с медленно тонущего корабля
К острову. Так я достаю из детства
Вещи и воспоминания для продолжения жизни.
20.
Образ боли и сокрытие счастья. Я думаю
Об изображении людей, описывающих свою боль в кабинете врача.
Даже те, кто не учился читать и писать, точны в описаниях:
Эта боль продолжительная, а эта- разрывающая,
эта - пилящая, а эта - жгучая, эта – острая, а это – тупая.
Это здесь, точно здесь. Именно.
Счастье скрывает всё. Я слышал, что говорят после ночи любви
или после праздника: это было чудесно. Чувствовал себя божественно.
И даже космонавт в открытом космосе,
привязанный только к кораблю, провозглашает:
прекрасно, замечательно, великолепно, у меня нет слов.
Сокрытие счастья и образ боли.
И я хочу описать в точности острую боль
И скрыть радость.
Ибо говорить я учился у боли.
21.
На одном из надгробий, собранном из осколков,
Видел слова, написанные равом праведником о своей дочери Эстер,
умершей молодой:
«И в этом взята была Эстер в царский дом*»
До сих - надгробия и их осколки,
До сих - множество обломков и камней.
Отсюда и далее – трубный глас.
Отсюда и далее – голос шофара.
Да будет так! Амен!
• - книга Эстер гл. 2, стих 8
с иврита
из книги Открыт. Закрыт. Открыт. 1998 г.
части 1-7 : http://stihi.ru/2024/04/25/2165
части 8-14 : http://stihi.ru/2024/04/29/3651
Свидетельство о публикации №124050107165
Но не всё унёс в могилу
Зус Вайман 17.06.2024 20:30 Заявить о нарушении
Борис Зарубинский 18.06.2024 19:05 Заявить о нарушении