Окунь, Александр Леонидович

Окунь, Александр Леонидович

Александр Леонидович Окунь (23 января 1942, СССР - 16 декабря 2023, США) — советский, американский театральный художник, сценограф.

Александр Леонидович Окунь
Саша Окунь
Саша Окунь
Дата рождения
23 января 1942 (82 года)
Место рождения
СССР
Страна
 СССР
 США
Род деятельности
Художник-сценограф
Сайт
Художественная Галерея
Содержание
Биография

Александр Окунь родился в 1942 году. Его отец — заслуженный художник РСФСР Леонид Александрович Окунь, в 1930-х годах был главным художником театра Музыкальной комедии Бебутова, в 1956—1979 — главным художником Московского цирка на Цветном Бульваре.

С 1953 по 1960 годы Александр Окунь учился в Московской средней художественной школе при институте им. Сурикова (МСХШ). С 1960 по 1965 годы в Школе-студии (вуз) им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького и с 1966 по 1969 год — в аспирантуре Школы-студии МХАТ.

Окончив аспирантуру с 1971 по 1979 гг., он работал в Школе-студии МХАТ на факультете сценографии и театральной технологии, где читал студентам оригинальный (разработанный им) курс «Композиция сценического пространства». Параллельно с преподавательской деятельностью Александр работал в московских театрах: во «МХАТе», «Сатиры», «Маяковского», «Пушкина», «Вахтангова», «Ермоловой», на «Малой Бронной», «Киноактёра», в ленинградском «Театре комедии», в Тульском драматическом театре и многих других. Кроме того, он был неоднократным участником выставок «Итоги Сезона», проводимых «Всесоюзным театральным обществом» (ВТО).

В общей сложности, к 1981 году Александр Окунь сделал декорации и костюмы к восьмидесяти спектаклям, включая три спектакля в Гаване, Куба.

В 1981 году Александр с семьёй эмигрировал в США.

Американский период

В 1982 году Александр получил должность доцента на театральном факультете Бостонского университета (School of the theater Arts Boston University), где преподавал до 1985 года.

В то же самое время, имя художника, постепенно становилось известным в театральном мире Америки.

Положительные рецензии в газетах на первые бесплатные или почти бесплатные постановки, проходившие в крошечных бостонских студиях. Затем спектакли в театрах Чикаго, Нью-Йорка, Филадельфии, Вашингтона, Далласа, Сиэтла, Сарасоты, Майами. В 1986 знаменитый продюсер и режиссёр бродвейских мюзиклов Харальд Принц пригласил Александра Окуня создать сценографию к мюзиклу «Роза». Премьера спектакля прошла сначала в Балтиморе, штат Мэриленд в театра «Center stage», затем, в Лос-Анджелесе, штат Калифорния на сцене театра «Mark Taper Forum» и, наконец, 1 Октября 1987 года состоялась Бродвейская премьера «Розы» (театр «The Royale Theatre», в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк). Во многочисленных рецензиях на новый мюзикл, все критики без исключения отмечали великолепные декорации сделанные театральным художником Александром Окунем.

Всего в США с его участием было выпущено около пятидесяти постановок.

С 1984 года Александр Окунь член организации United Scenic Artists. (USAA) (Организация аналогичная «Союзу театральных деятелей России»).

Благодаря работе над бродвейским мюзиклом, которая, сама по себе, является символом признания мастерства, Александру Окуню представилась возможность попробовать себя на новом для него поприще.

Должность консультанта по дизайну в диснеевской компании WDI (Walt Disney Imagineering) в Калифорнии 1988 год. С конца 1989 по 2012 годы — креативный директор в архитектурно-дизайнерской фирме «McBride Со» в Майаме, штат Флорида

Среди проектов, выполненных Александром, были работы по оформлению музеев и выставок, тематических ресторанов, водных парков, городских площадей, фонтанов, проекты для «Universal Studios» и многое другое. При создании коммерческих объектов он использовал свой многолетний опыт художника-сценографа и, по оценкам специалистов, работы Александра Окуня отличаются эффектными и оригинальными решениями.

