Как распутать распутье?
Так называется всем хорошо знакомая картина (1882 г.) Виктора Васнецова, написанная под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники». На полотне изображён всадник, остановившийся перед камнем на распутье трёх дорог. Согласно былинному тексту, на камне написано:
«Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролётному».
Следующие за этим надписи на камне не видны, «я их спрятал под мох и стёр частью», писал сам художник в письме к В. Стасову. Что же это за таинственные надписи, которые не вошли в картину? Вот они:
«Направу ехати – женату быти; налеву ехати – богату быти».
Это добавление очень важно, т. к. речь идёт о распутье, о ТРЁХ дорогах, из которых витязю необходимо выбрать одну. Итак, перед ним ТРИ пути – «налеву» (богату быти), «направу» (женату быти) и «пряму» (живу не бывати). Так сказано в первоисточнике – древнерусской былине.
Интересно, что в другом варианте этой былины «право» и «лево» меняются местами:
«Мне направо идти – богату быть, мне налево идти – женату быть, мне прямо идти – убиту быть». Вот тут и начинается путаница… Где всё-таки находиться «богатство» – справа или слева? И в какой стороне «женитьба»? Что это – ошибка в записи, или условность, которая не имеет особого значения? Но тогда в чём смысл всех этих направлений и смысл самого выбора?
«Масла в огонь» неразберихи подливает и ещё один древний былинный текст, связанный с распутьем:
«Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя, и коня потеряешь».
Здесь о «богатстве» и «женитьбе» не сказано ни слова! Речь идёт только о «витязе» и о «коне». КОНЬ становится важным действующим лицом – его можно и потерять, и спасти. Неужели конь важнее богатства и женитьбы? Странно…
Мало того, ПРЯМОЙ ПУТЬ (дорожка прямоезжая), который выбирает былинный Илья Муромец, и который должен привести к погибели, на деле к погибели не приводит! Одолев всех разбойников, Илья возвращается к распутью и… смело исправляет надпись на камне! В былине прямо так и говорится, что он «новую подпись подписывал: «Ложно была подпись подписана, я съездил в дорожку, убит не бывал».
Сколько загадок и противоречий! Как во всём этом разобраться? Одними былинными текстами здесь, конечно, не обойтись. Позовём на помощь волшебные сказки, ведь и в них встречается на пути героя всё то же распутье, всё те же дороги…
Так в сказке «О молодильных яблоках и живой воде» (В. Аникин, «Русский фольклор») говорится:
«Лежит на росстанях плита-камень, на ней надпись написана: «Направо поедешь – себя спасать, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь – женату быть».
Ещё одна загадка! Прямая дорога – это же путь к погибели, а тут вдруг: «женату быть». Не налево, ни направо ехать не надо, поезжай прямо – будешь женат! Это противоречит былинным текстам! Почему в былине – одно, а в сказке – другое? Как же так?
Но не будем забывать, что перед нами сказочный текст со своей сказочной логикой. Вроде та же ситуация, вроде похожий «монастырь», а закон в нём другой. Неужели сказка намекает нам на то, что дорога ПРЯМО – «женату быть» – это и есть путь к погибели?
Да, это погибель, но не для всех… Старший сын едет прямо, встречает в избе «девицу», которая «живо кровать повернула, он и полетел в подполье, в яму глубокую…» Средний сын повторяет его гибельный путь. А вот младший сын (Иван-царевич) едет налево, говоря: «Налево ехать – коня спасти. Эта дорога самая лучшая для меня».
Ивану-царевичу не до женитьбы, он готов «себя потерять», ведь царю-батюшке нужны молодильные яблоки и живая вода!
В сказке с похожим названием и сюжетом – «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» (№72), которую приводит А.Н. Афанасьев, сказано иначе:
«…на столбе роспись: вправо идти – попить да поесть, влево идти – головушку погубить…»
Во-первых, здесь в качестве указателя выступает не камень с надписью, а СТОЛБ. О чём это говорит? Видимо, сказка подразумевает под «столбом» вертикаль, ось вращения, соединяющую «верх» и «низ», нечто незыблемое, вечное, вокруг которого всё вращается.
Конечно, на такой вечной оси начертаны и слова вечной мудрости… Подобный «столб» мы встретим и в «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» (Аф. №168).
Во-вторых, дороги здесь всего ДВЕ – «вправо» и «влево». Что же выбирают братья? Догадаться не трудно: и старший, и средний брат едут вправо, т. е. туда, где можно «попить да поесть». Это их традиционный путь во всех сказках – путь к телесным, чувственным удовольствиям. А младший брат говорит:
«Для отца поеду голову губить!» – и едет влево.
