Вердикты. Святителю Филиппу митрополиту Всея Руси
Тверь,
Отроч-узилище
Был рождён,
Брат Наш в Духе и вере, в боярской семье Ты и посвящён
Стал служенью на благо страны. Был приближен Ты ко двору,
Но придворная хлебная жизнь не пришлась Тебе по нутру.
Прилежал Ты всё больше ко чтению книг и Писания,
К литургиям во храмах и к подвигам духа. Искания
Благодати Моей привели Тебя вскоре к служению
В монастырь Соловецкий – к трудам и души обожению.
Ты работал на мельнице, землю копал, заготавливал
Для растопки дрова. Полтора долгих года рассматривал
Основания для постриженья Тебя настоятель – и
Постриг дали и новое имя, и в братство Тебя ввели.
Возрастал Ты духовно, усиливал пост и моление,
При работе на кузне ко Мне возносил песнопение
С каждым выпадом молота. Первым являлся на службу в храм
И последним её оставлял Ты. В пекарне старался сам
Печь хлеба для сподвижников – и Богоматерь была к Тебе
Благосклонна, явив образ «хлебенный». После в Твоей судьбе
Измененья случились: Ты стал Соловецким игуменом
И все силы свои приложил на служение умное
Для того, чтоб поднять дух обители. Чтил основателей
Ты её – чудотворца Зосиму и старца Савватия.
Разыскал Одигитрии образ. Нашёл нерушимый крест,
Что стоял перед кельей Савватия и освящал окрест
Первозданный пейзаж соловецкий, нашёл его ризы – и
В память старца священники службы в одеждах его вели.
Чтобы жизнь упорядочить в монастыре, новый ввёл устав.
Два построил собора, и Мне, и Пречистой так дань отдав.
Сам работал строителем и сам под северной папертью
Приготовил могилу себе. И молился старательно
На безлюдном пустынном урочище, где возносил мольбы
О стяжании Духа и сил для смиренной в трудах судьбы.
Но готовил Тебя Я к другому Мне в Духе служению.
Иоанн пожелал Тебя видеть в своём окружении
Как советника, духовника и надёжного пастыря
Для боярства мятежного. Не пожелал этой власти Ты
И отказывал в просьбе царю, потому что не чувствовал
Единенья духовного с ним, полагая безумствами
И свирепость опричнины, и своеволье властителя.
Но желал царь упорно в Тебе видеть Церкви святителя –
И запрет наложив на хуленье деяний опричнины,
Повелел, чтоб духовным советником стал ему личным Ты,
И пустился в грехи двоедушия: левой рукой душил,
Жёг и вешал, а правую Мне в покаянии возносил.
И надел на себя и опричников ризы монашии,
Принуждая их каяться за злодеяния страшные.
Лицемерье его возмущало Тебя, Ты считал – нельзя
Двум служить господам одновременно и осуждал царя.
И решился ему Ты противостоять: когда царь пришёл,
Как обычно, в монашеской рясе на службу, то не нашёл
У Тебя он поддержки и благословения: начал Ты
Порицать беззаконья его и опричнины – немоты
Твоя совесть Тебе не позволила. Так Ты обрёк себя
На мученье и гибель. Канон православия соблюдя,
Царь устроил с боярами суд над Тобою. «Свидетели»
Обвиняли Тебя в колдовстве и ином, но ответил Ты:
«Я пришелец на этой земле, моя келья – небесный дом,
И готов я страдать за него». Обвинили Тебя во всём,
Приговор объявили о вечном в тюрьме пребывании
И служить литургию отправили, чтоб при собрании
Многолюдном Тебя очернить, с плеч сорвать облачение,
Обрядить Тебя в рубище и увезти на мучение
В монастырь, где держали Тебя на цепи и в колодках. Год
Ты провёл без тепла и без солнца, пока не пришёл черёд
Мученической казни. Её Ты предвидел и смог Святых
Причаститься в узилище Таин. Мощей Я не стал Твоих
Оставлять в этой страшной обители, и привезли Тебя
В Соловецкую пустынь – в тот дом, что готовил Ты сам, любя,
А оттуда – в Москву, в назиданье потомкам, как образец
Благочестия и непреклонности – службы земной венец.
Но служенье ещё предстоит в Небесах – в благодарствие
Возглашаю нетленным Тебя для вхождения в Царствие.
Свидетельство о публикации №124041505381