Стихи Чемпионата. Вторая десятка
Начинаю потихоньку представлять вам вторую десятку стихотворений, присланных на Чемпионат. Я сегодня закончила публиковать свои эссе о членах нашего жюри. Да многие из вас их и так прекрасно знают – поэты они известные. Но напомнить об их творческих заслугах и почитать хорошие стихи никогда не помешает. Думаю, что на суд такого жюри можно смело нести свои произведения, тем более, что Чемпионат проходит в анонимном режиме, а это – гарантия объективности: голосование жюри и "народа" будет проходить не за авторов (что часто приходится наблюдать в здешних конкурсах, к сожалению), не за гражданскую позицию, а именно за умение писать хорошие стихи. Все в равных условиях. Я всегда говорю, что легко побеждать, когда за тобой стоят твоё известное на Стихире имя и твои друзья-почитатели. А вы попробуйте победить без этих "бонусов". Вот тогда это будет убедительная победа, по Гамбургскому счёту. И никто вам уже не скажет, что победили вы незаслуженно.
И прошу резидентов "СКП" быть поактивнее, чтобы не посрамить наш Клуб и своё звание резидентов. Напоминаю, что у вас есть возможность представить два стихотворения на Чемпионат.
Ведущая Чемпионата Елена Чалиева.
№11 Степное
Бескраен взор, куда хватает дали...
Расчертит горизонт прямой чертой
души моей привычный непокой,
и рваные края зеленой шали,
как майскую траву родных степей,
растреплет ветер, волю дав рукам,
пьянящим разнотравьем по губам
едва коснувшись. Наливай и пей
полынный воздух, собранный в букет
вина такого, что хмелеешь сразу,
до забытья, до чёртиков, до пауз,
на сотни миллионов зим и лет
молчанья… А похмельною весной,
святой воды из арыка б напиться…
и будет безначальностью стелиться,
расшитый клевером ковёр степной.
И будут петь шагреневые горы,
о том, как бесконечно долог век,
как глух и нем бывает человек,
что есть конец бескрайности просторов,
как одуванчик, юн и желторот,
былинкой зыбкой на ветру качаясь,
вдруг пухом обратится и растает,
он жизнь свою отважно отдаёт
девчонке синеглазой на потеху,
что, заливаясь колокольным смехом,
играючи, подует
и сорвёт…
№12 Голубиное
Как поутру лазурь легка!
Перепоясанная светом,
она, без кроя и лекал,
влилась в изгибы силуэтов
покатых палевых холмов,
стволов, искусно искривлённых,
где вяжет ветер-птицелов
корзины крон, уже зелёных.
Прильнёшь и приголубишь чуть
шершавый бок корично-сладкий
(лоскут от девичьих причуд,
подшитых крестиком к подкладке).
Из звуков — неумолчный гвалт
и трепыхание в глубинах,
из чувств, как сотню лет назад —
печаль неволи голубиной.
Всё та же ниточка к ноге,
как обещанье — после, после,
пичужий неуёмный ген —
и вдаль, и ввысь, где мир разостлан,
как пёстрый гленчек под тобой —
чекань, тачай слова по краю…
и взглядом светится любовь:
«Дитя! Дитя!», слегка вздыхая.
№13 О музыке
«У меня с музыкой давние контры».
Вл. Маяковский.
— «Вы возражаете,
как будто воз рожаете»,
слух утопив
в плюше потёртых кресел,
не трусьте, товарищ,
в новую эру пожалуйте,
чтоб с нафталинных муз
не скрести плесень.
Гимны и оперы — прочь,
в оркестровую яму —
скрипки, тромбоны
и пыльных роялей груз,
я — дирижёр,
запрещаю минорные гаммы,
томность амурную
и соловьиную грусть.
Вам слово сегодня,
рабочие песни,
бравурные марши
крутых барабанов и рифм,
пусть небо линялое
молнией треснет,
и воздух
холодным дыханием выветрит.
