Стереотипы Расстыковка 1987 -Стихи разных лет-63
Из цикла
"СТЕРЕОТИПЫ / РАССТЫКОВКА" (1987)
___________________
ЛЕВ ГУНИН
СТИХИ
РАЗНЫХ ЛЕТ
избранное
Стихотворения, сборники, циклы
Памяти моего дорогого брата Виталия
ИЗДАНИЕ 2019
© СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ, переизданы в 2019.
______________
Возможны ошибки в передаче текста везде, где использована автоматизация. Тем, кого интересует творчество этого автора, можно порекомендовать альтернативную версию (с обложкой, иллюстрациями, авторской вёрсткой) -
В это собрание вошли избранные стихотворения разных лет. Если нет географической ссылки, то, как правило (это касается стихов 1970-1991), стихотворение написано в Бобруйске (Беларусь). Разножанровость, характерная для автора, и очень разные (по тематике, по образности, по типу) стихи в одном цикле или сборнике: это - широкий охват явлений, "вариантность личности", артистическая "смена" персонажей "первого лица".
___________________________
___________________________
© Лев Гунин: автор стихов; дизайн обложки; вёрстка; и др.
© Фотопортрет Виталия Гунина на первой заглавной странице.
© Михаил Гунин (отец Льва, фотограф): фото на первой заглавной странице.
___________________________
Вечная неразрешимость реальности - и идеала, долга - и призвания (стереотипы человеческой жизни): требуют выбора, который тяжелее всех испытаний… Поэзия и музыка - как маяки в жизни автора, и беспощадность судьбы, которая не позволяет посвятить себя искусству.
__________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. стереотип метафор и планет (…)
2. НЕ ОСУЖДАЙ...
3. из бархатистых (…)
4. ЧЕРНИЛЬНИЦА И ПЕРО (мини-поэма; отрывок)
5. КУПЛЕТЫ
6. и это прошло и остался грех (…)
Бобруйск. Улица Дзержинского. 1980-е годы. Из фотографий Льва и Виталия Гуниных, и
Игоря Пучинского.
из книги
РАССТЫКОВКА...
__________
Из сборника
СТЕРЕОТИПЫ
сборник стихотворений 1987 года
* * *
стереотип метафор и планет
в подъезде откупориваем свет
и в лифте снова эти перегрузки
столкнёшься с прежним запахом конфет
и на тебе лица (заметят) нет
и горловины дней пологих узки
не встреченные смотрят на тебя
а ты таким же взглядом не ответишь
за что тебя пинает так судьба?
метафор метафизика на месте
и новых помещений короба
в непризнанности вываляны тесте
и умерших надежд везде гроба
и груши-лампочки
тёк воспалённый глаз
без век сгоревших
пялясь на обои
и разлагались трупы
новых фраз
под света
воспалённого
нагноем
Апрель, 1987. Минск.
НЕ ОСУЖДАЙ...
забыть так трудно... а невесты две
не разделяй - и будешь не раздельным
но плоть моя как лук на тетиве
готовая стрелять огнём прицельным
две скобки алые... меж ними всё что жизнь
не попирай - не будешь попираем
но сердце вновь закидывает линь
исследуя глубины ада... рая...
овал - лицо... пять чёрточек - власы
ноль - туловище... палки - руки-ноги
и так вот до последней полосы
весь образ... не хватает только тоги
нас всех нарисовали на листе
с примерной точностью и схожестью примерной
но мы друг друга видим по мечте
не по закону страшной сферы серной
и все паденья наши от мечты
от силы притяженья-восхищенья
от бегства из привычной суеты
в святые залы неги и томленья...
лишь в некоторых чуткий механизм
дублирует Создателя треножник
и бестелесных тварей он плодит
не вкладывая меч природы в ножны
и к каждой ветви есть живущий клон
такое соответствие живое
и личностей во мне галдящих - сонм
и персонажей выпростанных - море
табличку носит каждый на груди
и дом и человек (как номер... имя...)
но особей ВО МНЕ: прудом пруди
весь город до конца исхожен ими
в глазах зажгутся лампочки (клише!)
язык проникнет в области пещеры
и мозг давно удвоен как планшет
как сдвоены и жесты и химеры
а что дороже истины? скажи!
