Эонический феномен времени, смерти... Лекция 3

 
Курс: "Основы писательского мастерства"

Лекция 3
"Эонический феномен времени, смерти и жизни Логоса в творчестве писателя"

(На примере текстов О. Мандельштама, А. Ахматовой, Г. Шпаликова, П. Когана, «Песни о Полку Игореве», братьев Стругацких)
-------------

Мастера слова знают, что нет ничего более вечного, чем слово, но нет и ничего более смертного. Слово в языке, рождённое много тысячелетий назад, практически бессмертно, благодаря обычным людям, народу, этносу, передающим его из уст в уста, из поколения в поколение.

Но слово, это всегда не просто звукоизвлечение. Это эмоция, настолько сильная по своему воздействию, что архаичные люди приписывали ей волшебные свойства. Возможно, потому что слова и звуки, наполненные человеческими эмоциями, всегда влекут за собой события или действия. Которые, тем не менее, писатель может и должен предугадать.

Как это возможно? Вопрос философский, возможно, математический, спиральный, но попробуем ответить.

Если мы будем мыслить не сиюминутно, а эонически (1), то есть большими временными отрезками, длиной не в века, а в тысячелетия, в десятки тысячелетий, позволяющими слову быть бессмертным, то мы определяем значение слова – Логоса, не как бытуйствующий предмет, определяющий его временные рамки существования, выступающий семиоматическим эквивалентом времени, а как способ построения картины мира, подчиняющейся архетипам мифа, спроецированным как на христианскую модель сознания, так и на новейшие феменологические идеи.

Современные вещи, которые мы используем в быту, обозначаемые словами, имеют историческую память и помнят о бытовых трансформациях, которую они пережили в веках, о своих эонических архетипах. Мы синхронно существуем во времени, как в эонической вечности, реализуемой в аллюзиях современного интертекста.

Слово рождается, чтобы тут же умереть, погаснуть навечно. Всё, что мы произносим или произнесём, тут же переносится в прошедшее время, уже было, прозвучало и затихло.

Слово, произнесённое в прошлом, в эоническом континууме, уже содержит в себе и прошлое, и будущее, и настоящее.

Поиски мифологического сходства, исторических аналогий в текстах находят способы разъяснения настоящего и угадывания будущего.

Как говорил О. Мандельштам:

«Часто приходится слышать: это хорошо, но это вчерашний день. А я говорю: вчерашний день ещё не родился. Его ещё не было по-настоящему. Я хочу снова Овидия, Пушкина, Катулла, и не меня не удовлетворяют исторический Овидий, Пушкин, Катулл».

Мандельштам не разделяет временной эонический поток на будущее, настоящее и прошлое. Все явления жизни в его рассуждениях уже были и имеют свой черновой слепок в эоническом времени.

И это, действительно так. Но как это понять?

В эпоху эмоциональных потрясений понятия о времени у писателей, поэтов, всегда эволюционируют, стираются его границы, преображаются в туманности, неопределённости. Архетип эонического времени становится центральной темой лирической медитации.

Сравните, например, стихи П. Когана (2) и Г. Шпаликова (3).

«Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков.
И будут жаловаться милым,
Что не родились в те года,
Когда звенела и дымилась
На берег рухнувши вода…
Они нас выдумают снова –
Косая сажень, твердый шаг –
И верную найдут основу,
Но не сумеют так дышать…» (П. Коган).

«По несчастью и к счастью:
Истина проста,
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищешь
Ни тебе, ни мне…
Путешествие в обратно
Я бы запретил.
И прошу тебя, как брата,
Душу не мути…» (Г. Шпаликов).

Сравните стихи А. Ахматовой (4) и У. Шекспира (5):

«Даль рухнула и пошатнулось время,
Бес скорости стал пяткою на темя
Великих гор и повернул поток,
Отравленным в земле лежало семя,
Отравленным бежал по веткам сок». (А. Ахматова).

«Каким докучным, тусклым и ненужным
Мне кажется всё, что ни есть на свете!
О, мерзость! Это буйный сад, плодящий
Одно лишь семя; дикое и злое
В нем властвует…» (У. Шекспир, «Гамлет». Пер. М. Лозинского).

Сопоставьте с текстом о времени в древнем русском тексте «Слова…» (6).

«…Увяла трава от жалости.
Наклонились деревья от печали.
Невесёлая, уж, братцы, пора пришла:
пала в пустыне сила многая.
Возстала обида Даждь-Божьим внукам.
Она взступив девою на землю Троянову,
Возплескала крыльями лебедиными,
На синем море у Дону купаючись,
Разбудила времена тяжкие…» («Слово о полку Игореве»).

