Совершенство
Динь-динь… Тили-динь… Динь-динь…
Старичок усмехнулся и отложил в сторону видавшую виды книгу в золочёной обложке.
- Пришёл всё-таки.
Колокольчик смолк, но через какое-то время затрепетал снова, выводя немного иную, но не менее чарующую мелодию.
- Заходите, открыто!
Дверь тут же распахнулась. Гостем оказался молодой человек с огромным пакетом в руках, который он бережно прижимал к груди. Он старательно вытер ноги, решительно переступил порог и замер, восторженно озираясь. Как будто ожидая чего-то чудесного. Однако, прихожая выглядела совершенно обычной. Коврик, небольшая табуретка, тапочки для гостей, шкаф с вешалками… Вскоре из глубины квартиры раздался голос хозяина.
- Ты где там застрял? Проходи в гостиную!
Молодой человек согласно кивнул, хотя увидеть этого никто не мог, и начал стягивать с себя пальто. Через миг он вспомнил, что не закрыл за собой дверь, и поспешил это сделать. Разобравшись с верхней одеждой, он принялся за ботинки… В каждом его движении сквозило нетерпение. При этом он не выпускал из рук пакета, словно от его сохранности зависела вся его дальнейшая человеческая судьба… Разобравшись с обувью, он запрыгнул в первые попавшиеся тапочки и устремился вперёд. Старичок ожидал его за небольшим столиком, стоящим у стены.
- Здравствуй, Саша, - приветливо улыбнулся он, - Ну ты и вырядился, прямо как на экзамен!
- Вроде того, - молодой человек расплылся в улыбке, - Добрый день, Иван Афанасьевич! Простите, что так долго не мог заглянуть. Столько дел, времени на всё не хватает, сами понимаете…
- Понимаю, сам когда-то был студентом, - вздохнул старичок, - Пока то, да сё, пока собраться с духом… Хорошо хоть не забыл.
- А я до последнего сомневался, что к вам можно прийти в гости, вот так запросто!
- Почему? - удивился профессор, - Я же в конце каждого занятия предлагаю всем желающим заглянуть ко мне, и продолжить наши душеспасительные беседы. Даже расписание повесил, с часами приёма.
- Все думают, что вы шутите. Вы ведь постоянно шутите…
- О… - старичок довольно улыбнулся, - Спасибо, учту. Ну что стоишь, как не родной? Чувствуй себя, как дома.
- А я, это... Вот, продуктов прикупил. Чтобы не с пустыми руками.
- Молодец, - лукаво прищурился хозяин, - они нам ещё послужат. Да что ты в них вцепился-то так?
- Извините, волнуюсь, - виновато улыбнулся молодой человек, но всё же нашёл в себе силы отложить пакет и присел напротив хозяина.
- Чай, кофе, что-нибудь ещё?
- Спасибо… Чай.
Профессор вышел, а гость принялся жадно рассматривать интерьер комнаты. Однако, и гостиная выглядела совершенно обычной. Диван, книжный шкаф, письменный стол, несколько картин на стене… Вскоре вернулся хозяин, держа в руках маленький поднос.
- Ну давай, рассказывай, зачем пришёл? - профессор разлил по чашкам ароматный горячий напиток и поставил перед гостем вазочку с печеньем, - Что-то конкретное интересует, или так - за жизнь поболтать?
- Да, конечно! - выпалил студент, - После вашей последней лекции я места себе не находил! Помню каждое слово, как будто на душе отпечаталось! Вы говорили о Совершенстве… И мне стало интересно - можно ли достичь его здесь, на Земле?
- О, это один из моих любимых вопросов, - загадочно улыбнулся профессор, - К счастью, для себя я его разрешил. А что ты об этом думаешь?
- Я?!
- Да, ты. Надо же мне понимать, с чем предстоит работать.
- Ну, Совершенство… - замялся студент, - Это такой высший идеал, который человек не способен достичь. По крайней мере, на текущей стадии развития. Но может бесконечно приближаться к нему…
- Не надо цитировать умные книги, - вежливо перебил его старичок, - я прекрасно знаю, что в них написано. Или ты думаешь так же?
- Ну-у… В общем да.
- То есть, пока не наступит та самая следующая «стадия развития», человек не способен создать ничего совершенного?
- Получается, что нет, - студент виновато пожал плечами.
- Мда, - профессор нахмурился, - Тяжело вам живётся. Знаешь, что было модно во времена моей молодости? Мечтать о великом, о невозможном! А сейчас почему-то модно завидовать другим и пребывать в депрессии - потому что сам ничего не можешь сделать, не можешь ни на что повлиять… Впрочем, это личный выбор каждого - как воспринимать окружающий мир. Один человек отправляется в кругосветное плавание - и ему везде скучно. А другой из дома лишний раз не выйдет, зато в каждой чашке у него - целая галактика…
Профессор поболтал свой чай ложечкой и сделал долгий глоток, не отводя взгляда от собеседника. Студент непонимающе уставился на него, но через миг подпрыгнул на стуле. Как неудобно. Он немедленно поднёс чашку к губам и отхлебнул немного.
