Музыка Жизни Грибоедова. Пьеса в стихах

Философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Исследование сохранение живого произведения театрального искусства

Литературный проект "Твёрдый знакЪ"

"Музыка Жизни Грибоедова" ("Грибоедов"). Пьеса в стихах в жанре решения, основанная на исследованиях и очерках современников, биографии писателя и его произведениях. 2024, Ксения Мира


        Посвящается Родной душе
        и хранящим историю
        и длящим музыку жизни словом и действием


"Музыка жизни Грибоедова"
("Грибоедов")

пьеса в четырёх действиях
в жанре решения
в стихах

Действующие лица:

Грибоедов Александр Сергеевич
Мальцев - его первый секретарь
Аделунг - его второй секретарь
Жандр А.А.
Всеволожский А.В.
Бегичев С.Н.
Полевой К.
Нина Александровна Грибоедова (Чавчавадзе) - жена Александра Сергеевича Грибоедова
Министр иностранных дел
посольская миссия
персияне
высший свет столицы
люди из народа
друзья Александра Сергеевича Грибоедова


        Такие ум и душу надобно беречь,
        Кто мог Российскую историю стеречь -
        О том сиречь.


        Посвящается хранящим историческую память


        Пролог

Вновь повторяется история: давно ль
Безвинного распяли за ученье
И слово истины попрали с ним равно,
Вместо себя приговорив к мученьям.
И снова ум, что открывает правду,
Толпе был отдан не судьбой. Не суд
То был, и не расправа - ада
Черта в людской природе. Дух ли худ?
Не дух и ум - а сами люди,
Что осквернили жизни дар.
Грешим - и тут же сами судим.
Но чист, кто добрым стал.
О, люди добрые! Смотрите!
Ваш брат, распятый на кресте.
Его при жизни пощадите,
Запечатлите в памяти - ума холсте.
Он человек высокого значенья,
Он мог ещё писать и мудрость передать,
Но, видно, в том судьбы теченье,
Что горе за углом (1),  иль от ума - как знать?
Характер, ум -
Всё в жизни человеческой не в прок -
Но в этом не закон и не урок.
И слов не нужно там, где мало толка,
Там нужно дело, что дороже слов.
Но слово в деле - в этом смысла сколько,
Где дело в слове - целый мир готов.


Действие первое

Явление 1

(Назначение, которого страстно хотелось избежать, и прощание Александра Сергеевича с Петербургом, когда среди вихря мыслей всплывают слова министра иностранных дел)

"Отечество прославить на Востоке,
И прекратить ту вечную войну
Дано лишь одному уму,
Что свет втречает на восходе
И Западу не жалует хвалу.
Засим послом назначить Вас велели,
Коль представителем служить Вам не в чести,
Вы ране слово русское воспели,
Теперь авторитет Империи блюсти:
Посольство в Персии возглавьте, статс-советник -
Вы недовольны были должностью - теперь
Обласканы Вы чином в высшем свете -
Для Вас открылась заповедна дверь"

        Грибоедов (среди улицы вспоминая этот разговор):

Всё, что угодно - только это
Я не просил, не ждал, не вопрошал!
О, полночь чёрная (2)! Дай свету!
Я - шпагу в ножны, мне в ответ - кинжал!
Прощанье с Петербургом... Чую, грежу,
Что это не начало, а конец.
Нет, я не болен, не труслив, не брежу,
Ведь человек своей судьбы кузнец.
Но чувство иль предчувствие так явно
Мне говорит, что смерть там ждёт, таясь.
Коль людям откровений с чувством мало,
Так я умру, пред смертию смеясь...
Пусть говорят, что разум наш свободен -
То лишь свобода пленника в неволе:
Там, в одиночестве, смертелен острый ум -
Как много высказать ещё я должен дум!
Но прежде - долг и честь. На службе вновь -
И в прошлом юный пыл, хоть и жива любовь...
Жива! Отечество, тебя люблю я страстно
И потому я выбрал этот путь опасный
Иль выбрал он меня. Но - за дела!
Я ссыльный и герой - вот жизнь посла...