С 2006 года вместе с женой живёт в горах Аппалачи (штат Северная Каролина).

Творческо-профессиональная деятельность
Факультет сценографии и театральной технологии, Школа-студия МХАТ, СССР.
1967—1969 аспирант-преподаватель.

1969—1979 доцент.

Бостонский университет, театральный факультет. США.
1982—1985 гг. доцент.

Список избранных работ

Сценография к спектаклям

СССР

Московский художественный академический театр им. М. Горького.

1967 — «Жил был каторжник» Ж. Ануй. Постановка В. Я. Станицина.
1968 — «Село степанчиково» Ф. М. Достоевский. Постановка В. Н. Богомолова
1972 — «Пока арба не перевернулась» О. Иоселиани. Постановка И. М. Тарханова.
1977 — «Чеховские страницы» А. П. Чехов. Постановка Е. Радомысленского.
1978 — «Соловьиная ночь» В. Ежов. Постановка В. Я. Станицина.
Московский академический театр им. Вл. Маяковского.
1969 — «Конец книги шестой» Е. Брошкевич. Постановка А. Гончарова и Е. Радомысленского.
Московский академический театр сатиры.
1971 — «Затюканный апостол» А. Макаёнок. Постановка Е. Радомысленского.
Тульский государственный академический театр драмы имени М. Горького. Режиссёр-постановщик Р. Рахлин.
1972 — «Бесприданница» Н. А. Островский.
1973 — «Варвары» А. М. Горький.
Государственный академический театр имени Е. Вахтангова Режиссёр-постановщик А. Ремизова.
1972 — «Шаги командора» В. Коростылев.
1978 — «Дела давно минувших дней.» по произведениям Н. В. Гоголя.
Ленинградский театр комедии.
1973 — «Игра с кошкой» И. Эркеня. Постановка А. Ремизовой.
Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
1971 — «Бременские музыканты» В. Шульжик (по мотивам сказки братьев Гримм). Постановка Я. Губенко.
1974 — «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилов. Постановка В. Андреева.
США

Court Theater. Чикаго, Иллинойс.
1983 — «Антигона», Софокол, режиссёр Timur Djordjadze.
Arena Stage. Вашингтон, дистрикт Колумбия.
1984 — «Три сестры», А. П. Чехов, режиссёр Zelda Fichandler.
American Repertory Theater. Кембридже. Массачусетс.
1984 — «Олимпийские Игры» (Olympians games) по эротическим рисункам Пикассо. Режиссёр Barbara Damashek.
Фестиваль музыкальных театров в Филадельфии, Пенсильвания и «Mitzie Newhouse» Центр им. Линкольна, Нью-Йорк, Нью-Йорк.
1986 — мюзикл «Пересадка Голов» (The Transposed Heads) по индийской сказке Томаса Манна. Режиссёр Джули Теймор. — Первая премия фестиваля.
The Egg Theater. Олбани, Нью-Йорк.
1986 — мюзикл «Лампа Аладдина» (ALADDIN). Режиссёр Peter Webb. — второе место на Международном театральном фестивале в городе Джараш, Иордания.
Center Stage. Балтимор, Мэриленд, Mark Taper Forum. Лос-Анджелес, Калифорния, The Royale Theatre. Нью-Йорк, Нью-Йорк.
1986—1987 — мюзикл «Роза» (Roza). Продюсор и режиссёр Harold Prince.
Center Stage. Балтимор, Мэ;риленд.
1988 -«Буря» («The Tempest»). В. Шекспир, Режиссёр Stan Wojewodski, Jr.
Dallas Center Theater. Даллас, Техас.
1988 — «Идиот» («The Idiot»). Ф. Достоевский. Режиссёр Jonas Jurasas.
The Coconut Grove Playhouse. Майами, Флорида, The Walnut Street Theatre. Филадельфия, Пенсильвания.
1988, 1989 — мюзикл «FAME». Продюсер David De Silva. Режиссёр David Seint.
Alley Theater. Хьюстон, Техас.
1993 — «Сирано де Бержерак». («Cyrano de Bergerac»). Режиссёр Gregory Boyd.
Репертуарный шекспировский театр. Чикаго, Иллинойс.
1996 — «Ричард III» (Richard III). В. Шекспир. Режиссёр Barbara Gaines.
Utah Ballet. Солт-Лейк-Сити, Юта.
2011 — балет «Щелкунчик». («The Nutcracker».) Хореограф Regina Zarhin.
Англия