Пусть солнце,
взойдя над бездной потопа,
выжжет до корня
павлинье и многохамое*,
и громоустый*
оркестр АгитПропа
перепоёт а-капелла Адамово!
А после концерта большой,
неуклюжий,
упрямо и зло, как стальной пароход,
будет сырые асфальты утюжить
в поисках лучших нот.
Но лишь зазвенят жестяные флейты,
сливая закат в переулок мусорный,
вспомнит парижское серое лето
и зарыдает над этой музыкой…
*неологизмы Маяковского.
№14 Вожак
Весна в дорогу снова позвала,
к родным пенатам, сквозь ветра и ливни.
Я скоро встану во главу угла –
как самый сильный.
Нас гонит в путь по родине тоска,
и каждый раз, сплин клином вышибая,
стремимся ввысь, летим за облака –
мы выше рая.
Когда устану, окажусь без сил,
меня подхватит синергия стаи,
другой вожак возглавит этот клин,
меня спасая.
С небес курлыча, смотрим на людей.
Вперёд, вперёд в любую непогоду.
Вдруг пригодится мудрость журавлей
венцам природы?
№15 Латании
.......................................«Я в одиночестве на берегу
........................................ Атлантики – своих воспоминаний,
.........................................Которые зачем-то берегу,
.........................................Их в комнате закрыв с кустом латаний.»
.........................................Ламия Аббас Эмара
Раскрыли бархат вееров латании…
Становится рутиной поиск данных.
След, появляясь, тянется на свет…
Прекрасные таинственные страны
лежат в руинах, маются в золе
моих бумажных дум, воспоминаний,
набросков незаконченных… Этюд
не учит, но наращивает грани.
На край Вселенной выйдешь хрусткой ранью
и, в грусть укутавшись, врачуешь раны:
льёшь белый свет, а снежную кутью
меняешь на гроши нездешних знаний,
осколки жизней, что случались с нами…
В гортани – ком.
Пробел времен латая,
хватаю влагу пальцами латаний…
№16 За горизонт
Кто-то большой посадил солнце на крышу дома,
А может, оно само присело туда отдохнуть.
Ведь может, его давно уже одолела истома,
И хочет оно, и хочет оно за горизонтом заснуть.
Что оно видит там, за этой далёкой чертою?
Хотя бы одним глазком я тоже взглянуть хочу.
Как вырасту сам большой, ракету тогда построю,
И за горизонт, и за горизонт, и за горизонт полечу!
Встретятся мне тогда далёкие дивные земли,
Морской голубой простор и много седых вершин,
Старинные города, в которых история дремлет,
И все имена, и все имена великих могучих мужчин.
Мне бы таким же стать: известным и очень сильным.
Эх! Мне бы найти закон всемирной людской доброты,
Чтоб не было в мире войн, чтоб не было в мире насилья,
Чтоб дружно жил я, чтоб дружно жил он, чтоб все: мы, они, вы и ты!
№17 Черёмуха
Хромает туч побитый взвод,
Верхушки тополей ломая...
Ещё не май - но пахнет маем:
Тревогой вечер отдаёт.
Черёмух ранних желтизна
Мерцает в сумерках у дома, -
И притворилась незнакомой
Не в срок пришедшая весна.
Ей тихий слышится упрёк
В недоумении цветочниц;
Она сама не скажет точно,
Кто потревожил, сбил, увлёк,
Кто спутал рифму и сезон...
А между тем - не зная цели -
Цветёт черемуха в апреле,
И холодеет горизонт.
№18 В створках времени
Волны катятся к суше,
а года в никуда...
Может, в створки ракушек
время прячет года.
Мы бредём в неизвестность
вдоль по кромке судьбы,
на песке, словно фрески,
высыхают следы.
Под распахнутым небом
вечна только вода,
исчезают бесследно
все следы навсегда,
но останется с нами
сериал о былом -
брызги воспоминаний
и раскаяний шторм.
Ничего не изменишь,
и причин не узнать -
на морской белой пене
невозможно гадать.
