Интересное - рядом

Сверхчеловеческая игра
 

Слушала как – то по радио «Орфей» один из каприсов Паганини. Давно ничего о нем не смотрела, не читала, не слушала его музыки и исполнения. Так захотелось снова окунуться в его биографию, творчество, игру на скрипке и сочинительство.
«Сверхчеловеческая игра на скрипке» - так писали газеты и отзывались об игре на скрипке, непревзойдённого, гениального маэстро, скрипача Никколо Паганини, виртуозно владевшего скрипкой. Он был не только мастером игры на скрипке, но и великолепным композитором. На своих современников он оказывал какое - то мистическое влияние не только своим исполнением, но и обликом: «таинственный, с длинными, ниспадающими до плеч, будто нечёсаными волосами, скрипач, который мог играть и на двух, и даже на одной струне скрипки, словом – виртуоз!» Многие католические священники даже побаивались его одержимости музыкой и безудержной, экспрессивной игры на скрипке, с множеством эффектов и неожиданностей, и даже называли эту игру «дьявольской».
«Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (1757—1817) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел лавку в порту, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, назван «держателем мандолин». Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно работал, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей». Никколо занимался на скрипке по многу часов в день, порой до полного изнеможения, не только из-за крайней строгости отца, но более всего потому, что сам, сильно увлекся скрипкой, но также блестяще владел гитарой, мандолиной, виолончелью. Играя как-то на скрипке, в Луккском Соборе, Паганини получил неодобрение местной газеты, в которой писали, что в соборе не место имитации птичьего пения, звука флейты, рожка, трубы, так поразившей собравшихся, что «все смеялись, восхищаясь мастерством и свободным владением инструментом». Отец отвёз юного Паганини в Парму, к великим учителям игры на скрипке, но один сказал, что ему нечему обучать мальчика, он и так очень талантлив; другому было некогда заниматься с Никколо и он отослал их с отцом к известному виолончелисту, Гаспаре Гиретти, который давал ему уроки гармонии и контрапункта, и велел писать музыку без использования инструмента, используя только перо и чернила. Так Паганини написал 24 фуги, что называется в «уме» и на бумаге. Но какие это получились Фуги!! Помимо этого, Композитор написал много концертов для скрипки и оркестра, сонат, квартетов, каприсов.
И ещё, один интересный факт из биографии несравненного Паганини, он собрал великолепную коллекцию скрипок, выдающихся скрипичных мастеров: Страдивари, Гварнери, Амати. Свою любимую скрипку, работы мастера Джузеппе Гварнери, он завещал любимому городу – Генуе, где она хранится и до сей поры, в муниципалитете.
Очень люблю слушать «каприсы» Паганини, их тоже – 24. Рекомендую обратить свой слух и взор к этому потрясающему скрипачу и композитору.

Библиография: Ямпольский И.М. Никколо Паганини. Жизнь и творчество.
И. Велицина на сайте: https://www.belcanto.ru/ Никколо Паганини
Википедия: https://ru.wikipedia.org/ Никколо Паганини










 
К


Рецензии