«The Royal Albert Hall», Лондон
2001 — опера Пуччини «Турандот» (Turandot). London Opera Company и режиссёр Eugen Platon .
Россия

Государственный театр киноактёра.
2009 — «Дурочка» Лопе де Вега. Режиссёр Е. Радомысленский.
Концептуально-Коммерческий Дизайн

США

«Fantasy of Flight» — Частный музей винтовой авиации. Орландо, Флорида.
"WWII Thru Russian eyes " — Выставка посвящённая второй мировой войне. Вашингтон, здание им. Рональда Рейгана. Несколько позже, была показана жителям городов Мемфис, Теннесси и Сан Диего, Калифорния.
Экспозиция посвящённая первой подвойной лодке «Hunley» времен гражданской войны в Америке. Миртл-Бич, Южная Каролина.
Выставки

2002 год — Персональная художественная выставка «Театральный Дизайн сцены». 'Vit Art Gallery', Флорида, США.
1967—1978, 2006 годы — Участник Выставок «Итоги сезона». Союз театральных деятелей, г. Москва, Россия.
Частные коллекции и музеи

Театральный музей им. А. А. Бахрушина (Москва).
Театральный музей им. Евг. Вахтангова (Москва).
Музей МХАТа(Москва).
Частные коллекции Нью-Йорка и Чикаго (США), Москвы и Петербурга (Россия).
Премии

1969 год — Спектакль-победитель международного театрального фестиваля польских пьес в Москве. Театра им. Маяковского «Конец книги шестой».
1974 год — Диплом министерства культуры СССР за лучшую сценографию сезона. Спектакль Театра им. Ермоловой «Прошлым летом в Чулимске».
1987 год — Премия объединения театральных критиков г. Далласа, Техас. За сценографию к спектаклю «The Idiot».
1989 год — Ежегодная премия им. Карбонелла (сезон 1988-89 гг.). За сценографию к мюзиклу « Fame».
Отзывы

Многочисленные ревю в советской и американской прессе.

В крупнейших изданиях «Нью-Йорк Таймс» (The New-York Times), «Уолл-стрит-джорнел», (The Wall Street Journal), «Вашингто;н по;ст» (The Washington Post) и Филадэльфиа инквауэр (The Philadelphia Inquirer), В газетах «USA Today», «The Sarasota Herald-Tribune», « The Maimi Herald». «Variety» — в ведущем американском еженедельнике, освещающем события в мире шоу-бизнеса .

Газета «Новый Американец». Статья о спектакле «„Зеки“ в Нью Йорке». 12/31/1981.
Журнал «7 дней». Статья «Американские премьеры Александра Окуня». 03/23/1984.
Газета «The New-York Times». Рецензия на спектакль А. П. Чехова «Три сестры.» Mel Gussow, 02/19/1984
Газета «The Philadelphia Inquirer». Рецензия на спектакль «Пересадка Голов». 12/9/1986.
Газета «The Washington Times». Рецензия на мюзикл «Роза». 12/18/1986.
Журнал «Variety». Рецензия на мюзикл «Роза». 12/24/1986.
Журнал «Theater». Рецензия на мюзикл «Роза». John Simon.
Журнал «USA Today». Рецензия на мюзикл «Роза». 05/01/1987.
Журнал «Theater». Рецензия на мюзикл «Роза». John Simon.
Газета «Los Angeles Times». Рецензия на мюзикл «Роза». 05/01/1988.
Газета «Chicago Tribune». Рецензия на спектакль «Ричард III». Sid Smith ,1996 г.
Газета «Sarasota Herald-Tribune». Рецензия на пьесу Хенри Ибсена «Hedda Gabler». 1/7/2003
Книга Foster Hirsch «Harold Prince and American Musical».
«Альманах порт-фолио». Журналист Леонета Рублевская. 2002 г.
Ссылки