Возвращаюсь домой я,
вновь ответ не найдя...
Просто в шуме прибоя,
легче слушать себя.
№19 Время, в которое мы живём
Время, в которое мы живём,
Кажется, скучным, не романтичным,
Нет ожидания сказки в нём,
Очарования и величья.
Дело другое - ушедший век:
Хемингуэй, Фицджеральд, Пикассо,
Где на полотнах струится свет,
В книгах - любви колдовские пассы.
Обворожителен старый мир,
Будто и нет никакой причины
Ни для отчаяния, ни для дыр
В чудном пейзаже мирской картины.
Только об этом те могут знать,
Кто непосредственно жил в клоаке
Прошлых годов: бедняки и знать,
Те, кто любил и страдал, и плакал,
Через себя пропустив тогда
Всё электричество мук и бдений,
Войн, эпидемий, боёв и плах,
Взлётов, депрессий и сновидений.
Так и прожили свой век они,
Истины суть добывая в спорах,
Время стекало, плавились дни,
Как на картинах у Сальвадора.
Те, кто бесился, те, кто молчал,
Жили в полотнах, строках и книгах,
В нотах и всех началах начал,
Прямо к потомкам оттуда спрыгнув.
Это не каждый может понять,
Сразу искусства раскрыв задачу,
Видится очень надёжной гать,
Только провалы в болото прячет.
И не видна та былая жуть,
Где непрерывно страдает гений,
Кажется, пройденный ими путь
Нам не трясиной, а наслажденьем.
Но на любой пробежавший век
Время свою налагает долю
И благолепный искусства свет
Здесь никакой не играет роли.
№20 Чёртово колесо
Это чёртово колесо
То до неба взлетит, то ухнет
Вниз, на шее сдавив лассо,
И мечта превратится в рухлядь.
То вскарабкается опять,
И замрёт в бесконечном миге,
А потом всколыхнётся рать,
Будто «Шествие гномов» Грига.*
И пойдёт напролом крушить
Неудачи, бугры, препоны,
И откуда возьмётся прыть
Расстрелять чуть не все патроны?
Этим чёртовым колесом
Перемелются «ини-яни»,
И в музее «Мадам Тюссо»
Их тревожить никто не станет.
*Э.Григ «Шествие гномов» (муз).
Друзья, вторая десятка стихов Чемпионата сформирована. Сильная десятка получилась. Интересно, кто откроет и возглавит третью десятку? А я прошу высказываться по представленным здесь стихам.
ЕЧ
Свидетельство о публикации №124042203512
№11 Степное
Стихотворение неплохое, но что это за строка из одного слова «как»? Вроде все шло пятистопным ямбом с самого начала. Похоже на строку, которую просто забыли удалить. Если это так, то автор может написать в мою почту, и я пойду ему навстречу и удалю. Если никто не будет возражать, конечно. И ещё есть смещение ударения в слове «арыка», которое даёт ямб. В этом слове правильное ударение должно быть на «ы», и оно должно совпадать с метрическим ударением.
№12 Голубиное
Когда пейзажная лирика не просто красиво описывает природу, но включает в себя и философские мотивы, это всегда подкупает и поднимает стихи на более высокий уровень. Что мы и наблюдаем в этом прекрасном стихотворении.
№13 О музыке
Стихотворение в стиле Маяковского, что автор не скрывает, а подчёркивает умелым использованием его фраз и неологизмов. И эпиграфом, конечно. Мне понравилось. О нём подробно написал в своём отзыве Дмитрий Куваев, повторяться не буду.
№14 Вожак
Ироничное отношение к людям у вожака журавлиной стаи, от лица которого написано это с/т, вполне понятно. Я тоже как-то заинтересовалась тем, почему журавли летят именно клином, и вбила этот вопрос в строку поисковика. Узнала много интересного об этих птицах, их природной мудрости и принципах формирования клина. Стихотворение подаёт известные данные о журавлях (и не только) под новым, необычным углом зрения.