- Простите, я забыл… Очень вкусный чай.
- О, ну что ты, не извиняйся, - успокоил его старичок и, немного погодя, добавил, - Кого в наше время удивишь обычным чаем?
2
Профессор задумчиво побарабанил пальцами по столу.
- А знаешь, ты прав. Человек может лишь стремиться к Совершенству. Бесконечно, неуклонно, неутомимо стремиться. И Совершенство ждёт этого, оно этого жаждет… Более того, оно готово протянуть человеку руку помощи, как только он пройдёт свою часть пути.
- Очень вдохновляющая мысль! - воскликнул молодой человек, - Но как это лучше всего делать?
- У каждого свои методы, - усмехнулся старичок, - Вот взять хотя бы тебя.
- Меня?!
- Да. Удавалось ли тебе сотворить нечто, близкое к Совершенству?
- Сомневаюсь, - виновато улыбнулся студент, - Может быть, когда-нибудь я это и смогу - если выберу какое-то дело, посвящу ему долгие годы, буду постоянно учиться…
- Заметь, - довольно улыбнулся профессор, - ты не сказал «нет», ты сказал «сомневаюсь». Это хорошо.
Он обратил взор на стену.
- А что ты думаешь об этой картине? Которая в центре. Есть мнение, что она способна приблизить к пониманию Совершенства.
Молодой человек последовал совету учителя. На картине была изображена молодая девушка неземной красоты, в образе античной гречанки. Её тонкие пальцы нежно оплетали трость флейты. Она медленно шла вдоль берега реки, текущей в редколесье. Её голова была слегка запрокинута, а глаза прикрыты, как будто она сочиняла песню, или подбирала мелодию. Однако фон выглядел странно. Картина словно разделялась на две части незримой вертикальной линией, которую можно было провести через фигуру девушки. Причём там, куда было направлено её движение, бушевал ураган. А за её спиной царили покой и умиротворение.
- Она очень красивая…
- Определённо. Но я спрашивал обо всей картине, а не только о девушке.
Студент смущённо заулыбался. Профессор и правда постоянно шутил. И он мог это сделать на совершенно любую тему. Не все студенты понимали его шутки, и не всем они нравились. Однако на его лекциях никто не спал.
- Я не знаток живописи, но думаю, что эта картина принадлежит перу мастера. Иначе она не оказалась бы у вас дома. Правда, я не совсем понимаю, что на ней происходит. Кто на ней изображён?
- О, это госпожа Эвтерпа, - в голосе профессора проступили уважительные нотки, - прекраснейшая из девяти муз. Говорят, её стихами заслушивались сами боги Олимпа! И немудрено, ведь она владела искусством складывать гармоничную мелодию из хаоса обычных звуков, а грубые и случайные слова облекать в стихи и песни.
Гость ещё раз осмотрел картину, и его глаза восторженно заблестели.
- Невероятно! Такой глубокий замысел, и он раскрывается в каждой детали! Теперь я это вижу! Я слышал, что работы великих мастеров могут вдохновлять, что с их помощью можно приблизиться к Совершенству… Вы это имели в виду?
Внезапно старичок расхохотался. Впрочем, беззлобно.
- И вы туда же, молодой человек? Что за привычка, сваливать всю ответственность на мастеров, гениев, вождей? Стремление к Совершенству - задача всего человечества, и каждый из нас должен прилагать к этому усилия, во всех сферах деятельности! И даже в повседневных делах!
Студент непонимающе уставился на учителя, который хитро улыбался.
- Этой картине от роду - год и три месяца, а её автор - один из моих учеников! У него нет никакого художественного образования! Однако, его это совершенно не беспокоит - он доучивается по специальности «физика квантовых систем» и планирует заниматься наукой! Но это не помешало ему вдохновить тебя на поиски Совершенства!
- Вы что, шутите?
- О нет, я абсолютно серьёзен! А где продукты, которые ты принёс?
3
- Философия - одна из важнейших наук! Хотя бы потому, что её можно свободно соединять с любой другой наукой. Жаль, в министерстве образования этого не понимают, потому держат её в списке общих предметов для начальных курсов… Да тут на целую роту солдат! Так, огурцы, помидоры, болгарский перец… Отлично! Остальное я пока уберу.
Овощи были тщательно вымыты и разложены на чистом полотенце. Профессор окинул их беглым взглядом, затем внимательно осмотрел каждый плод по отдельности. Словно пытаясь выбрать самые совершенные из них… Однако, разочарованно помотал головой и выбрал по несколько овощей каждого вида наугад. Остальные были также отправлены в холодильник.
- Иван Афанасьевич, а с какими науками можно соединить философию?
- Я же сказал - с любыми. Физика, математика, история, психология, изобразительное искусство, литература, спорт. И везде люди стремятся к Совершенству.