Официальный сайт Александра Окуня Архивная копия от 23 января 2015 на Wayback Machine
Сценический Портал. «Школа- студия МХАТ»
Интернет-страница «Школа- студия МХАТ» Архивная копия от 23 января 2015 на Wayback Machine
База Данных бродвейских спектаклей на интернете. Архивная копия от 23 января 2015 на Wayback Machine
Архитектурно-Дизайнерская Фирма «McBride Co» Архивная копия от 15 февраля 2015 на Wayback Machine
Частный музей винтовой авиации (недоступная ссылка)
«Hunley» (недоступная ссылка)
Архив тура оперы Пуччини «Турандот». Архивная копия от 23 января 2015 на Wayback Machine
Афиша театра «Киноактёр». Спектакль «Дурочка». Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine
СТД. Выставка «Итоги Сезона». 2013 г.
Источники

Журнал «Theater Crafts» интервью Майкла Соммерса (Michael Sommers) с Александром Окунем. 11/1987 г.
Альманах порт-фолио. «Интервью с Александром Окунем».
Интернет издание ХИАСа 2011 г. Архивная копия от 23 января 2015 на Wayback Machine
The Carbonell Awards. South Florida’s Theater & Art Honors. Архивная копия от 23 января 2015 на Wayback Machine
Каталог «Итоги сезона 50» Архивная копия от 1 февраля 2015 на Wayback Machine

***
Леонета Рублевская. Это кому-нибудь Нужно?
Вступление
Была суббота - чудесный погожий день. Впрочем, в Майами таких дней - великое множество. И, несмотря на это, передо мной стояла дилемма: идти на пляж или… - на выставку. С одной стороны - лазурный океан с золотым песком, ослепительным солнцем, пальмами… С другой стороны - что-то духовное… правда, еще неизвестно что, но которое может подпитать меня как бы изнутри, в отличие от первого, которое извне…

Подобный вопрос часто возникает почти у всех русских майамцев,- куда податься: туда или туда? Конечно, в сравнении с Нью-Йорком, Вашингтоном, Лос-Анжелесом и прочими городами, в которых бьет ключом культурная жизнь русских американцев, Майами остается для русских спокойным провинциальным городом: без множества гастролей, без шумных околотеатральных встреч, без многолюдных художественных тусовок, без… Очень многого в этом городе нет… Зато то тут, то там только и слышишь: "Ты посмотри, какая вокруг красота!", "Ты посмотри - ну просто картина", "Ты посмотри, какой цвет океана?!", "…А какие оттенки неба?!"… Да, чаще всего живущий в заманчивой близости круглый год теплого океана выбирает, конечно же, первый вариант.

Может, именно вследствие подобных решений культурная жизнь в этом регионе не так активна. Зато отдых, общение с природой, сибаритство на первом месте! Разве здесь до выставок? Конечно, иногда очень тяжело предпочесть придуманное, рожденное даже некими великими гениями, настоящим, "живым" красотам Майами. Такой город...

В этот раз победило желание увидеть нечто новое, пообщаться с моим хорошим знакомым- художником да - что и говорить! - со своими соотечественниками, коих здесь встречаешь не часто, и которых хотелось повидать. Ведь не у всех же майамцев трафаретное мышление - должен же кто-то придти на выставку! Я не ошиблась…

Итак, выставка.