(через мгновение продолжает, глядя в воды Невы)

Не жаждал я ни чина, и ни славы,
Ни места хлебного, к кормушке что ближей,
Я жаждал дела - получил опалу
Иль ссылку - не сказать хужей.
Когда желанием иль даром вдохновлённый,
Идёшь дорогою науки и искусств -
Тебе и мира целого уж мало,
Но к жизни больше чувствуешь ты вкус.
А люди в большинстве замкнулись в личной клетке -
Кто на земле, а кто на верхней ветке,
И так проходит жизнь их в собственном соку,
И дела нет им, что творится на веку.
Что на веку? В огромном мира зданьи,
Им бы прильнуть к его истокам знанья -
От правды далеки - им не с руки
Жить истиной - ведь дело в воспитаньи!
Но полно, хоть и правда это.
Извозчик, стой,  карету мне, карету!

Явление 2

(Прощальный завтрак у Жандра. Накурено. Густые облака дыма словно туман застилают пространство комнат, драпируя гостей в бело-сизую дымку)

        Грибоедов (в продолжение общего разговора):

Хоть бы поверили своим глазам,
Коль уж не верят и своим умам:
Нас всех там перережут. Мне
Столь очевидно: где есть искра -
            там месту быть в огне.

        Гости:

К чему такие мысли? Ты хандришь

        Грибоедов:

Когда о жизни речь - серьёзно говоришь,
Хоть до последнего могли смеяться.
Конец не отвратишь: родился - победил,
        умрёшь, что смерти сдался.
Я с правдой дружен - для меня открыты
Её слова: начертаны они рукою дюжей,
Коль выживем - ещё послужим,
Но мы не вечны, хоть пути вечны.

        Кто-то из гостей (пытаясь разрядить явно похоронную атмосферу):

Шампанского! Извольте, господа,
За счастье выпить и за добрый путь!

        Грибоедов:

Но истина одна и не в вине.

        Жандр:

А в Грибоедовском "Горе от уме"!

(грустные улыбки и короткий дружеский смех)

        Грибоедов:

Но с этим вам придётся примириться.

        Всеволожский:

И поколениям вослед тобой гордиться.

        Грибоедов:

Благодарю (мягко сжимает плечо Всеволожского).
Но каковы людские лица - таковы столицы.
Людей сейчас не разбирают - на безлюдье
Пусть в голове царит прошедший век -
Он гражданин и личность, человек,
И всех обедом вровень так встречают,
И подлецов, и молодцов,
Но по карманам только привечают -
Людей же дела гонят из сенцов.
Люблю я Петербург, горжусь и уважаю,
Хоть и Москва - столица первая в миру,
Но здесь живу и чувством осязаю.
Останусь здесь - вовеки не умру...

        Явление 3

(Начало июня. Пасмурный и дождливый день. Прощание Александра Сергеевича с друзьями и Санкт-Петербургом. Грибоедов, Жандр и Всеволожский едут в Царское Село, откуда Александр Сергеевич уедет, чтобы не вернуться. Всю дорогу друзья едут, не сказав ни единого слова до момента расставания навеки)

        Грибоедов:

Молчание убийственно. Нарушим
Мы тишину, ведь мы со словом дружим.
Господа... Что говорю, о! - верные друзья!
Я с вами, вы - со мною вместе,
А это - много, это - всё, хоть на весах вы взвесьте!
Прощайте - слово страшное - нет слова,
Уж лучше тишина, хоть и она сурова.

        Жандр:

Мой друг, жить без таких людей нельзя,
И с грустью провожаем мы тебя,
Но слову истины и справедливости поверь:
Где дверь захлопнулась, там есть другая дверь.