- Подождите! Спорт - тоже наука?
- О, ещё какая! Один из моих выпускников профессионально занимается лёгкой атлетикой, но иногда заходит в гости. Знал бы ты, какие прекрасные беседы у нас получаются! В последний раз мы вывели целую доктрину о прыжках в высоту!
- Боюсь даже представить...
Профессор усмехнулся и полез в тумбочку.
- Ты у меня в первый раз, так что не будем лезть в дебри. Рассмотрим твой вопрос в разрезе кулинарии, поскольку ты, в щедрости своей, обеспечил меня продуктами на неделю вперёд. Хотя, обращение к смежным областям знаний неизбежно…
Вскоре всё было готово для приготовления салата. Студент схватил нож и потянулся за огурцом, однако профессор остановил его.
- Подожди. Ты готов?
- К чему? - студент подозрительно покосился на учителя.
- Готов ли ты делать совершенный салат?
- Простите… Но как можно сделать совершенный салат?
- Очень просто, - улыбнулся старичок, - надо делать его совершенно.
Студент задумчиво уставился на лезвие своего ножа…
- Ладно, - вздохнул профессор, - Начнём с начала. Что нужно для того, чтобы сделать что-то совершенно? Так совершенно, насколько это возможно для человека?
- Ну… Талант, опыт, воля, целеустремлённость.
- А вдохновение?
- Вдохновение? - гость округлил глаза, - Вы хотите делать салат, словно он - произведение искусства?
- А почему бы и нет? - пожал плечами профессор, - Очень помогает. Талант есть не у всех. Опыт - важная вещь, но его надо нарабатывать. А если у человека нет опыта - неужели он не способен удивить Вселенную? Очень даже способен. Воля и целеустремлённость - это прекрасно, но на одном разуме далеко не уедешь. Или уедешь, но не туда…
Молодой человек взял в руки один из помидоров и внимательно всмотрелся в него. Идеально чистая шкурка и её бледный оттенок наводили на мысли о количестве использованных химикатов. На дворе была поздняя осень, так что помидор, скорее всего, вырос в теплице и ни разу не видел солнечного света. Если же он родом из тёплых стран, то был сорван зелёным, иначе ему не удалось бы преодолеть такой путь. Так или иначе, ничего вдохновляющего в нём не было.
- Не о том думаешь, Саша, - загадочно улыбнулся старичок.
- Простите, Иван Афанасьевич, но я не чувствую никакого вдохновения.
- Хорошо, есть и другие методы. Можно работать через веру, через любовь. Можно думать о том, чтобы кого-то порадовать, посвящать кому-то свои усилия. Можно гореть желанием. Можно представить, что делаешь что-то очень важное. Что именно в этом заключается твоя миссия…
- Ну… Я хотел бы порадовать одного человека, - смущённо протянул студент, - И посвятить этому усилия.
- Прекрасно! - профессор широко улыбнулся, - Будем надеяться, что ты говоришь о своей маме… Но для начала спросим совета у госпожи Эвтерпы, ведь она свободно владеет всеми методами, что я озвучил.
4
- Один из критериев Совершенства заключается в том, чтобы человеку было не стыдно предъявить своё творение кому-либо из обитателей божественных миров. И пусть оно будет соткано из хаоса и случайностей - других материалов у человека попросту нет. Однако, если правильно настроиться, удерживать намерение и хорошенько постараться, то хаос обернётся порядком, а случайности - закономерностями. Совершенным может быть даже не само творение, а те чувства, тот импульс, которые человек в них вкладывает. Дети не умеют рисовать, но потрясающе искренни. И если родители на самом деле любят своих детей, то даже самые нелепые их рисунки будут являться воплощением Совершенства - за счёт искренности. В похожей ситуации находятся и люди - по отношению к обитателям божественных миров…
Ученик жадно ловил каждое слово учителя. И изо всех сил старался понять, о чём он говорит. Временами ему это удавалось… По крайней мере, он тешил себя такой надеждой.
- Но это всё теория, и без практики она совершенно бесполезна! - подытожил профессор, - Вернёмся к нашему салату. Но теперь, мой дорогой ученик, представь, что это дело невероятной важности. Представь, что с минуты на минуту в этой квартире объявится посланник божественных миров. И у нас с тобой будет единственная возможность поделиться с ним плодами наших сознательных трудов!
Старичок ненадолго прикрыл глаза, после чего взялся за нож и положил перед собой помидор. Глубоко вздохнув, он разделил его пополам, убрал зелёный участок, название которого было явно недостойно обитателей божественных миров, и приступил к нарезке. Каждое его движение наполнилось невероятным смыслом. Он не медлил. Он не торопился. Он делал именно так, как следует.
Студент внимательно наблюдал за ним, пытаясь проникнуться тем же настроением. И вот он положил перед собой огурец, перехватил нож поудобнее и решительно взялся за дело. Однако, первая же долька спрыгнула с доски, прокатилась по столу и плюхнулась на пол… Профессор замер и покосился на своего ученика.