Наконец, в-третьих, Иван-царевич спасает своих братьев из «западни», в которую они попали и говорит им: «Выходите, братья! Что вы тут делаете? Не стыдно ли вам?»
Иван-царевич пытается вразумить братьев, но тщетно… Однако, в итоге все живы, да к тому же молодильные яблоки и живая вода доставлены царю-батюшке.
Всё разнообразие дорог и духовных направлений на распутье невозможно примирить, ибо они противоречивы, непостоянны и не укладываются в один ряд. Но всё же какой-то изначальный смысл во всём этом есть! Истина где-то рядом… Но где?
Для этого рассмотрим каждое направление более пристально.
НАЛЕВО.
Эта дорога в большинстве вариантов губительна, «богатство» и «женитьба» не приносят добра и оказываются ложными.
«Налеву ехати – богатому быть» (былина «Илья Муромец и разбойники»).
«…налево идти – женату быть» (вариант былины «Илья Муромец и разбойники»).
«Налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь» (былина).
«…кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется» («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке»).
«…влево идти – головушку погубить» («Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»).
«Налево поедешь – коня спасать, себя потерять» (Сказка «О молодильных яблоках и живой воде»).
Всё, что касается ЛЕВОЙ стороны воспринималось в народе как нечистое, бесовское, губительное для человека. Пойти налево – пойти путём КРИВДЫ, умножить свои грехи, загулять, загрязнить свою душу страстями и пороками. На этом пути животное начало (конь) останется жить, а человеческое погибнет.
Но в сказке «О молодильных яблоках и живой воде» младший брат сознательно выбирает «левый» путь, говоря: «Налево ехать – коня спасти. Эта дорога самая лучшая для меня». Почему вдруг «левая» дорога – лучшая?
Здесь, видимо, всё дело в особенном «коне». Конь коню рознь! В этой сказке под «конём» подразумевается не животная страсть, а «ум-разум».
Собираясь в путь, Иван-царевич ищет не простого коня, а коня «по разуму». Он находит его по совету бабушки-задворенки (народной мудрости), которая ему говорит: «Сможешь его взять – будет тебе конь по разуму».
Этот добрый конь приводит его к бабе-яге, у которой он просит нового коня, т. е. более мудрую голову: «А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум». Но баба-яга даёт ему не «свою голову», а своего коня: «Возьми, дитятко, моего коня. Мой конь будет бойчее…»
Почему же вместо головы даётся конь? Да потому что это одно и то же! Ивану-царевичу не обойтись без «головы» бабы-яги, ведь в ней сокрыты тайны потустороннего мира. Он держит свой путь в этот мир за живой водой и молодильными яблоками, сидя на новом коне (т. е. как бы оседлав мудрую голову бабы-яги).
Выбор «левого» пути часто не связан с грехом, а только с гибелью головы: «Для отца поеду голову губить!» – эта фраза означает умертвить привычный земной образ мыслей, который не годиться для достижения новых высоких (небесных) духовных целей – молодильных яблок и живой воды.
НАПРАВО.
Эта дорога ведёт к цели, но долгим и трудным путём.
«Направу ехати – женату быти» (былина «Илья Муромец и разбойники»).
«Мне направо идти – богату быть» (вариант былины «Илья Муромец и разбойники»).
«Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь» (былина).
«Кто… поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мёртв» («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»).
«Вправо идти – попить да поесть…» («Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»).
«Направо поедешь – себя спасать, коня потерять» (Сказка «О молодильных яблоках и живой воде»).
Чаще всего сказочный герой выбирает ПРАВЫЙ путь:
«Кто вправо поедет, тот царём будет», «Кто пойдёт направо, тот царство получит», «Кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив».
На языке сказки «пойти направо» – означает пойти путём ПРАВДЫ, чистоты помыслов, усмирить и победить в себе греховное начало (кипящий котёл инстинктов), очистить душу от всего негативного и низкого. На этом пути теряется, погибает «конь», который символизирует животную (звериную) природу в человеке и его плотские мысли. Освободившись от всего этого путём борьбы и трудных испытаний, герой «женится», т. е. обретает юную чистую Душу, получает «царство» и становится новым «царём» (Духом).
А вот в сказке «О молодце-удальце…» оба старших брата выбирают правый путь, который ведёт к «западне», путь где можно лишь «попить да поесть…» Странно!
По всей логике это место плотских утех должно быть слева! Что это? Неужели ошибка?