        Всеволожский:

Мы ждём, мы ждём тебя и новой встречи,
Храни тебя Господь, и нам тебя беречь бы!

(прощаются, не скрывая горечи)

        Явление 4

(В Туле. Грибоедов проводит три дня у Бегичева перед тем, как продолжить свой путь. Вечером вдвоём они беседуют в зеленоватом мраке библиотеки и старющимся рассеить темноту и холод мягком золочёном свете свечей. На круглом столе между друзьями - шахматы)

        Бегичев:

В тебе уныние я вижу - тяжкий грех.

        Грибоедов (беря Бегичева за руку, с глубокой грустью):

Я как Ромео видел сон - уволим смех...
К тому же, брат, я знаю персиян,
Мой личный враг - Аллаяр-хан.
Ножи давно заточены, клинок
С тех давних юных пор там сердце моё ждёт...

        Бегичев:

Но сердце для того ли рождено,
Чтоб быть убитым,
Возможно, ждёт любовь,
А распри все забыты.

        Грибоедов:

Что-что, а память не кратка,
Хоть жаждем мы любви -
Не избежать клинка!
И даже чувство вышнее -
Бывает так порой -
Нас убивает - выживает лишь герой.

        Бегичев:

Герой тот - ты, всегда душою молод,
Бросаешься то в жар, то в холод,
Не ты ли в бытность юности лихой
Кык рыцарь, на коне въезжал на бал пышной? (3)
Да, вот она, твоя улыбка,
И блеск мудрейших и лукавых глаз!
Ты думал, выходки и шалости забыты?
Ох, не забыть мне их подчас!
Ты - ветер, ты - огонь, ты - воздух,
Ты- цель и ты - стрелок - всё это - ты,
Творец Фортуны...

Грибоедов:

        Но сейчас уж поздно...

         Бегичев:

Не поздно никогда,  пока живут мечты.
И есть любовь, она иного рода -
Ты знаешь сам, ты ею обуян,
В тебе заложена она природой,
Так призови её иль ею станься сам.

        Грибоедов:

Любовь мою ты знаешь - музыкальный
Её язык, со мной он говорит.

        Бегичев:

Да, музыка твоя... Не знали с ней печали,
И жизнь мелодией пусть с нею воспарит.
А помнишь случай (4): были в Брест-Литовске,
И в церковь их зашли. Ты увидал орган,
Ты рвался как актёр на древние помостки,
И камаринскую средь хоров заиграл!

        Грибоедов:

Я молод был! Душа рвалась к родному,
Ах, не смущай - то жизнь, и то игра.
Мы были далеко, а с музыкой - как дома.

        Бегичев:

Но впредь ты службу отслужил тогда:
Когда, казалось, вздрогнули и своды -
И нёсся звук хрустальный, чистый как вода,
Он говорил: едины вера со свободой.
Божественная музыка мир в храме разлила...
Тебя я знаю , ум с душой метяжной,
Так и себя скорее вспомни ты,
Хоть и в делах ты муж прилежный,
Но весел, словно дух, что властелин судьбы.

        Грибоедов:

О, как ты прав, меня ты знаешь.
Отвлёк от партии... - окончим же вничью
И - к инструменту: будто жизнь играешь
И длишь её, моля гореть свечу,
Вот так и я: без музыки души я погибаю.
Живу, когда касаюсь клавиш и играю
Мелодию, от сердца и ума -
Тогда я жив, и вера в мир жива.
Мир замолчит - не существует он,
Ведь слово с действием должно быть в нём.
В гостях, иль званый то приём, -
Завижу пианино - так загорюсь огнём:
Мне изъсняться нотами - что говорить словами,
Словам, увы, такой возможности не дали,
И я ропщу, коль не на клавишах рука,
Коснусь - молитву шлю я в небеса -
Мне отвечают вдохновением. О, Боже,
Тебя я слышу... Мы говорим о том же...

