Грустно, девочки

Вот наткнулась на еще один вразумительный матричный посыл*.

И решилась написать очерк на давнюю интересующую меня тему.

Это главная интрига романа Этель Лилиан Войнич "Овод".

Как мне очевидно сегодня: прочла как и многое в своей жизни сей роман я слишком рано. Когда еще за деревьями не видно леса.

Более всего, конечно, восхищалась Эммой, пока она не бросила не справедливо обвиненного возлюбленного ради роли. Всё, что мы знаем в детстве - мы знаем на всю жизнь.

Тогда я вместо Эммы влюбилась в Артура. И уже все, что он делал дальше - ему прощалось. Даже жестокость к тем, кого он любил и в силу невозможности любить этих людей, поскольку они попрали самые святые его чувства, именно к ним он был более всего жесток, как Овод.

Позади были десятки лет жизни, когда до меня дошло главное из этого романа.

Ни Артур, ни Эмма, ни светлые идеалисты революционеры, которые жаждут освободить Италию от безжалостной к простым людям и лживой власти, попутно лгущей, что "Истина сделает всех свободными", а никак не оружие и кровь.

Артур постепенно изменяет своему классу, своему сословию, которое есть Закон, установленный Небесами, даже выше. Самим Христом. Медленно-медленно к нему приходит осознание нелепости молчания того, чьим именем творится беспредел. А быть атеистом в те времена - это даже страшнее, чем сегодня (если читатель понимает о каком страхе и каких истязаниях ведется речь, если церкви удастся доказать, что ты то ли сатанист, то ли антихрист, то ли еще что-то в этом духе, их обвинения зачтутся без особых улик - раз, против истинных сатанистов - они вряд ли рискнут - два; но на гора похоже должен выдаваться подобный материл - иначе: зачем? иначе в их деяниях не нахожу логики).

В свете статьи (ссылка в прим.).

Проблемы с головой решаются через голову. Никак не ниже.

Мама Артура - благородная женщина из очень обеспеченной семьи, имеющая маленького сынишку и нетрудно понять заботливого и любящего мужа, оказывается обесчещенной собственным духовником, который не устоял перед чарами молодой сеньоры.

У соблазненной женщины рождается от этого священника сын. Семейная тайна свято хранится в доме Артура, чтобы не компрометировать ни мать, ни незаконнорождённого второго сына. Артур узнает обо всем уже достаточно взрослым молодым человеком. Выясняется, что человек, почитавшийся наиболее достойным из известных юноше людей - полный лжец.

Нарушивший обет безбрачия, не отказавшийся от сана, когда его грех стал очевиден, выбравший своего сына себе в ученики, при этом пред Ликом Господа обманывающий и Его, и своего сына.

Дальнейшее неприятие Артуром происходящего и приводит к отречению от своего круга, от своей семьи.

А что же стало с мамой Артура? Что стало с той молодой женщиной, которая исповедуясь в грехах перед Господом, совершила еще более страшное падение в Его глазах. Это вместо помощи? Довести тему до прелюбодеяния. Усугубить травму тем, что ты стала причиной клятвоотступничества своего духовника, в довершение родить от него ребенка, ради счастья которого нужно постоянно лгать всем, что это сын другого человека.

Немудрено, что мы не застали маму Артура в живых, когда началось повествование. И совсем неудивительно, что в ранней смерти матери единоутробный брат обвиняет именно Артура.  Братья зачастую проявляют друг к другу определённой доли ревность, однако здесь ситуация усугубляется тем, что второй брат от греховодной связи, и старший явно видел, как вина угнетала маму, как страх разоблачения висел дамокловым мечом над головой, пока все вместе не свело самого родного человека на тот свет.

Вот в этом ракурсе как раз хорошо видно, что взошедший на высокую ступень в иерархии - кардинал Монтанелли, ни в чем себя не винит. Он даже не вспоминает эту женщину! Его мало вообще что-то волнует, потому что с определенного ранга в системе - священник приобретает своего рода индульгенцию круговой поруки. Где они любят к самим себе применить завет: кто без греха - первый брось камень. Такая подробность как "в неё" - сущая мелочь для людей наделенных всесильной властью Церкви в европейские темные века.

Примечание.
* https://maria-vlasova.livejournal.com/
349747.html?view=comments#comments


Рецензии