Справка: "Дизайн для сцены" - персональная художественная выставка Александра Окуня, известного российского, а ныне - и американского, сценографа, организована впервые в Америке, в Майами в сентябре этого года. На ней представлено более 70 оригиналов (эскизы декораций, костюмов, афиши и художественные интерпретации сценических решений спектаклей театров России и Америки). Нынешняя выставка - итог творчества длиною в 40 лет.

Чтобы поговорить с Александром Окунем, мне пришлось побывать на выставке не однажды. И всякий раз, приезжая сюда, узнавала, что художник опять неприступен: он постоянно в окружении всевозможных посетителей - то ли друзей, то ли представителей прессы, то ли жаждущих духовности русских майамцев, то ли любопытных американцев… Вот и вывод: интерес к выставке, к автору проявили многие, и всем хотелось не просто обойти работы, поцокать языком, восхищаясь полотнами, обменяться мнениями с остальными присутствующими, но непременно задать несколько важных вопросов самому художнику. А в первые дни выставки он присутствовал тут чуть ли не круглые сутки!
.
Мне пришлось присоединиться к очередной группе посетителей и вместе с ними "пытать" автора работ.
Л.Р.: Александр, это первая ваша выставка в Америке. А в Вашей жизни?

А.О.: Я никогда этим не занимался. Я всегда в работе, можно сказать, о выставках и не думал. Правда, как говорится, в прошлой жизни, я всегда участвовал в ежегодных выставках с коллегами Всероссийского Театрального общества "Итоги сезона" - ни одной не пропустил, потому что я очень активно работал всегда.
Л.Р.: Что же случилось в Майами, что вы решились на это?


А.О.: Честно говоря, я даже не решал, это так получилось по разным соображениям. Помещение предоставили мне новые знакомые, которые и сделали рамы для моих работ - очень серьезная помощь. Галерея только что открылась. Посмотрим, что из этого получится. Я, знаете, сейчас в это верю мало, во все, что касается искусства, театра, в частности… Все задаю вопрос: "Это кому-нибудь нужно?" Особенно здесь, в Майами, где такая природа… Приезжают отдыхать… Какой концерт? Какая выставка? На океан!

Я люблю театр и посвятил ему всю мою жизнь. Все эти работы на выставке - своего рода память о спектаклях, в которых я работал. В этом есть момент настальгии.

Каждая работа - мой календарь. Я гляжу и все вспоминаю: какой год? 70? Я в театре Маяковского делал "Конец Книги шестой". Это был очень скандальный спектакль. Изумительная и острая на то время пьеса о Копернике Бражкевича. По невероятной случайности спектакль не закрыли. А в результате мы получили первую премию за спектакль года на польском театральном фестивале. Тогда же и Боровский получил за "Час пик". А вот, скажем, 1986 год. Это уже здесь, в Америке. Музыкальный спектакль "Лампа Алладина" в очень уникальном театре - "The Egg Theatre", который построен в виде яйца. Думаю, такого нигде больше нет - только в столице штата Нью-Йорк Албани. В даун-тауне несколько башен, фонтан и как-будто кто-то сделал специально - яйцо на двух ногах. В этом яйце 2 прекрасных театра - большой и малый. И задняя стенка может открываться и увеличивать пространство одной или другой сцены. Единственная вертикаль там, это актер на сцене. Меня пригласили туда ставить спектакль, который собирались возить по стране и за рубежом. И нужно было соблюсти одно важное условие: вся декорация должна собираться быстро и помещаться в самолет… Задача была невероятная. Но я решил: моя идея конструкции - стремянка. Несколько стремянок. От большой - до малой. Скажем, большая раскрывалась и держала мягкую часть. Например, верблюды - тоже стремянки. Это все складывалось быстро и удобно. Очень хороший спектакль был, очень живой, многокартинный. Он имел успех. А в Иордании, на театральном фестивале, мы работали в Римском амфитеатре. Нельзя ни гвоздь забить, ни приколачивать что-либо - только молиться на камни. Ночь в Римском театре - это что-то! Приехали поздно, ставили сцену. Я встретил рассвет... Это незабываемо - вокруг давняя история и звезды нынешнего ночного неба! Получили вторую премию, первую - Лондонский балет...

