Эпос, Логос, Пафос и флейта. Лекция 2
Цикл "Основы писательского мастерства"
Лекция 2: "Эпос, Логос, Пафос и флейта"
Данная лекция появилась в результате не очень-то резкой рецензии немного пишущего автора, а попросту, графомана - вполне обычной для аудитории поэтического сайта. Возможно, результатом была моя нетерпимость к подобным рецензиям. Но я вынуждена была ответить.
Представлюсь. Я филолог и редактор по образованию. Критику воспринимаю только от своих коллег - людей эрудированных, начитанных, профессиональных. Как правило, они критикуют очень кратко и к месту. Деликатная публика - несколько слов, и остальное между строк.
Мы друг друга понимаем. Никто из них не разбирает тексты по словам, как грёбаный патологоанатом! Никто!
Но, к сути.
Если вы не понимаете сути писательского искусства, если не разбираетесь, что такое Эпос, Логос и Пафос, как связаны эти литературные архетипы, пожалуйста, идите со своей критикой куда-нибудь, где проходят основы стихосложения и пишут стихи, умные, как математическая формула, неумелые, как индийская Кумари. Да, я пишу очень эмоционально и страстно, как и любой писатель (среди нашей братии вялых не бывает), люблю большие формы и детальную выразительность.
Писателями рождаются. Так же, как и создание любого текста - стихотворного ли, прозаического ли - это рождение. Вначале рождается Логос - слово, определяющее смысл и дух текста, основа, твердыня, ядро - иногда оно рождается из единственного словечка, одухотворённого музыкой мысли, и потом текст медленно, в муках обрастает нужным звучанием, объёмом, оттачивается каждое слово.
Чтобы было понятно, обращусь к поэту признанному и любимому, авторитетному. Маяковский писал:
"Я сегодня буду играть на флейте.
На собственном позвоночнике.
Версты улиц взмахами шагов мну.
Куда уйду я, этот ад тая!
Какому небесному Гофману..."* и т.д.
На флейте его души, понимаете?
Я пишу, потому что понимаю, почему Я ЭТО делаю. Потому что и у меня есть та самая флейта, о которой писал Маяковский, тот внутренний встроенный инструмент, древний пафос, без которого меня нет, если он не звучит. А известность - к кому-то она приходит, к кому-то - нет. "Быть знаменитым некрасиво..."**
Как cказал Б.Пастернак:
"Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех..."
Писательству невозможно научиться. Все эти платные курсы, которые обещают сделать из вас писателя за сто дней, бессовестно лгут. Даже, если вы научитесь писать вполне приемлемые тексты, писателем это вас не сделает. Увы.
Поэтому первое, что вы должны понять, зачем вы пишете? Соответствует ли ваш логос вашему пафосу?
Я не отговариваю от литературных курсов. Но понятно же, что за уплаченные деньги к вам не будут относиться предвзято, вы не найдёте достойной критики. Вряд ли найдётся мастер, который скажет всё о вашем тексте честно.
Поэтому... если вы ходите писать, найдите писателя, журналиста, редактора, который согласится читать ваши тексты первым. Необязательно высылать ему весь роман, сборник, рассказ. Достаточно несколько страниц, чтобы критик, мастер слова оценил уровень вашего мастерства.
Найти литературный авторитет нужно обязательно.
Попробуйте обратиться в толстые литературные журналы - мир величайшей русской литературной мысли и эрудиции. Их достаточно много в нашей читающей стране, слава богу. Тиражи толстых журналов, как правило, очень не большие, но редакторский состав - мастера, профессионалы, чувствующие врождённую флейту, искусствоведы, культурологии, писатели и поэты. Поэтому, даже если ваш текст сыроват, они поймут, стоит ли за строками талант или бездарный графоман. Если вас опубликовали в толстом журнале - это уже очень хорошо.
Писатель, помимо таланта, должен обладать достаточными культурологическими знаниями, разбираться в бездонном космосе русской культуры и великой русской литературы, понимать значение русских слов, чтобы потом самому созвать современную литературу.
Писатель - личность разносторонняя, разбирающаяся и в философии, и в социологии, и в культурологии, филологии, литературоведении, филологии и пр.
Писатель должен: постоянно много читать, чтобы правильно и аргументированно выстраивать письменную речь; постоянно много писать, чтобы набить руку и научиться выдавать текст с размаху, сразу, но это уже позже, когда придёт писательское мастерство, когда вы будете свободно плавать в нашем национальном психологосе, космосе великой русской литературы, когда вам скажут авторитетные русские люди: "Да, милый, дорогой! В тебе есть семя божье, твоя внутренняя флейта! Пиши, друг сердешный!"
Писатель должен быть достаточно трудолюбив и эрудирован, чтобы выстраивать на монолитной стене текста объём деталей, в которых, как известно, таится "дьявол".
Снова упомяну Б.Пастернака:
"Ты спросишь, кто велит?
— Всесильный бог деталей,
Всесильный бог любви..."
Данный курс не имеет никакого отношению к междисциплинарному, это даже не мастерская, но это честный бесплатный подход к людям, желающими стать мастерами слова. Это мой подарок всем желающим писать.
Данный курс - лекционная форма, нестандартная, с объяснением достаточного количества сложных понятий, которая обогатит вас культурологически. Научит мыслить архетипически, по-русски мифологически, мастерить словом, производить текст в соответствии и в мире, в гармонии с национальным сознанием, помня и любя всё хорошее, чем вы занимались до писательства.
