Кочегаров

Кочегаров

Кабинет директора школы. Директор просматривает журнал.

Директор.– Ольгу Ивановну. (Входит молодая учительница.) Ольга Ивановна, у меня в руках журнал. Опять двойка, и опять Кочегаров.

Учительница.– А что я могу с ним сделать, Сергей Михайлович? Он идиот.

Д.– Идиот? Специальная комиссия проверяла его способности. Полноценен, как вы и я.

У.– Но у меня нет сил с ним бороться. Честное слово. Он сам ничего не знает. Подбивает других. Вчера с ним ушло двадцать человек. В зоопарк. Дразнить белого медведя. Один упал в бассейн. Хорошо, что медведь спал. Я с ним не могу работать.

Д.– Это не разговор, Ольга Ивановна. Исключить его нам никто не даст.

У.– Но я не могу с ним... Это такой тип.

Д.– Родителей вызывали?

У.– Они работают на севере, отдыхают на юге. Я вызвала старшего брата. Может быть, придет.

Д.– Может быть. Не может быть. Это не разговор. Педагог не может взять в руки мальчишку. Идите, позовите сюда Кочегарова.

Голос Кочегарова(из-за двери). – Я здесь.

Появляется маленький злющий Кочегаров. Учительница выходит. Директор прохаживается по кабинету, посматривая на Кочегарова, постукивает по столу. Кочегаров тоже постукивает по столу.

Д.(Раздражается). – Так. Кочегаров. Так. Стой прямо. Не кривляйся. Долго мы с тобой будем мучиться? Как ты думаешь?

К.– Год.

Д.– Ты – в седьмом. Так... (Постукивает по столу.)

Кочегаров тоже постукивает по столу.

Д.– Ну, давай по-хорошему. (Садится на стул.)

К.– Давайте.

Д.– Ты почему взорвал прибор «сообщающиеся сосуды»?

К.– А я больше не буду.

Д.– Уже все равно. Другого прибора нет.

К.– Ну, ладно.

Д.– Зачем ты намазал школьную доску стеарином?

К.– Чтоб мел не писал.

Д.– Я понимаю. Ты думаешь, одни дураки кругом. А зачем, чтоб мел не писал?

К.– А пусть не пишет.

Д.– Нет. Но почему он не должен писать?

К.– А пусть не пишет.

Д.– Да... Но почему?

К.– А так.

Д.– «А так»... Зачем ты преподавателю физики Самуилу Яковлевичу воды налил на стул?

К.– Я говорил, что он в теплом белье, а все говорили – нет.

Д.– Но он только к концу урока почувствовал.

К.– Значит...

Д.– Вот. Пожалуйста. Варит у тебя башка, Кочегаров. Ты же виртуозные гадости придумываешь. Почему я не могу встать со стула? Почему я не могу подняться, Кочегаров? (Кочегаров улыбается) Сейчас же открепи. Я тебе... Ах, это гвоздь... Мда... Позоришь школу. И меня. И Ольгу Ивановну. (Кочегаров манит пальцем директора и что-то шепчет ему на ухо.) Ты с ума сошел. У нее семья есть.

К.– А я вам говорю... (Шепчет.)

Д.– А я тебе... (Шепчет.) Понял? В колонию отдадим.

К.– Ну да.

Д.– Сидеть будешь в тюрьме. Срок отхватишь двадцать пять лет.

К.– Ну да.

Д.– Хлеб и воду будешь лакать.

К.– Да ну!

Д.– На холодном полу спать.

К.– Ну да.

Д.– Крысы кругом.

К.– Да ну!

Д.– Все. Довольно. Ты почему – два по геометрии? – Почему – два по геометрии?..

К.– Она меня спрашивала тупой угол, а сама тупой не задавала.

Д.– Не задавала?

К.– Не задавала.

Д.– Все. Выйди. Позови Ольгу Ивановну.

Кочегаров выходит, входит учительница.

Д.– Ольга Ивановна, что же вы, сами не задавали, а сами спрашиваете?

