Есенин-Фрумович Клен ты мой опавший...
Только не опавшим, а вовсю зелёным.
И, утратив скромность, одуревший в доску,
Как жену чужую, обнимал берёзку. "
- Сергей Есенин
http://www.youtube.com/watch?v=fcF-9MR0DZw Клен ты мой опавший...
Сергей Есенин к 125-летию,
исп. #СамуилФрумович
Em Am D7 G H7
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Em Am H7 Em
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дому с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а вовсю зелёным.
И, утратив скромность, одуревший в доску,
Как жену чужую, обнимал берёзку.
Видео из интернета...
“Клен ты мой опавший, клен заледенелый» написано Сергеем Есениным за месяц до своей трагической гибели. Его пейзажная лирика, помимо удивительной образности и метафоричности, отражает биографические сведения о поэте. Воздействие стихотворения объясняется родством между природой и душой человеческой. Олицетворение – основное средство в стихотворении, где свойства человека переносятся на неодушевленный предмет. Центральным образом является образ подгулявшего Клена, олицетворяющего лирического героя, который мечется, не может успокоить свою Душу. Он жаждет любви. Ему хочется найти родственную Душу, ту единственную, которая могла быть послана ему судьбой. Описание этих поисков является лейтмотивом стихотворения. Лирический герой обращается к клену: « Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. Вышел на дорогу и утонул в сугробе, приморозил ногу (сравнивается с пьяным сторожем). Лирический герой и себя сравнивает с кленом, «не дойду до дома с дружеской попойки». В отношениях с вербой, сосной, березкой только страсти, но не любовное чувство. Силы души растрачены на мимолетные порывы. Вот почему клен «опавший», «заледенелый». И только пьяным видит себя не опавшим, а «вовсю зеленым. Стихотворение Есенина близко народной песне по наличию «сквозных» образов (клен, березка), лирические герои близки прежде всего ощущением тесной связи с родной землей, природой и жизненным укладом деревни. Образ Есенина не покидает ни на минуту исполнителя песен на его слова Самуила Фрумовича. Этот образ вошел в его сердце навсегда. «Ты для нас – Учитель из столетий. Мы с тобой и Сердцем и Душой. Запоем мы песенки с тобой. Как твоя береза отзвенела, клен опавший вспомнится нам вдруг… И вопрос к сидевшей на коленях: «Сколько рук ты помнишь, сколько губ?» (Самуил Фрумович) Спасибо Вам. Для Вас творчество – одно из самых лучших удовольствий. Для нас, кто Вас слушает, - душевное наслаждение. С уважением, Валентина Борейко...
Свидетельство о публикации №124041800888