 Художника Александра Окуня можно слушать часами. Он отменный рассказчик, неутомимый и очень интересный. Кстати, рассказывает он не только о своих работах, не только о спектаклях, над которыми трудился и трудится сейчас, не только о людях, с которыми творил на разных этапах своей жизни. Его память хранит много.

Хотите знать о периоде нашего театра, когда вся советская страна жила за железным занавесом? Пожалуйста. Или когда наступили годы политической оттепели? Может, вас интересует, почему, скажем, Достоевский написал своего "Идиота" или о чем "Чайка" Чехова? Вы получите ответ.

Он много думал об этом, ставя спектакли, и у него на всё есть свой взгляд. Он всегда проявлял активный интерес не тольку к театру - поле его интересов огромнейшее. Да и деятельности - необъятное. Впрочем, театральный художник, вероятно, и должен быть таковым.

Ведь рождение сценического образа спектакля в дуэте с режиссером-постановщиком требует не только художественного решения на бумаге, полотне, а порой - и его физического воплощения в макете, на сцене… И тут уж часто приходилось быть и архитектором, и строителем, и машинистом сцены, и - хотите верьте, хотите нет , - но немножко физиком и химиком… Скажем, в том же спектакле "Лампа Алладина" всех восхищало огромнейшее солнце, оно же и луна, из шара… с гелием… Кажется просто, а, поди придумай! Или в работе над костюмами, над элементами декораций чего только не требуется знать, чтобы передать аромат эпохи?! Сколько надо прочитать книг, пересмотреть рисунков, а позднее - фото?!

Необычным было рождение сценического образа спектакля в Далласе "Идиот" по Достоевскому. Это уже 1989 год. Воспоминания об этой работе с удивительным режиссером из Литвы Ионасом Юрашасом особенно дороги Александру Окуню. Задаю вопрос художнику:

Л.Р.: Чувствуется по всему, что Вы считаете эту работу своей самой любимой?

А.О.: Да, спектакль был отменный…Знаете, по поводу хороших и плохих спектаклей есть такая примета: если вы после конца спектакля не помните, где вы запарковали машину, это хороший спектакль. А если за 10 минут до конца вы думаете: как бы вам быстрей к своей машине…Думается, столько, сколько жил этот спектакль,он волновал зрителей. Они были там, в действии... С Ионасом, главным режиссером Каунасского театра, я познакомился еще в ГИТИСе, как говорится, знал его со школьной скамьи. Он в качестве диссидента оказался в Америке, где по прошествии многих лет я с ним и встретился в этой уникальной работе. И театр Далласовский тоже уникальный. Этим театром руководил потрясающий человек - америкканец Эдриан Холл. Имел два театра - в Далласе и в Провидансе. Спектакли его театров были не ординарны. Каким и стала наша совместная работа. ...Ионас в это время жил в Германии. Мы переписывались, рассуждали о постановке… Все, день свидания. Мы встречаемся в Далласе. Они, заказчики, от нас уже чего-то ждут. Мы идем из одного помещения в другое, и Ионас мне тихо по-русски говорит: "То, что я тебе присылал, мы это все не делаем, у меня другое решение". Я говорю: "Что сейчас будет?" "Ну, ничего, мы сегодняшнюю встречу перенесем на завтра. И у нас ночь будет. Сейчас 3 часа, в 5 будем дома и до утра - куча времени". Мы садимся и начинаем решать...Нам предложили два помещения: одно обычное - со сценой, другое - огромнейший сарай. Я выбираю, естественно, сарай. Вот он и был таков: гигантский сарай с железными дверями. Я имел разрешение сажать людей как угодно. Да и театр этот работает в подобном стиле - я смотрел несколько предыдущих спектаклей. Естественно, в своем воображении я сделал все наоборот - посадил зрителей по диагонали. …И вдруг, что называется в секунду, у нас родился спектакль. Мощнейший. Этот "Идиот", инсценировка литовского писателя Алгирдаса Лансбергиса, написанная на 8 человек, весь перевернутый. Все начинадось у нас с того, что на этом диагональном полу огромном - 60 футов длиной, от которого идут места наверх, - сидит Рогожин. Он забарикадировал мебелью труп Настасьи и пьет. И в окно увидев Мышкина, притаскивает его сюда,к нам, показывает труп. И они вспоминают все и не могут расстаться со своими тяжелыми мыслями и телом Настасьи Филипповны. И финал этой всей истории - арест Рогожина.