- Поздравляю, юноша! Выбирайте, в какое животное вас обратят. Но только не в кота - ибо котом буду я!
- Простите, - студент виновато развёл руками, - Я не могу такое представить. Где мы, и где обитатели божественных миров? Если они вообще существуют.
- О, поверьте, они существуют. И они ближе, чем кажется, - прищурился старичок, - Но, видимо, мистика - не ваш конёк. Что ж, попробуем зайти через более осязаемые вещи.
Он вытер руки и опёрся на стол.
- Из курса физики вам должно быть известно, что все процессы, протекающие во Вселенной, держатся на совокупности неизменных величин - на константах. Остальные величины выражаются через них. И, если бы хоть одна из них, хоть чуточку изменилась - то изменилась бы вся картина Мироздания. Если оно вообще смогло бы устоять.
Молодой человек нервно сглотнул. На днях он наткнулся на статью в интернете, с очень похожими рассуждениями…
- Есть мнение, что стабильность этих величин, или же - Законов, обеспечивается сознательными силами, выходящими за рамки человеческого понимания. Фигурально выражаясь, они «держат небо». К подобным выводам приходят даже некоторые учёные. Так вот…
Профессор подался вперёд и понизил голос.
- Попытайтесь представить, что мы с вами - космические инженеры, строители, и находимся на службе у этих сил. Нам обозначили газо-пылевое скопление с готовой звездой в центре. Из этого скопления в ближайший миллион лет должна быть собрана система, подобная нашей солнечной. И наша с вами задача до смешного проста - не нужно даже поддерживать эти Законы, этим есть, кому заняться. Наша задача - только руководствоваться ими в процессе работы. И у нас имеются все инструменты для её выполнения… Это не так далеко от истины, и не так фантастично, как может показаться на первый взгляд. Современные астрономы весьма успешно этим занимаются в своих расчётных книжках…
Саша почувствовал, как пол уходит у него из под ног. Он ощутил себя подвешенным в космическом пространстве. В его руках находились сплетения силовых линий, расходящихся во все стороны… Он почувствовал невероятный восторг от предстоящей работы, уверенность в своих силах. А ещё - могучую поддержку, исходящую откуда-то свыше… Это длилось лишь миг. Однако, он достал из кармана телефон и проверил время. Так, на всякий случай…
А профессор продолжал говорить. Словно ничего не произошло.
- Одну планету вы уже отправили блуждать в космических безднах, но ничего страшного. Первый блин комом. Но впредь постарайтесь быть аккуратнее.
- Хорошо, учитель.
Молодой человек сосредоточился и принялся за работу.
5
- Мне очень нравится выражение: «Мы сделали это идеально, потому что кроме нас это сделать было некому»! В каждой шутке есть только доля шутки, а остальное - чистая правда. Но важно понимать, что такое делание подразумевает огромную ответственность, и надо прилагать максимум стараний, а также соблюдать правила, установленные свыше. Впрочем, история Вселенной знает немало случаев, когда последнее было отброшено. Результат, как говорится - на лице. Именно поэтому человечество существует в таких кошмарных условиях. Но надежда есть всегда!
Создание салата успешно завершилось добавлением подсолнечного масла. Теперь хозяин занимался оладушками - в гордом одиночестве. При этом он не умолкал ни на минуту. Гость всей душой желал ему помочь, но был не в силах подняться со стула. В голове стоял туман, спина гудела, а ноги отказывались подчиняться…
- Ничего, для первого раза это нормально. Как говорится, не научившись тонуть, не научишься плавать… Чтоб ты понимал - есть животные, которые просто физически не могут утонуть! Их мало, можно по пальцам пересчитать, и тем не менее! На днях мы чудесно побеседовали на эту тему с одним из моих учеников. Кстати, он учится на биолога. Так, муки; на глаз, пригоршню сахара, и соль - на кончике ножа…
Ученик следил за его движениями мутным взглядом.
- Учитель, но у вас другие пропорции…
- Что? А, это я так - для товарища майора.
- Для кого?
- Для товарища, - старичок покосился вверх, после чего заговорщически подмигнул, - Майора. Чтобы, не дай бог, не подумал, что мы тут всё правильно делаем.
- А, ясно…
- Вот и ладушки-оладушки, - профессор подцепил немного теста на ложку и попробовал кончиком языка, - Так, ещё немного звёздной пыли и одно солнце. Да, ещё одно…
Саша с силой потёр переносицу и внезапно для себя провалился в короткий сон… По крайней мере, так ему показалось. Когда он пришёл в себя, на столе стояла большая салатница, тарелка с дымящимися оладьями, баночка сметаны, колбасная нарезка, хлеб, столовые приборы… А профессор сидел напротив и с интересом разглядывал его.
- Утомил я тебя. Не надо было так размахиваться. Но ничего, лучше сразу понять, кто на что способен. Отведаешь своё творение?