У.– Ну как же не задавала? Задавала. (Смахивает слезинку.)

Д.– Перестаньте. Позовите Кочегарова. (Учительница выходит, входит Кочегаров) Ты, Кочегаров дурака не валяй. Она говорит, задавала.

К.– Задавала? А почему у меня в дневнике не записано?

Д.– Выйди. Позови. – Кочегаров выходит, входит учительница. – Ольга Ивановна. Мальчик говорит, что вы не задавали.

У.– Задавала. Что же я, совсем уже?..

Д.– Слушайте, моя дорогая, задавали, не задавали – это ваше дело. Он вас предупреждал, что не знает?

У.– Да.

Д.– А вы его спросили?

У.– А что я могла сделать – весь класс на меня смотрел.

Д.– И вы ему – два?

У.– А что я могла сделать?

Д.– На три нельзя было натянуть?

У.– У меня совесть какая-то есть... За что ему три, за что?

Д.– Родителей вызывали?

У.– Старший брат пришел.

Д.– Зовите всех сюда.

Учительница выходит, входят Кочегаров и его старший брат.

Б.– Здравствуйте. Опять этот тип что-то натворил. (Бьет Кочегарова по шее.)

К.– А-а!

Б.– Тихо... Как у него академуспеваемость?

Д.– Ужасно. По геометрии одни двойки. По физике.

Б.– Ясно. Подойди сюда...

К.– Убегу.

Б.– Никуда не убежишь. Будешь учиться. Будешь инженером, болван. (Бьет Кочегарова по шее.)

К.– А-а!

Д.– Не нужно так. Он мальчик неглупый. Вот и Ольга Ивановна говорит...

Б.– Это Ольга Ивановна?

Д.– Да.

Б.– Так... (Кочегарову.) Три рубля отдай. Кто сказал, что Ольге Ивановне на венок? А ну – трешку.

Д.– Постойте... Он что, на венок у вас взял?.. Ты взял?

Б.– Два раза брал, гад. Один раз Ольге Ивановне, другой раз... (Смотрит на директора.) Отдай шесть рублей. Кто сказал, что директор... От тифа... А?

Д.– Выйдите. (Братья выходят. Из-за двери крик: «А-а-а!») Он его убьет. Надо забрать Кочегарова. Кочегаров! (Входит Кочегаров. Крик за дверью продолжается.) Ну, давай по-хорошему. Ты же хороший, нормальный мальчик. (Кочегаров кивает) Может быть, ты хочешь убежать? (Кочегаров всхлипывает и отрицательно качает головой) Ты хочешь все-таки учиться? (Кочегаров кивает) И именно в нашей школе? Может, ты сбежишь?.. Я тебе помогу. (Кочегаров отрицательно качает головой) – Ну, давай двойку исправлять. Сколько будет дважды два?

К.– Четыре.

Д.– Умница. Можешь, если хочешь. Теперь геометрия. Спрашивайте его, Ольга Ивановна.

У.– (Всхлипывая.) Чему равен квадрат гипотенузы? (После паузы) Шурик, сынок, подумай, сосредоточься.

Д.– (Шепчет.) Сумме квадратов.

К.– Сумме квадратов.

Д.– Правильно. Достаточно. Три.

К.– Четыре.

Д.– Что вы им задавали на завтра?

У.– Биссектрису угла.

Д.– Шурик, выучи завтрашний урок. Для меня. Это я тебя прошу. Для меня лично. Ни для кого. Для меня.

К.– Я выучу, а она не спросит. У меня уже так было. Она уже так делала.

Д.– Спросит, спросит. Запомни, Кочегаров, получишь еще одну двойку исключу, и ни в какую школу не возьмут. Иди. (Кочегаров выходит) А вы, Ольга Ивановна, поставите еще одну двойку – уволю, и ни в какую школу... Вы это знаете... Идите.

Учительница выходит. (Садится на стул. Под ним что-то взрывается.)

Д. - Кочегарроф.


Михаил Жванецкий


Рецензии