№15 Латании
Вот так красиво и с философским уклоном можно написать о растении, в данном случае о редкой пальме латании.
№16 ЗА ГОРИЗОНТ
Стихотворный размер в данном случае – паузник, что я первый раз встречаю в наших конкурсах. И это уже интересно. Хорошее и доброе. Соглашусь с Эммой Шварц, что, скорее всего, это – песенка.
№17 Черёмуха
Это стихотворение – чисто пейзажная лирика, но с хорошей передачей настроения автора. А настроение это тревожное, что неудивительно в наше сложное время. Это настроение передаётся не только напрямую («Тревогой вечер отдаёт»), но и с помощью умело подобранных метафор. И даже рано пришедшая весна автора не радует.
№18 В створках времени
Прекрасная философская лирика на основе описания прогулки вдоль берега моря. Мне с/т понравилось, и замечаний нет. Не соглашусь с мнением Эммы Шварц, что стихотворению надо зачем-то «выстаиваться»: всё здесь продумано и отшлифовано «от и до», как говорится. Спасибо автору.
№19 Время, в которое мы живём
Стихотворение о времени, в котором мы живём, в плане сравнения его с прошлым веком. Мысль автора понятна: прошлое часто нам кажется лучше, привлекательнее, романтичнее настоящего, так как мы судим о нём по оставшимся великим произведениям искусства. Но на самом деле прошлый век – «былая жуть, / Где непрерывно страдает гений…» С мыслью автора нельзя не согласиться, но не многовато ли десять катренов, чтобы её выразить?
№20 Чёртово колесо
Вот ещё одно стихотворение в лонге о нашем времени. Но если в предыдущем произведении автор как бы подбадривает читателя, говоря, что настоящее не хуже прошлого, что во все времена бывают свои трудности и беды, то в этом стихотворении отношение автора к нашему времени скорее негативное. Автор сравнивает его с чёртовым колесом, где за подъёмом всегда следует спуск – «То до неба взлетит, то ухнет / Вниз, на шее сдавив лассо…». Близко к восприятию жизни как зебры с белыми и чёрными полосами. Что ж, будем стараться продлевать светлые периоды и пролетать с разбегу тёмные.
Елена Чалиева.
Сетевой Клуб Поэтов 30.04.2024 19:35 Заявить о нарушении
Татьяна Воронова 6 30.04.2024 22:14 Заявить о нарушении
Татьяна Воронова 6 30.04.2024 23:51 Заявить о нарушении
ЕЧ
Сетевой Клуб Поэтов 01.05.2024 07:58 Заявить о нарушении
Татьяна Воронова 6 01.05.2024 08:35 Заявить о нарушении
ЕЧ
Сетевой Клуб Поэтов 01.05.2024 08:59 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена. Я благодарна Вам за теплые слова в адрес моего стихотворения - мне, как автору, важно знать, как оно воспринимается читателем.
По поводу неточных рифм ( для Эммы и Татьяны) - я их люблю и часто использую, если они помогают раскрытию темы. Cчитаю, что поиск красивой рифмы - не самоцель (обычный читатель их даже и не заметит), гораздо важнее мелодика и содержание.
Кроме того, в "простой" короткой строке (которую я люблю за то, что не дает расплыться мыслям), - не разгуляешься...
Сетевой Клуб Поэтов 01.05.2024 17:00 Заявить о нарушении
Татьяна Воронова 6 01.05.2024 20:19 Заявить о нарушении
ЕЧ
Сетевой Клуб Поэтов 01.05.2024 20:57 Заявить о нарушении
Татьяна Воронова 6 01.05.2024 22:41 Заявить о нарушении
в "Гренаде" Светлова не короткая строка - просто четкая пауза. Посмотрите внимательно - первая и третья строки не рифмуются. И рифма "твоя - моя" - не ахти.., но стихотворение звучит!
Это я не в защиту своего опуса, а просто реплика в зал.
Сетевой Клуб Поэтов 02.05.2024 09:58 Заявить о нарушении