Не дожидаясь ответа, он отложил салата в две чашки и придвинул одну из них к гостю…
Творение оказалось совершенно обычным на вкус, но было невероятно сытным. Настолько, что Саша с трудом управился со своей порцией, после чего с удивлением отметил, что вся его усталость куда-то улетучилась.
6
- Ещё оладушку?
- Нет, спасибо. Может быть, позже…
- Уверен? - хозяин оценивающе посмотрел на гостя, - Ну как знаешь.
В эту минуту в прихожей скрипнула дверь. Затем донёсся шорох одежды. Профессор загадочно улыбнулся.
- Тебе повезло. Обитатели божественных миров сами пришли, чтобы отведать твоего творения…
- Привет, дедуля!
В комнату впорхнула молодая девушка и повисла на шее у старичка.
- Здравствуй, моя дорогая!
- А это кто? - девушка с подозрением посмотрела на гостя, - Один из твоих должников?
- О нет, он пришёл сам!
- А… Понятно, - девушка приветливо улыбнулась.
- Позволь представить тебе моего гостя, - важно произнёс профессор, - Александр. А это прелестное создание - моя внучка Анна.
- Здравствуйте… - заворожённо прошептал студент.
- Очень приятно… Ух ты, салатик!
Девушка схватила ложку, нависла над столом и принялась уплетать за обе щеки прямо из салатницы.
- Ммм, как вкусно!
Старичок посмотрел на неё с умилением, после чего перевёл взгляд на гостя.
- Понимаю, времена нынче смутные, но мог бы и предложить даме стул…
Саша удивлённо моргнул, не сразу поняв, что обращаются к нему. Он с шумом отодвинулся от стола, однако девушка суетливо замотала головой.
- Ой, нет, не надо! Я на минутку! У меня окно между парами!
Проглотив ещё несколько ложек, она отерла рот салфеткой и выпорхнула из комнаты. Не забыв, однако, помахать рукой на прощанье.
- Всё, я побежала! До вечера!
Входная дверь захлопнулась, и в комнате повисла звенящая тишина. Старичок внимательно смотрел на гостя.
- Теперь ты понимаешь, что я имел в виду, говоря о единственной возможности? Хорошо хоть салат понравился. Теперь нас ни в кого не превратят. Надеюсь…
Студент натянуто улыбнулся, лихорадочно пытаясь разобраться в потоке мыслей, заполонивших его голову.
- У меня такое чувство, что я её знаю. Или видел. Где она учится?
- Там же, где и вы, молодой человек. И я, и все остальные люди - на крохотном, слегка приплюснутом шарике под названием Земля!
- Профессор, я серьёзно…
- Как будто это чем-то поможет, - тоскливо вздохнул старичок, - На музыкальном факультете она учится, в том же вузе. Но я сомневаюсь, что ты встречал её там. Скорее всего, это произошло в соседней комнате.
- Что вы сказали?! - изумился студент.
Профессор ошарашено уставился на него, после чего выскочил из-за стола и хлопнулся на колени…
- Господь милосердный, на тебя уповаю! Когда-то ты разделил людей, пытавшихся построить башню до небес, и они перестали понимать друг друга… Но чем тебя оскорбил наш салатик?!
7
- Эвтерпа, говорите…
- Она самая!
Студент внимательно смотрел на картину, с удивлением отмечая, что она обрела новую глубину. Муза выглядела точь-в-точь, как внучка профессора. То есть наоборот… Получается - именно она позировала для картины. Или вдохновила художника?
- Учитель, а на что здесь следует обратить внимание?
Профессор задумчиво погладил подбородок.
- Да на всё. Здесь всё имеет значение. Вплоть до количества складок на деталях одежды, или количества прорисованных травинок. Оттенки цветов на противостоящих участках полотна тоже подобраны не с бухты-барахты… Но это слишком долго объяснять. Возьмём идею реки. Она специально прорисована так, чтобы невозможно было понять, в какую сторону направлено её течение. Но река обязана куда-то течь, не так ли?
- Конечно… Но разве это можно понять по картине?
- Как правило, можно. Часто художники сами оставляют намёки. Но здесь река никуда не движется. Точнее движется, но одновременно в обоих направлениях!
- Но так не бывает!
- Почему же? Есть реки, меняющие направление течения, в зависимости от внешних факторов.
- Дайте угадаю… Об этом вы недавно беседовали с одним из ваших учеников, который учится на географа?
- Нет, юноша, я видел это сам! - улыбнулся старичок, - В студенческие годы удалось поездить по стране, со стройотрядами. Личный опыт ничем не заменишь, но один человек не может объять все сферы знаний. Потому так важно общение. Но вернёмся к реке. Здесь важно то, какие силы она символизирует - в разрезе деятельности госпожи музы…
Учитель продолжал объяснять и давать разнообразные комментарии, а ученик пытался переваривать услышанное. Иногда он ухитрялся задать вопрос, который неизменно выливались в новый поток комментариев… Так незаметно пролетел час.