Видимо, рассказчик был вынужден послать старших братьев направо, потому что младший брат губит свою голову (изменяет мышление) именно в левой стороне. Здесь всего ДВЕ дороги, два выбора. Такие уж «условия игры» в этой сказке.
Но самое интересное, что младший брат после смены своего мышления на левом пути, «поехал к братьям», т. е. туда же, куда и они – «попить да поесть» – направо! Однако, он избегает «западни» плотских утех (они над ним уже не властны) и спасает своих братьев. В итоге младший брат получает «хорошую лопоть» (обновлённую, чистую одежду-ауру), а царь берёт его «к себе в наследники».
ПРЯМО.
Эта дорога – кратчайший путь к цели.
«Как пряму ехати – живу не бывати, – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному» (былина «Илья Муромец и разбойники»).
«Мне напрямо идти – убиту быть» (вариант былины «Илья Муромец и разбойники»).
«Прямо пойдёшь – и себя, и коня потеряешь» (былина).
«Прямо поедешь – убиту быть» (былина).
«Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден» («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»).
Сказочные варианты: «Прямо поедешь – убиту быть», «и себя, и коня потеряешь», «жив будешь, да себя позабудешь», «счастье найдёшь».
«Прямо поедешь – женату быть» (Сказка «О молодильных яблоках и живой воде»).
Большинство вариантов предупреждает героя о полной гибели – и себя, и коня. Но в то же время на этом пути находится и «женитьба» и даже «счастье»! Как всё это совместить?
Особое недоумение вызывает «женитьба», ведь она возможна в конце ВСЕХ дорог!
«…налево идти – женату быть» (вариант былины «Илья Муромец и разбойники»).
«Направу ехати – женату быти» (былина «Илья Муромец и разбойники»).
«Прямо поедешь – женату быть» (Сказка «О молодильных яблоках и живой воде»).
В этой сказке («О молодильных яблоках…») старшие братья едут прямо, но вместо «женитьбы» попадают «в подполье, в яму глубокую», т. е. в полную темноту, в полную зависимость от своих тёмных плотских страстей и пороков.
«Женитьба» Ивана-царевича совсем иная! Женитьба женитьбе тоже рознь! Младший брат (Иван-царевич) обретает новую юную Душу (Синеглазку), это высокое и светлое ТОРЖЕСТВО! Это намёк на полное ДУХОВНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ человека. И в этом его нетленное, подлинное БОГАТСТВО. А слово «свадьба», за неимением другого, взято условно, с надеждой на понимание его глубокого духовного смысла, о котором и повествует нам волшебная сказка.
До распутья братья движутся по одной дороге. Но рано или поздно их пути расходятся. Пойти ПРЯМО – пойти путём достойных, мудрых и сильных духом. Именно такие герои находят на этом пути подлинное СЧАСТЬЕ – счастье единения с Творцом всего сущего. Это самый короткий путь для тех, кто уже «созрел» духовно, кому осталось всего несколько ступеней до полного совершенства своей Души и Духа. При этом всё преходящее, тленное, земное должно погибнуть.
Вот почему на картине В. Васнецова витязь остановился перед камнем в раздумье…
«А готов ли я ехать прямо? А хватит ли у меня сил взойти на духовную вершину? Если путь так опасен, стоит ли по нему идти?» – словно бы спрашивает он самого себя. Ведь для этого нужно отречься не только от всего животного в себе, но и от всего привычного человеческого: потерять «и себя, и коня».
В «Притчах» сказано: «…кто чист, того действие прямо. Не уклоняйся ни направо, ни налево… Будь мудр и направляй сердце твоё на прямой путь».
Да, это путь для избранных, для тех, кто готов умереть («убиту быть») для всего мирского и возродиться для новой жизни, для Жизни Вечной. Это путь людей сильных духом, для посвящённых, отшельников, схимников, святых… Вспомним слова Христа, сказанные Никодиму: «…должно вам родиться свыше» (Ев. от Иоанна, 3:7).
Во всех былинах прямоезжая дорога труднопроходима: «Тридцать лет прямоеждей дороженькой не еждено». Она заросла травой (замуравила), заглохла… Поехать по ней, одолеть главное зло – «соловья-разбойника» (в том числе и в себе), вернуться и исправить надпись на камне: «Я ездил в дорожку, убит не бывал» – удалось только Илье Муромцу.
В сущности, после преодоления всех препятствий, это финал и многих волшебных сказок, где в центре внимания – Иван-царевич – высшее «я» (Дух) Человека.
Свидетельство о публикации №124041704528
О.Бедный-Горький 07.11.2024 15:07 Заявить о нарушении