известно - скажешь: истина другая
невесты две... и видится вся жизнь
за скобками... за алым цветом мая...
Май, 1987. Минск.
* * *
из бархатистых
и влажнеющих роз
неведомые чешуйчатые
бугры с глазами...
вечность...
не такая
как ЭТА...
не сказочная...
Т А земная вечность
за гранью
молекулы
за спиной
человека в чёрном:
жизнь наизнанку -
вывернутый
чулок...
а мы приближаемся
к вечности
поколеньями...
Ноябрь, 1987.
ЧЕРНИЛЬНИЦА И ПЕРО
(отрывок) (мини-поэма)
В
вся кожа поглощала жар любви
и чувства вырастали до искусства
и аист вдохновенно гнёзда вил
и мёртвую змею несла мангуста
и чёрный лимузин блестел - зрачок -
срываясь лаком в тёмную лавину
где чайный куст один среди дорог
и дули ветры в панцирную спину
под рыбьим панцирем - под корпусом - металл
в потугах бился в рёбрах тёмной клетки
и смокинг обезличивал и жал
и лица женщин схожи как салфетки
в парадных залах всюду свет горел
дышал удел единственных и многих
и в зарево нагих сплетённых тел
вплывал педальный рык сатиров рогих
оркестр играл уже ни для кого
в который раз анданте на легато
и ты соединив концы носков
посматривала тайно на солдата
Январь, 1988.
К У П Л Е Т Ы
не истина дороже но любовь
как истинна она - никто не знает
но только смерть её переживёт
и только осень смертью приласкает
над нивой спину гнёт крестьянин век
под игом жизни все сутулят спины
но это только плата за ночлег
задаток без важнейшей половины
спроси себя или спроси других
зачем тебе та улица без света
но хочется чужого для своих
и для чужих - чуть своего… как это…
что проку в чудесах? они для нас
как бледный след давно уплывшей рыбы
но из чудес рождается алмаз
душевных сил... иначе - не смогли бы...
нас поражает выбор в глаз не в бровь
мы у капкана жизни на крючке
прав шопенгауэр спиноза и фуке -
не Истина дороже а Любовь
Июнь, 1987.
* * *
и это прошло и остался грех
и все же теперь я свободней всех
и только во сне наплывает сон
цепей и долгов благодатный звон
пусть нет якорей но осталась тьма
которая слабых сведёт с ума
а сильным готовит дорогу в ад
где рядом свобода и долг стоят
обузы мирские страшней чем смерть
и лучше уж в вечном аду гореть
но слёзы невинных страшней чем ад
и градом и пеплом лицо кропят
как тело девичье в руках врагов
падение в пропасть моих оков
(как полость - как рана - его нагота
как тело нагое снятых с креста)
готовность взвалить на себя сей квест
житейской обузы на мне как крест
и двойственность смыслов удавкой ночной
находит и душит под простынёй
два долга... два смысла... два корня слов...
два выбора... хуже козней врагов
и образов вспышки и гроздья миров
меня разрывают как свежий шов
но схлынуло утро остался день
и снова на мне прежних планов тень
и строки зовут и зовут дела
как их разделить не наделав зла?
фантазий плод... или плод любви?
так тысячи лет это Бога гневит -
вопросом праздным - двойным лицом
как грех уподобиться... став творцом...
зачем по подобию нас создал
и Образ Свой высек - но крыльев не дал...
и музыки звуки зовут меня к ней
сквозь хаос дневной сквозь завесу ночей
и ноты - как пчёлы - роятся во мне
как бред наяву и как пытка во сне
и если не выпустить их сквозь провал -
взорвётся цистерной моя голова
сошёл ослепительно белый сон
как камень соборный как мысли стон
и этот рассвет пролетит в окне
как ангел безгрешный как белый снег
вдали - как мираж - рука под зонтом
на том берегу на мосту на том
и мир без дождя - только странный флер
сияние грёз как пароль химер
где дом мой теперь на каком берегу?
где и каким я себя сберегу?
река широка и берег покат
туда не добраться... не выплыть назад
но истина шепчет что всё мираж
внутри и (может быть...) снаружи нас
и разум - не тело - шагнёт в окно
на том берегу… на мосту на том...
Апрель-май, 1987. Минск.
______________________________
Свидетельство о публикации №124041505395