Саша крепко зажмурился и с силой помассировал виски. В голове навязчиво крутился образ маленького ребёнка, которого кормит с ложечки сердобольная бабушка. Ложечку за маму, ложечку за папу, ложечку за троюродного дядю по материнской линии… Скоро каша полезет из ушей, но ни бабушка, ни ребёнок не могут остановиться…
- Профессор, откуда вы столько знаете?
Старичок обернулся и замер в рассеянности.
- А?.. Ох, прости! Увлёкся… В основном из бесед. Кое-что из книг. Есть и другие источники… Но начинать лучше с книг. Ты любишь читать?
- Скорее да… Но у меня не так много времени для этого.
- Понимаю, - вздохнул профессор, - В наш век безумных скоростей чтение превратилось в настоящую роскошь!
- А что вы сейчас читаете? - студент с интересом покосился на книгу в золочёной обложке, лежавшую на столе.
- О, это мифы Древней Греции с комментариями, - профессор протянул руку и бережно погладил томик по переплёту, - Довольно сложный материал. Большинство ключей к ним было успешно утеряно. Приходится восстанавливать на ходу.
- Каких ключей?
- Мистических. Чтобы правильно понимать, что в них происходит.
- А разве их можно неправильно понять? - удивлённо улыбнулся студент, но тут же осёкся, встретив укоризненный взгляд учителя.
- Молодой человек! Эти мифы - продукт великой цивилизации, с великой культурой. Да, у них не было интернета, двигателей внутреннего сгорания и много чего ещё. Но это не значит, что они заслуживают вашего снисхождения!
- Простите, я не это имел в виду…
- Зевс простит! - рассмеялся профессор, однако, и в этот раз это выглядело очень благодушно, - У каждого подобного источника есть несколько слоёв, несколько смыслов. Первый смысл - буквальный, это если читать его, как бульварный роман. Второй смысл - образный, если подключить фантазию и знания из смежных областей. И, наконец, третий - тайный, мистический, и тут без ключей не обойтись. Но это правильные смыслы, а неправильных можно найти сколько угодно. Например, в нашей с вами картине можно увидеть, что муза не наводит порядок, а наоборот - создаёт хаос впереди себя, при помощи своей игры.
- Да, сначала я так и подумал.
- Не ты первый. Не ты последний…
- А, может, почитаем что-нибудь, из мифов?
Профессор смерил собеседника взглядом.
- Не думаю, что это хорошая идея.
- Почему? Мы проходили их в школе, они мне очень понравились! Правда, я уже не помню, что там было…
- Вот именно. Может быть, это к лучшему.
Студент грустно вздохнул, но внезапно его лицо просияло.
- Профессор! Вы говорили о силах, которые «держат небо»! Я вспомнил - в одном из подвигов Геракла было что-то похожее! Он некоторое время держал небо - вместо какого-то бога… Или полубога?
- А зачем он это делал?
- Не помню…
- Вот и не надо хвататься за то, что не сможешь удержать, - снисходительно улыбнулся старичок, - Древнегреческая традиция - это путь Героя, находящегося под пристальным вниманием богов. Причём одни боги ему помогают, а другие вставляют палки в колёса. Потому на его долю выпадают такие страшные испытания… Геракл был невероятно силён, умён и хитёр, но даже он обращался за помощью к друзьям, а то и к высшим силам. Есть мнение, что ему специально давали задания, которые не по силам простому смертному.
- Но ведь он справился с ними.
- Он был сыном Зевса!
- Учитель, но ведь человек создан по образу и подобию божьему…
- Очень смелое заявление, юноша! В каждом из нас есть божественное начало, это бесспорно. Но в нашу эпоху оно спит беспробудным сном…
Профессор откинулся назад и задумчиво погладил подбородок.
- Однако есть мнение, что пора его будить. Да будет так… Одиннадцатый подвиг Геракла. Яблоки Гесперид.
Учитель отыскал нужную страницу и положил книгу перед собой. Саша с интересом заглянул в неё, и охнул… Все поля и промежутки между абзацами были исписаны убористым почерком. Что за варварство…
- Не переживай, всё в порядке, - широко улыбнулся старичок, увидев его реакцию, - Это комментарии.
8
Когда профессор закончил читать, за окнами уже смеркалось.
- Так значит, путь к бессмертию лежит через делание невозможного?
- Довольно общая формулировка, но можно и так сказать.
- А что символизирует небесный свод, который держал Атлас?
- Он и сейчас его держит, - улыбнулся профессор, - Есть разные мнения. Но мне нравится думать, что это груз знаний.
- Невероятно…
Саша тяжело моргнул. Глаза слипались, но при этом он ощущал странный прилив сил. Учитель смотрел на него со смесью умиления и сочувствия.
- Пожалуй, на сегодня хватит. Я и так злоупотребил твоим вниманием.
