На атомоход Михаил Булгаков

Иду встречать инструктора-спасателя. Повезло.
http://stihi.ru/2024/04/20/7367

Тем временем на Солярисе наступило время красного дубля их Солнца. Я осторожно сделал несколько шагов и стал поджидать глайдер спасателя. Ждал недолго, небольшой модуль завис в атмосфере, открылась панель пандуса. Вышел человек в белой металлической маске:

- Вас приветствует инструктор-иллюзионист Михаил Просперо! Раненые, травмированные, требующие психологической помощи имеются?
- Вас приветствует инструктор-литератор Михаил Просперо, - ответил я автоматически, даже не задумываясь о дублировании имён. На глайдере было секунд 30 тишины, потом голос переспросил:
- Вы шутить изволите?
- Нет, ничего подобного не изволю, - отвечал я. - Высылаю с роботом сертификат идентичности.
 
Пауза продлилась минуты две, робот вернулся с сертификатом "Михаил Просперо, инструктор-иллюзионист. Яркое шоу для вашего праздника". В принципе, ничего неожиданного, кроме полного совпадения наших имён. Иллюзионисты Земли, настоящие профессионалы, давно практикуют на Солярисе. Но на всякий случай от близкого контакта лучше воздержаться, я слыхал, что иногда нейрокопии находят свободную валентность и реагируют. Конечно, это рассказывали в баре сталкеров, но как раз этим нелепицам я приучен верить больше, чем инструкциям.

- К непрямому контакту готов. - сообщил я. - Количество нейрокопий людей известно ориентировочно, не более 19, роботов предположительно до 25-30. Точно не знаю, так как организатором группы не являюсь. Группа в целом неформальная.
- Хорошо. Начинаем принимать.

Роботы, сопровождающие глайдер, выстроили две стены из двусторонних зеркал и по этому коридору Могучий Роджер начал переводить своих сотоварищей. Были, похоже, и женщины, что в этой команде как-то существенно не отличало особи.

Так нельзя. Надо любить людей, несмотря на то, что они с собой делают. Так говорил себе я, глядя на этих психоделиков-практиков. А они весело переговаривались и корчили рожи своим отражениям в зеркалах.

Ну, да. Взгляд в зеркало фиксирует раскол нашего «Я»: на неоформленное, а потому бесконечное представление личности о себе, — или завершенный, законченный образ незавершенного. И напротив, множество зеркальных отражений, казалось бы, воссоздает многомерный и разноплановый (а значит, истинный?) лик мира сего, но в то же время дробит тот целостный его образ, который возникает у нас, когда мы смотрим на него с единственной точки зрения. Человек цельный играет с дроблением образов в бисер, может себя разбирать и собирать. А вот более примитивные стеклянные волки наталкиваясь на свои отражения рассыпаются на осколки. Наблюдать за работой защиты было интересно, поэтому я так и не пересчитал спасённых, да и зачем? Спасатели сочтут.

Подошла Ан-Нета, она похоже, тоже видела сквозь двойные зеркала. Спросил её:
- Вам знакомо это?
- Раньше только теоретически. Читала у Набокова. Даже записала себе в дневник: "Когда была ребенком, в моде были такие штуки, назывались «нетки», — и к ним полагалось, значит, особое зеркало, мало что кривое — абсолютно искаженное, ничего нельзя понять, провалы, путаница, все скользит в глазах, но его кривизна была неспроста, а как раз так пригнана… Или, скорее, к его кривизне были так подобраны <…> Одним словом, у вас было такое вот дикое зеркало и целая коллекция разных неток, то есть абсолютно нелепых предметов: всякие такие бесформенные, пестрые, в дырках, в пятнах, рябые, шишковатые штуки, вроде каких-то ископаемых, — но зеркало,которое обыкновенные предметы абсолютно искажало, теперь, значит, получало настоящую пищу, то есть, когда вы такой непонятный и уродливый предмет ставили так, что он отражался в непонятном и уродливом зеркале, получалось замечательно; нет на нет давало да, все восстанавливалось, все было хорошо, — и вот из бесформенной пестряди получался в зеркале чудный стройный образ: цветы, корабль, фигура, какой-нибудь пейзаж. Можно было — на заказ — даже собственный портрет, то есть вам давали какую-то кошмарную кашу, а это и были вы, но ключ от вас был у зеркала. Ах, я помню, как было весело и немного жутко брать в руку вот такую новую непонятную нетку, и приближать к зеркалу, и видеть в нем, как твоя рука совершенно разлагается, но зато как бессмысленная нетка складывается в прелестную картину, ясную-ясную."
- И я раньше только теоретически предполагал, а видите, учёные уже создали на этой основе оружие.
- Да, у нас всё начинается с оружия. Но ведь мы здесь защищаемся,  не нападаем. И нас уже зовут.

И мы пошли в глайдер. Я чувствовал себя как бы капитаном тонущего корабля, как бы меня взяли на абордаж, но наоборот, в порядке спасения, и всё равно как-то неприятно, что, как говорят флойдовцы, "не догоняю". Иду, рифмую себе в утешение:

У времени не выиграть сраженья
Но остаются окна-зеркала
В которых нашей жизни отраженья
И новой, и былой, и той, что шла
Еще вчера - минуя поворот, тот
Где секунда обгоняла год

Вдох, выдох, дуновение Творца
От изначалья мира до конца
От сотворенья Света среди тьмы
От умноженья всякой кутерьмы
От радости явленья средь миров
Сознательного пенья, детских слов
Еще себя не осознав в непрочном
Средь быстрых талых вод, на вид молочных
Две звездочки зажглись зарёй пунцовой
Не гнев ли Бога - две звезды сверхновых?
Лавина ли любви сюда идёт?

Там, где секунда обгоняла год
Там, где меня ткачи учили вить
Сна вечности серебряную нить

(продолжение http://stihi.ru/2024/04/24/5236


Рецензии