Тут интересная деталь. Вы знаете, почему Достоевский написал этот роман? Он был потрясен одним явлением. Он в Гааге в музее увидел Гольбейновского Христа. Это очень знаменитая работа, предельно странная. Что нарисовано на ней? В натуральный размер человек, вернее труп, лежащий на доске. Работа горизонтальная... Она не только по сюжету, по форме страшная, но и своими красками… Одним словом, всем страшная.

И свое ощущение от этой работы Достоевский вложил в слова Рогожина, это как бы явилось основной мыслью произведения. У нас в спектакле это происходило так: Рогожин рассказывает Мышкину историю, что его отец купил копию Гольбейновской работы, и вот она тут. И он начинает вынимать доски из пола, как роет могилу, доставая доску за доской… И тут, завернутая в тряпку, нам является - вы помните, я сказал, что картина горизонтальная… А он вертикально ставил ее… Это было страшно…И эти слова, которые всех поражают: "…Какой же он бог? Он - как я". И это момент наказания. И в это время открывались с шумом железные двери... И что мы сделали: на настоящей лошади на эти станки вылетал жандарм … Вдруг такая суперреальная сцена, как шок! Я получил премию лучшей работы в Америке за сценографию. Вы знаете, какой мощи был спектакль? Я смотрел два прогона - премьеру я уже не мог смотреть… Спектакль вбирал в себя целиком. Дело в том, что там была еще и музыка... звуки. Мы нашли в Далласе в каком-то кафе гениальных людей - цыган из Ливана. 3 человека: музыкантша со скрипкой делала скрип дверей. В любовной сцене она проходила, играя, по сцене как бы невзначай… Это классно выглядело - очень театрально: эта свалка мебели, эти цыгане - все работало! Когда герои ехали к цыганам, на втором этаже - там был как бы хор - ребята в цыганских костюмах, танцовщицы в шалях - все устремлялись трапецией вниз…А когда Рогожин задумывал убийство, из-под зрителей летели и вонзались в доски ножи. Напряжение нарастало с каждой минутой... Знаете, как пульсирует вена! Очень мощный спектакль был. Итак, мы остались вдвоем... За ночь все это придумали, и к 12 часам другого дня я принес рисунок. Знаете, иногда это делается долго и мучительно, а иногда - вот так…

Можно долго общаться с художником, слушать его необыкновенные истории о рождении того или иного спектакля. Об актерах и режиссерах. Слушать о времени, которое уже ушло. О спектаклях, которых уже нет… Но и рассказы о его сегодня не менее интересны. Сейчас Александр Окунь сотрудничает с американской компанией, которая осуществляет всевозможные дизайнерские проекты, в том числе и для Диснея во Флориде. По одному из проектов Окуня уже начались работы в Эпко-центре.

Александр мне рассказал, что еще задолго до своего отъезда в Америку, на подмосковной даче, рассуждая с другом о своей будущей работе в тогда еще чужой стране, он чуть ли не обиделся, когда тот предположил, что можно трудиться на Мики-Мауса - имелся в виду Диснеевский центр. А уже здесь оказалось, что огромное количество знаменитых людей "молится" на Мики-Мауса и считает за честь работать для Диснея... Вот и Окунь является здесь сегодня консультантом. И считает это большим счастьем для себя.