- Нет, что вы…
- Не спорь! Ты как выжатый лимон, хотя и пытаешься бодриться. Я пойду, приберусь, а ты отдохни. Потом выпьем чайку и расстанемся друзьями.
- А…
- И не пытайся мне помочь! Уборка - моё любимое занятие!
Вскоре зашумела вода, донеслось звякание посуды. Саша поймал себя на мысли, что даже эти звуки кажутся ему невероятно осмысленными, наполненными радостью делания. Он облокотился на стол и закрыл лицо руками. Но между пальцами увидел её…
Книга была открыта и лежала на том же месте. Немного поколебавшись, ученик развернул её к себе.
Оказалось, что профессор озвучил далеко не весь миф, а комментарии и вовсе обошёл стороной. Почерк был ровный, неторопливый, и разобрать его не составило труда. Саша впился в текст жадным взглядом, и не заметил, как вновь провалился в сон. Уже не такой короткий…
Он бежал в направлении Солнца, по бескрайней равнине, ощущая растущую лёгкость в теле. Вскоре он и вовсе перешёл на гигантские прыжки, едва касаясь земли кончиками пальцев. Впереди показалась гора, вершина которой была укрыта облаками, и он помчался к ней. Оказавшись у подножия, он напружинил тело и устремился вверх, каждым рывком возносясь по несколько сотен метров…
Преодолев последний уступ, он очутился на широком горном плато и замер, восторженно озираясь. Здесь было множество людей, внешний вид которых поражал многообразием. Как будто он очутился на собрании, куда пожаловали представители всех времён и народов… Но была и общая деталь - каждый из них имел при себе нечто, символизирующее знания - книги, свитки, металлические таблички. Саша приблизился к человеку, похожему на православного монаха, который сжимал в руках небольшую книгу в кожаном переплёте, но тот отстранился от него. Пожав плечами, Саша двинулся навстречу молодому мужчине в серебристой мантии, украшенной золотыми звёздами, который непрерывно декламировал стихи на неизвестном языке. Подойдя вплотную, он протянул руку в знак приветствия, но мужчина прошёл мимо, не заметив его. Саша пожал плечами и двинулся дальше, но все следующие попытки также завершились ничем. Никто не хотел с ним общаться. Или не мог. Внезапно он заметил юношу, одетого в джинсы и футболку. Юноша наблюдал за ним с неприкрытым интересом. А под мышкой он держал ноутбук…
Саша приблизился к нему и замер, сложив руки в умоляющем жесте, однако юноша отрицательно помотал головой. Саша обозначил крохотное расстояние между большим и указательным пальцем руки, но получил такой же ответ. Тогда он обозначил расстояние с кончик ногтя. Юноша окинул искателя строгим взглядом, после чего достал из кармана старый кнопочный телефон. Саша подпрыгнул от восторга и извлёк из кармана свой смартфон, однако юноша продолжал испытующе глядеть на него. Немного подумав, Саша крепко стиснул смартфон двумя руками. Юноша глубоко вздохнул и его пальцы забегали по клавишам.
Вскоре раздался писк - смартфон извещал владельца о входящем сообщении. Саша отвесил земной поклон и нажал на нужную иконку. В тот же миг на его плечи обрушилась неимоверная тяжесть, а сам он начал стремительно уходить под землю. В сообщении было всего одно слово. Но он не сумел его прочитать…
9
Внезапно он осознал себя в пространстве комнаты с голыми бетонными стенами. Единственным источником света здесь была тусклая лампочка, висевшая под потолком. Ни окон, ни дверей видно не было.
Старичок стоял напротив высокого человека в военной форме, согнувшись в почтительном полупоклоне, заложив руки за спину - и тараторил без умолку. Слов было не разобрать. Человек в форме внимательно слушал. Его лицо выглядело застывшим в презрительной усмешке. Временами он нахмуривался и поглаживал кобуру, висевшую на поясе. Немного погодя, он вопросительно кивнул в сторону мальчика, сидевшего на стуле в углу. Старичок остановился и удивлённо посмотрел на мальчика, словно тот был недостоин их внимания. Немного подумав, он пренебрежительно махнул рукой и продолжил тараторить. Внезапно Саша осознал, что на стуле сидит он сам. Потом заметил, как старичок скрещивает пальцы на руках, когда человек в военной форме этого не видит…
Сон закончился так же незаметно, как и начался.
Профессор сидел напротив, сплетя руки в замок и опершись на них подбородком. В его глазах бегали искорки недовольства - впервые за всё время знакомства. Студент недовольно поёжился.
- Что вы так на меня смотрите?
- А то ты не знаешь.
Старичок сокрушённо покачал головой.
- Мой недогляд, не спорю. Это ж надо было додуматься! Ну ладно… Всё хорошо, что кончается.
- Что хорошо кончается, учитель, - осторожно поправил ученик.
- А когда плохое кончается, это разве плохо? Это тоже хорошо.
Профессор растёр ладони, обретая прежний радостный вид.