Будущее у Стругацких  (7) проецируется, как прошлое, свободное в течении эонического времени, метонимически отождествлённое с современностью.

«Останемся гуманными, всех простим и будем спокойны, как боги. Пусть они режут и оскверняют, мы будем спокойны, как боги. Богам спешить некуда, у них впереди вечность…» (Братья Стругацкие «Трудно быть богом»).

В концептах эонического времени в индуцировании недавнего прошлого в будущее у Когана, его гарантов последующего возрождения; в противопоставлении гармонического прошлого трагическому амбивалентному настоящему, определяющему будущее у Шпаликова и в древнем «Слове о полку Игореве»; в  Гамлетовском осознании распада будущего времени, в его воссоздании в демоническом варианте; в противопоставлении эсхатологического гибельного потока настоящего и апокалипсического времени у Ахматовой; в фэнтазийной средневековой эсхатологически-энтропийной действительности будущего, в воссоздании новой космогонии у Стругацких  –  есть общая  составляющая эсхатологических мифов древности –  гибели мира и его возрождении через смерть, возвращение к изначальному дородовому состоянию, в состояние безликого хаоса, не имеющего временных границ и деления на прошлое, настоящее и будущее.

В обстоятельствах потрясений общества концепт времени меняется и вместе с ним меняется основная цель слова – Логоса – влиять на настоящее.
Итак, на примере вышеизложенных текстов, мы видим связи слов в эонически беспредельной среде развития языка и понимаем их древний вес в художественном тексте.

Все известные авторы умело скрещивали внешние эонические реалии с бытовыми переживаниями, выступая в роли пророков. Потому что всё, что мы произносим, было произнесено до нас миллионы раз.   

Было выткано полотно Арахны, бросившей вызов древним богам; Ясоном камнями было засеяно поле и съедены тела его детей, приготовленные преданной им Медеей;  Геракл убил свою семью; Одиссей вернулся  к Пенелопе после гибели Трои; Сократ выпил яд; Гамлет сошёл с ума; Данте спустился в Ад; Локи ведёт свой вневременной корабль мертвецов; Леди Макбет Мценского уезда расправилась с соперницей; Печорин бросил княжну; Каренина рассталась с жизнью из-за любовника; чёртово полено стало настоящим мальчиком; доктор Ватсон и Шерлок Холмс победили собаку Баскервилей; профессор Преображенский пересадил собачье сердце; Ремарк отдал жизнь взаймы; Давыдов поднял целину; мальчик со шрамом на лбу победил зло – всё было сказано, написано и повторено неоднократно.

Остаётся только понять: опираясь на вышесказанное об эоническом значении слова в языке, об эсхатологической философии развития человечества во времени, сопровождающей всю мировую художественную литературу, что можете написать вы и сможете ли стать «пророком в своём Отечестве», предсказав то, чего не избежать?

16 апреля 2024 г.
Бангалор


(1) Эон – век (Гр.)
(2) Павел Коган (1918-1942)
(3) Геннадий Шпаликов (1937-1974)
(4) Анна Ахматова (1889 – 1966)
(5) Уильям Шекспир (1564 – 1616)
(6) Слово о полку Игореве (~ 1185, не ранее)
(7) Братья Стругацкие (1933-2012)


Рецензии
Прочитала Ваше повествование не без интереса по ссылке от М.ПРОСПЕРО.
Читала и ждала от текста собственных выводов автора, но так и не нашла.
Спасибо за введённые в статью произведения известных авторов, не нуждающихся в такого
рода "рекламе".
Скажу одну фразу из Библии, с которой начинается В начале было Слово» — это первый стих Евангелия от Иоанна:
*«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».*
Слово в Евангелии от Иоанна — это Логос, Второе Лицо Троицы, Бог Сын, воплотившийся как человек Иисус Христос.
Слово не может быть ни изречено, ни написано без человека.
Значит Первенцем своего творения Бога по имени Иегова был его единоутробный Сын Божий.
Я думаю, что с этого нужно и начинать и заканчивать историю происхождения Логоса - Слова, у которого более ста значений и трактований.
У Вас этого я не нашла, а хотелось бы.
Это не религиозное понятие и понимание - это общепринятое человеческое начала в вере и её исповедании. Оно древнее, как вся сама жизнь человечества на Земле, как Обетованной части Вселенной.
С пожеланием успехов и удачи,

Вера Безымянная   18.04.2024 07:29     Заявить о нарушении
Спасибо за мнение.

Елена Грозовская   18.04.2024 19:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.