Религиозный фанатизм

 Слепая, нерассуждающая приверженность религиозным догмам и идеям, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим присутствует во многих религиях. В христианстве это явление называется ревностью не по разуму, основанной на словах апостола Павла о том, что такая ревность не от Бога (Рим. 10:2).

Говоря о книжниках и фарисеях, апостол указывал на их формальную, лишенную истинного содержания веру, которая вместо приближения к Богу порождала лишь самодовольство, самохвальство и высокомерие. «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:3). Эта слепая ревность, как писал Павел, основывается на непонимании Бога и нежелании узнать истинную природу Божию. Она питается страхом перед чужим и нетерпимостью к инакомыслию. Вместо любви к ближнему она порождает ненависть и вражду, оправдывая их понятием «защиты веры».

Корни ревности не по разуму находятся в диком прошлом и они являются причиной существования заблуждений. Некоторые люди легко поддаются влиянию заблуждений, принимая их без критического осмысления, увлекаясь лишь эмоциями, воображением и верой в самого себя, и в итоге становятся рабами ересей или религиозными фанатиками.

В древности это относилось к язычникам, действия которых часто сопровождались безумием и жестокостью во время культовых обрядов. Их называли фанатиками (от лат. fanaticus – исступленный). Например, в 3-й книге Царств описывается, как жрецы Ваала на горе Кармил приносили жертвы своему идолу, выкрикивали его имя, скакали у жертвенника и калечили себя ножами и копьями до хлынувшей крови (3.Цар.18:26,28).

Христианская Церковь применяет слово «фанатик» к последователям ересей, т.к. этот термин относится к сектантам, отступникам от истинной веры. Причиной ревности не по разуму является действие нечистого духа, проявляющегося через гордыню, тщеславие и самомнение, которое оказывает пагубное воздействие как на самих сектантов, так и на их ближних. Поэтому подвижники христианской веры в своих трудах предостерегают от разрушительных последствий уклонения от здравого христианского учения. Святитель Феофан Затворник писал: «Бог наш есть Бог мира, и всё Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже к нарушающим правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и распалил его так неестественно».

В целом религиозным фанатизмом можно назвать дикое и изворотливое проявление нечистого духа, искажающее основы духовности и превращающее её в инструмент манипуляции и насилия. Сектанты,  как правило, одержимы идеей своей «истины» которую они считают единственно возможной и абсолютной. Именно это одержимое желание сделать свой взгляд догмой и подчинить ему всё окружение и делает фанатиков опасными.

Использование софистики и извращение Священного Писания – основной признак сектанства. Сектанты вырывают отдельные стихи из контекста, интерпретируют их в свою пользу, используя для укрепления своих заблуждений. Вместе с тем они не задумываются о глубоком значении текста и не стремятся понять его в целом.

Самоуверенность и чувство  абсолютной правоты у сектантов зашкаливает. Они уверены в своей  непогрешимости и не готовы принять другую точку зрения, считая её неверной. Также раздражительность, грубость и жестокосердие является визитной карточкой сектантов. Они не могут спокойно воспринимать отличие от себя, а часто чувствуют ненависть к тем, кто не разделяет их взгляды. Это леденящее душу бесовское проявление оставляет негативный отпечаток в мыслях, делах и словах сектантов.

Слово – оружие еретиков. Они используют слова не для диалога и объяснения истины, а для навязывания своей воли и унижения других, часто  прибегая к угрозам, проклятиям и даже физическому насилию, чтобы заставить окружающих подчиниться их воле. Следует помнить, что слово обладает силой. Ведь слово – тоже действие. Слово способно исцелить, также слово может повредить собственную душу и душу ближнего. Закономерно Священное Писание научает нас с вниманием относится к слову. «Слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено» (Кол.4:6).

Рассматривая религию на протяжении тысячелетий, мы видим, что религиозный фанатизм имеет постоянное проявление в истории человечества: от дремучего язычества и ветхозаветного фарисейства и до нынешнего сектанства. И в новой эпохе на протяжении многих веков религиозные фанатики противоречат принципам христианства и представляют собой опасное отклонение от истинного пути веры, ведущее к разладу, несносности и вражде. Только следование евангельским принципам, критическое мышление и уважение к другим является единственным путём для преодоления этой пагубной силы, гнездящейся в ветхой человеческой природе. Доверие разуму Священного Писания и упование на Силу Божию направляет нас к истинному пути веры во Христе, который зиждется на любви, сострадании и прощении.


Рецензии