- Ну как, удалось что-нибудь понять?
- Пожалуй… - несмело улыбнулся студент, - Вы говорили про важность общения, что один человек не может объять все сферы знаний. Я думаю, это верно и для тех, кто «держит небо»… И вы были правы - не нужно пытаться поднять то, что не сможешь удержать.
- Неплохо, юноша! Но это можно было вывести через закон аналогии, без риска для здоровья… А по поводу возможного и невозможного - есть две категории людей, которые имеют право на подобное разделение. Первые - чистые теоретики, вторые - мудрецы, прошедшие многие пути. Для остальных гораздо полезнее разделение на то, что они делали, и то, чего они ещё не пробовали. Так что ты сделал неверный вывод, хотя поступил совершенно правильно.
- Но вы сами советовали не браться за этот материал!
- Но ты же не послушал меня?
- Ну да…
- Вот и молодец, - благодарно улыбнулся старичок, - Даже мудрецам не следует верить на слово. Особенно начинающим. С теми, кто поопытнее, проще - из них лишнего слова не вытянешь.
- Учитель… А вы мудрец?
- Порой я впадаю в подобное заблуждение…
Профессор отхлебнул чаю и принял серьёзный вид.
- Ладно. Если это всё, то за такое я не могу поставить даже тройку.
- В смысле - тройку? - Саша изумлённо округлил глаза.
- Приходи на пересдачу. Когда будешь готов.
- Да… Я понял.
Студент помешал ложечкой свой чай, проследил, как кусочки материи закручиваются в спираль, как в центре формируется мощное ядро, и залпом осушил чашку. Уже стоя в дверях, он обернулся и внимательно посмотрел на профессора.
- Кто вы такой, Иван Афанасьевич?
- Я? Человек. И ты, Саша - Человек.
- Человек? Звучит очень гордо.
- И при этом невероятно скромно!
- Согласен…
- Кстати - товарищ майор передавал привет. Просил больше так не шалить.
- Так точно! - ученик вытянулся по струнке и отдал честь.
- К пустой голове руку не прикладывают, юноша.
- Спасибо, учту, - улыбнулся студент.
Дверь захлопнулась. Старичок вернулся за стол и задумчиво уставился в свою чашку.
- А, в сущности, пустая голова - это не так плохо. Ведь её можно наполнить…
10
За окном метались снежинки, первые в этом году. И у каждой из них был собственный, уникальный путь. Пусть и в потоках искусственного света. Конечно, все они растают. Но это не значит, что их миссия лишена смысла…
- Чтобы я его здесь больше не видела!
- Не волнуйся, не увидишь. Я за этим прослежу. Если надо - изменю часы приёма.
- Да он тебя чуть под монастырь не подвёл!
- Так не подвёл же! А если бы и да - место святое, спокойное…
- Дедушка, ну когда ты перестанешь дурачиться и повзрослеешь?
Старичок испуганно отшатнулся и быстро перекрестился несколько раз.
- Да не дай бог! Это же совершенная защита!
- О-о-ох! - девушка сокрушённо обхватила голову руками.
Старичок, сидевший напротив, задорно улыбнулся.
- А ты ему понравилась. Может, даже стихи писать начнёт. Даром, что на химика учится.
- Мне всё равно, пусть делает что хочет!
- Ты уж приди к нему во сне, пару раз? Ради меня.
Внучка хмуро уставилась на дедушку.
- Ну пожа-а-алуйста…
- Хорошо… Но только ради тебя!
- Вот умничка! - профессор вскочил и поцеловал её в макушку, - Хочешь ещё оладушку?
- Нет, спасибо! - обиженно буркнула она, отворачиваясь к стене.
- Какая же ты хорошая, когда пытаешься злиться! Смотрю - не налюбуюсь! - с умилением произнёс старичок.
- А если я на самом деле злюсь?
- Ну и что? Что бы ты ни делала, для меня - ты само Совершенство!
- Ах, дедуля… Не понимаю, как тебе с таким подходом удалось познакомиться с бабушкой?
- Да я до сих пор понять не могу! Свалилась на мою голову…
Девушка возмущённо уставилась на него, но потом не выдержала и рассмеялась.
- Ладно, забыли… Как будто ты хоть раз меня послушал.
- Ну что ты, Анечка! Я всегда внимательно слушаю, что ты говоришь!
- Но делаешь по-своему!
- Как и положено Человеку, - улыбнулся старичок.
- Ладно, я спать, - девушка протяжно зевнула, - Не засиживайся до утра, хорошо?
- Конечно! Только позвоню одному старому другу.
Оставшись в одиночестве, профессор отыскал в телефонной книге нужный номер.
- Добрый вечер, Эрнест Семёнович! Ах, простите, у вас доброе утро? И где же вы сейчас?.. О-о-о, в Рио-де-Жанейро! И как вам? Скука смертная? Ну надо же, кто бы мог подумать…
24.11.2023 - 18:41
Свидетельство о публикации №124041604098