Хит-парад книг
Русский мир.
1. Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы». Роман романов. Это книга стоит особняком, она и все остальные, а ведь роман, увы, не законченный. У Достоевского есть всё: язык, литературное мастерство, любовь, юмор, философская глубина. Его другие произведения тоже великолепны, «Идиот», «Подросток», «Преступление и наказание», «Село Степанчиково и его обитатели», «Игрок». А вот Л.Толстой, главный оппонент – ну, не моё, язык не ложится, идеи сомнительны. Да, мастер, но его нива – это психология человека, тут нет ему равных, но мне не хватает глубины в его творчестве.
2. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Язык этого произведения настолько отточен и великолепен, каждая фраза льётся так органично, что даже сюжет, который также блестящ и лаконичен, отходит на второй план. Коротко говоря, это эталон русской прозы. Чудо, что создатель романа по сути всего лишь юноша, жаль, что судьба и рок обрекли его на раннюю смерть, и русская литература безвозвратно осиротела.
3. И.С.Тургенев «Записки охотника». Опять язык, русский язык Тургенева и есть его вершина, в этом аспекте Иван Сергеевич лучший писатель отечественной литературы. Прекрасны его дворянские романы «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», но жизнь этого сословия широко отражена во всей нашей литературе, а «Записки охотника» про глубинную крестьянскую Русь, благодаря реформам Петра Первого и его батюшки сокрытая от нас с её языком, фольклором и душой.
4. А.П.Чехов «Дядя Ваня». Мне кажется, что это пьеса не о прошлом и даже не о настоящем, а о будущем России и всего человечества. Чехов как раз чуть ли не единственный из крупных писателей-классиков выходец из крестьянского сословия – жаль, что он так и не написал свой роман. Количество великолепных произведений этого автора просто зашкаливает, пьеса – проза всё-таки специфическая, выбор неимоверно труден, но я бы, наверное, остановился на рассказе «Дом с мезонином». Он близок мне идеями и тихой лирической грустью, всем тем, чем богата и наша жизнь.
5. В.Г.Распутин «Последний срок». Распутин создал не так много произведений в отличие от самоучки Астафьева и самородка Шукшина, тоже блестящих представителей писателей-деревенщиков, но видно, что он очень много над ними работал, оттачивая каждое предложение. «Последний срок» отличается более рельефным разнообразием характеров героев и проработанностью их индивидуального языка. Автору удалось оставить в вечности кусочек ушедшей России на фоне главного сюжета в жизни каждого человека – его смерти.
Р.S. Трудно уместиться в пять пунктов, когда выбор столь обширен, поэтому отмечу ещё два, не характерных произведения, выбивающихся из ряда классической прозы.
6*. «Слово о полку Игореве». Автор не известен. Шедевр написан на древнерусском языке. Древнерусский – это одновременно и другой язык и не другой. Лично для меня он не составляет в прочтении не только никакой проблемы, но даже и ближе, чем современный русский язык своей органичностью, близостью к национальным основам и отсутствием заимствований. Древняя поэма в прозе. Её величие и значение может отразить схема русской словесности:
«Слово» - классическая литература – литература будущего.
7*. А.А.Блок «Двенадцать». Мало какая поэзия сравнится с прозой. Это гениальное творение, до сих пор так и непонятое, выражает стихию русского бунта, направленного в горнее. Не помню, кто-то сказал, что если вдруг исчезнет вся русская литература, а останется только одна эта поэма, то её будет достаточно, чтобы отразить все достижения этой литературы.
Мир зарубежья.
Тут в моих познаниях зиял значительный пробел, да, Диккенс, да, Джек Лондон и т.п., но это было давно и не системно, но в последнее время я произвел значительный рывок в этой области, поэтому дерзну.
1. Марсель Пруст «В поисках утраченного времени». Мастер, писатель из писателей. Роман состоит из семи книг - считал сам автор, так оно и есть, разбивка весьма произвольна. Сюжета почти и нет – молодой человек, похожий на автора, хочет стать писателем, собственно как и сам Пруст становится им, работая над романом. Тот случай, когда процесс чтения гораздо важнее сюжета. Несколько страниц единой ткани повествования внутреннего мира героя, где каждая фраза, каждое слово имеет значение для главной идеи Пруста – обретения тленного времени каждого человека в вечности. А с каким непревзойдённым искусством и мастерством это всё написано – тема для отдельного разговора.
2. Роберт Пёрсиг «Дзэн и искусство ухода за мотоциклом». Эта книга у нас почти неизвестна, но очень популярна в Америке. Очень своеобразная по насыщенности текста, там и трагичная автобиография, и художественный лиричный сюжет, и описания природы и путешествия, и философия, и интересные мысли, касаемые технических вещей. Американец шведского происхождения написал всего-то две книги с очень необычными подходом и размышлениями. Вторая книга «Лила: исследование нравственности» более художественная и удобочитаемая, но основы мировоззрения автора изложены в первой.
3. Джордж Оруэлл «1984». Самый лучший роман-антиутопия, написанный примерно в 1948! году, блестящий, провидческий, высокохудожественный, обязательный для прочтения. Мне нравятся и все бытовые романы Оруэлла, из них выделю «Глотнуть воздуха».
4. Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны». Эту книгу я перечитывал чаще, чем другие. Она тоже не законченная, говорят, что последняя часть была бы о похождении в России, с учётом искромётного юмора, присущего данному произведению, думаю, это было бы существенным дополнением к нашим «Двенадцати стульям» Ильфа и Петрова.
5. Эрих Мария Ремарк «Чёрный обелиск». Самый популярный в России иностранный писатель. Если читать всего Ремарка, то может и надоест, много близких друг к другу сюжетов, а так, к примеру, заявленное произведение вполне на хорошем классическом уровне.
Не обойдусь и здесь без маленького бонуса.
6*. Курт Воннегут «Завтрак для чемпионов». Художественные достоинства этой книги сомнительны, но саркастическая критика современного мира просто великолепна.
Свидетельство о публикации №124043006716
Данила Ма 11.12.2024 15:21 Заявить о нарушении
Для всей русской поэзии, пожалуй, Вы правы, это перебор, ну там, "Евгений Онегин" всего нашего или лермонтовский "Сашка" к примеру, но...сколько там аристократического эстетства в период спокойного золотого века, а тут резонанс самого произведения и переломного момента в истории страны и мира, мало имеющего аналогов, по истине вселенского масштаба, потому и Христос есть, вторая Голгофа, да ещё на материале "своей ру.башки"...
Но и это не главное, вчитайтесь, там же музыка слов и ритма, вплетённая в созвучие стихий, космоса и антропного фактора...ведь дабы и плохинький стишок сочинить, нужно поймать паузу тишины, чтобы услышать эту музыку, ритм, резонанс...а тут, понимашь, гениальное внедрение автора в музыку сфер, чего он потом и сам испужался, сравнимое по аналогии, быть может, с органными прочтениями Баха...ну, как-то так...можно много писать на сию тему, но не будем томить заумью окружающую нас прекраснейшую часть человечеству в лице стихирных мастеров слова и рифмы...
Неистовый Виссарионыч 12.12.2024 10:45 Заявить о нарушении