(Александр Грибоедов играет написанный им вальс (5). Всё это время Бегичев неотрывно смотрит на Грибоедова, иногда закрывая глаза и о чём-то думая).

        Бегичев:

Любовь - в тебе: ты любишь жизнь,
Хоть не обласкан ей, но всё же
Та правда, в сердце что, тебе поможет.
Но свечи догорают - нам пора
Хотя бы толику побыть во власти сна.

(собираются уходить)

        Грибоедов (неожиданно оборочиваясь):

- Прощай, Степан, мой друг,
Увидимся ль ещё.
(протягивает руку)

        Бегичев:

    - Так руку жмут
Когда увидиться не ждут.

        Грибоедов:

- Ты видишь всё.
Там ждёт конец - зовётся смертью.

        Бегичев:

- Но из любой ты круговерти
Жив выходил, врагов ты бил,
Герой - от пуль не уклонялся,
И никогда ты не сдавался,
Ты выиграешь и этот бой...

        Грибоедов:

- ... коль предначертано судьбой...

(Друзья, встретившие рассвет,  расходятся...)

        Явление 4

(Александр Сергеевич спит, ему являются герои "Горе от ума" и позже неотступно следуют сквозь дейсвия до самого конца)

        Голос из пьесы:

Все спят покойно, лишь тебе не спится,
"Кто служит делу, а не лицам".

        Грибоедов:

Ты прав, нарушивший мой сон...
Где правды нет - добро умчится вон,
И нет покоя, и душа как птица,
Что в клетке, начинает биться...
Однако, с кем я говорю?
То сон? Но я давно не сплю,
И чувствую, что знаю, кто ты,
И почему тебе близки мои заботы,
И мысли ведаешь мои, как я,
Скажи, то говорит душа моя?
Я говорю с собой... Но кто сказал слова,
Что так знакомы? Тебя познал я, как себя:
То, Чацкий, ты. Что ж, здравствуй снова.
Ты помнишь, через сон мне и явился (6):
Там, на чужбине, я уснул в саду,
И сон приснился мне, как ныне -
И от меморий сердце в неге стынет! -
И снились мне Москва и Петербург,
И театр, жизнь моя, друзей любимых круг:
Я им читаю "Горе от ума",
Проснулся тот час в поисках пера
И план я пьесы набросал... Судьба:
Туда я еду, где начертала вас рука.
А здесь впервые я читал для друга (7),
Тогда написанное предал я огню.
Всё ж в голове моей - и то ума заслуга:
Я помню вечно то, что сердцем всем люблю.

.........

Продолжение далее будет публиковаться здесь же по ходу написания пьесы

2024, Ксения Мира, сохранение живого произведения театрального искусства

(1) цитирование "Горе от ума, здесь и далее
(2) в записях А.М.Скабичевского отмечается предчувствие А.С.Грибоедовым чего-то недоброго, "чёрной ночи" (А.М.Скабичевский. Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность)
(3) Шалости юности Александра Сергеевича, которой однажды действительно въехал на бал на коне
(4) В Брест-Литовске в одном из храмов Александр Сергеевич увидел орган, и играл во время всей службы, и в конце заиграл комаринскую
(5) Вальс, написанный Александром Сергеевичем Грибоедовым
(6) Александр Сергеевич спустя годы возвращается туда, где были сделаны наброски плана пьесы. Это очень символично, пересечения жизни самого Грибоедова и жизни произведения судьбоносны. Во время первой миссии секретарём в Персии Грибоедов тосковал по Родине, и, уснув в одном из саду, видел сон о всём, что ему дорого, и снилось, что он читает пьесу друзьям, "Горе от ума", и, проснувшись, Александр Сергеевич составляет план пьесы...
(7) Первый акт пьесы Александр Сергеевич читал Бегичеву, и после обсуждения сжёг написанное, сказав, что всё готово в его голове, и через неделю написал первый акт в новой редакции. И вновь оба друга встретились там же...


Рецензии