Думается мне, на следующих выставках появятся работы и этого периода. А пока мне захотелось услышать мнения посетителей нынешней выставки. Интересным было знакомство с американцем Роберто. Он признался мне, что пришел на эту выставку по совету друзей и только здесь узнал, что за всеми этими работами присутствует театр. Был очень удивлен и обрадован. Удивлен потому, что никогда ранее не был на подобных выставках, и обрадован тем, что раскрыл для себя театр вообще и русский, в частности. Подобные мнения высказали и мои соотечественники.

Нина Арцибашева: Я живу в Майами уже 8 лет. Очень досадно, что в этом чудесном городе мало происходит чего-то интересного для русских майамцев. Как только я увидела объявления в журнале "Флорида.Русские страницы", сразу решила, что пойду.

Л.Р.: Выставка необычная, мы привыкли ходить на выставки художников… Здесь же работы сценографа, картины, связанные со спектаклями. Для вас было интересно?

Н.А.: Это очень интересно, потому что, когда смотришь на такое, как бы чуть-чуть заглядываешь внутрь театра, за кулисы сцены, что ли. Мы привыкли видеть на сцене все готовое. И порой даже не можем представить, из чего это создается. А здесь, на выставке, все будто открывается: эта совместная работа режиссера и художника.

Сергей Струнков: Да, видишь большой труд художника, сложный. Такая выставка очень интересна нам, зрителям: лучше узнаёшь театр и получаешь от него настоящее удовольствие.

Кто-то из посетителей нынешней выставки Александра Окуня, полушутя, полусерьезно, сказал, что по большому счету она должна войти в историю Америки как первая выставка сценографа русского происхождения. Должна войти и тем, что произошла она в городе Майами - городе, не щедром на культурные мероприятия.

…К вопросу, который был вынесен мною в заголовок статьи о художнике и который Александр Окунь как бы задал сам себе, не требуя ответа. Мне хотелось ответить ему тут же, на его выставке, банальными восклицаниями наподобие: "Ну что вы!", "Как же!"… Отвечу здесь: думаю, что нужно. Потому что, если искусство вдруг уйдет из нашей жизни, то никакие красоты вокруг не спасут нас, вопреки известному высказыванию. Только искусство способно будоражить мысль, рождать прекрасные чувства, возвышать и делать нашу жизнь прекрасной и полноценной.

Приложение.

Из биографии художника:
А.Окунь - художник Московского Драматического театра им.Ермоловой - эмигрировал в Америку в 1981 г. Москвичи его помнят по многим работам и по сей день. А некоторые спектакли сценографа были отмечены и на престижных конкурсах и фестивалях (приз "За лучшее художественное воплощение" - спектакль "Прошлым летом в Чулимске" по пьесе А.Вампилова). Первые годы в Америке художник преподает в Бостонском Университете искусства. Также осуществляет постановки спектаклей в разных городах США (Бостон - "Свадьба Бальзаминова" А.Островского; Чикаго - "Антигона" Софокла; Нью-Йорк - "Дневник Анны Франк" и др.); работает над оформлением оперных и музыкальных спектаклей; участвует в дизайн- проектах ряда выставок, фестивалей. Спустя годы, выпускает спектакли в других странах. Особую популярность в Америке художник приобрел после своего знаменитого проекта выставки в столице Америки "Вторая Мировая война глазами русских", которая потрясала каждого посетителя, независимо от национальности, вероисповедания, возраста - настолько достоверно и волнующе был подан материал; а также вызвала нескончаемый поток восторженных статей в прессе. В 1998 г. выставка с успехом прошла в нескольких городах Америки. Сегодня А.Окунь живет и трудится во Флориде. Майами уже больше 10 лет держит его здесь…

Фото:
1. Вход в выставку;
2. Окунь рассказывает мне о спектакле;
3. Среди посетителей


Рецензии