Помимо данных лекций стоит послушать лекции известных культурологов, ссылки на которые я, по возможности, буду давать в тексте.
Не смотря на то, что эта лекция вводная, она должна стать для вас стартом.
Все наши крупные русские поэты известны, прежде всего, стихами, но, обладая высокой пассионарностью, как чертой характера русского поэта и писателя, редко приводящей к радостному концу, слишком рано ушли из жизни. И не вполне успели проявить себя, как выдающиеся русские писатели, прозаики.
Я уверена, что такие выдающиеся поэты, как А.Пушкин, М.Лермонтов, В.Маяковский, А.Блок, Г. Шпаликов, П. Коган, были бы более известны и прославлены, как мастера художественной прозы, художественного слова, если бы судьба определила им более долгую жизнь.
Вобрав в себя величие русского языка, познав его художественность и уникальность, поэтику слов, весомость мыслей, богатство русского эпоса, великодушие русских людей, связь древности логоса, его эпохальность и, в то же время, современность изображения, мастера русской поэзии вполне готовы были применить свой богатый эмоциональный и культурный жизненный опыт в художественной прозе. Более, чем применили, имеется ввиду.
Именно поэтому их поэтическая образная речь была во многом мифологична, архетипична, психофизически пафосно осознанно связана с преданной, я бы сказала, фанатично неофитской любовью к России и к русской культуре. В данном случае и политический строй, и время для пафоса не имеют значение.
Писатель, прозаик описывает движение внешнего мира или движение мира внутреннего, пропуская через музыку души, свой музыкальный инструмент, флейту, древнее, как мир, слово - Логос, которым владели наши предки сотни тысяч лет назад. Мы не знаем тих времен, но обладаем генетической памятью, можно сказать, психогенетической памятью, чтобы воссоздать в воображении те времена, которые мы можем только ощущать в человеческих проявлениях живого тела. Таким образом трактуются события, миры, религия, действия, проявления и воссоздаётся духовный облик живых личностей, в которых есть всё, что было до нас. Как я писала в одном из своих одноимённых романов: "Мертвецы тоже люди".
Почему так важна образность речи, как пафосная составляющая языка?
Давайте рассмотрим пример с исчезнувшим племенем индейцев яганов. Почему они вымерли? Яганы обитали на Огненной Земле - месте холодном и суровом для проживания. Некоторые учёные считают, что всему виной холодный климат. Но, во-первых, он вполне схож с климатом в северной Англии, а уж о Сибири, и о Скандинавских странах - и говорить нечего. И тем не менее, живём: и якуты, и камчадалы, и сибиряки, и норвежцы, и финны. Путешественники, плывшие к Огненной Земле в шлюпках, отмечали, что местные яганы пускались вплавь навстречу в воде с температурой не больше + 6 С градусов, и женщины, и дети. Значит, дело не в климате.
И, во-вторых, по сведениям учёных, это была одна из самых примитивнейших культур не только на континенте, но и во всём мире. Праздники - рождение, инициация, похороны. Всего три цвета в воображении - черный, белый, красный. Ремёсла отсутствовали, живопись отсутствовала, даже наскальная; скульптура, даже примитивная, в виде фигурок животных - тоже; танцы, песни - однообразны, не ритмичны, бессмысленны и скучны; еда - не выразительная и пресная.
Речь у яганов была так же примитивна, как и их быт, не знавший даже каменных орудий труда - без образных выразительных средств языка. Иначе говоря, если русские дети могли бы сказать фразу из букваря: "Мама мыла раму", - и развить эту мысль: какую раму, какая мама, чья, где и когда, то для яганов это было невыполнимой задачей.
Не было у них ни Гефеста, научившего людей добывать железо, ни Аполлона, обжигавшего глиняные горшки, ни Афины, ткущей полотно.
Образность речи напрямую связана с умением людей трудиться с любовью и приносить пользу обществу. О высокоразвитом обществе можно судить по развитому языку народа, который шлифуется и разрастается тысячелетиями до размеров космического тела.
Продолжение в лекции 3
15 апреля 2024 г.
Бангалор
* Поэма "Позвоночник-флейта"
** Б.Пастернак
Свидетельство о публикации №124041503376
А вот мысль насчёт разрастания языка до космического тела - просто очень сильная! Сейчас работаю в теме агрессии Соляриса - просто здорово - океан разросшаяся мыслеформа - как просто и понятно. Если не возражаете - использую в теме.
Преамбула очень заинтересовала. Публиковался всего два раза в относительно толстых журналах со стихами, а так больше в газетной полосе обитал. Об этом хотелось бы расспросить поподробнее. Интересно.
Михаил Просперо 15.04.2024 18:28 Заявить о нарушении
Если я чем-то вдохновила - используйте, конечно.
Елена Грозовская 16.04.2024 06:49 Заявить о нарушении
Есть множество примеров геноцида в истории, как правило толком не изученных, скорее наоборот, тщательно переработанных в дезинформацию. Например почти не выжили армяне вокруг горы Арарат. Не думаю, чтоб их Культура была настолько слабее турецкой, или что дух их был неразвит, по сравнению с османами. Не выжили древние египтяне. Вместо эллинов Грецию сейчас населяет другой народ - и вот там как раз путём давления на культуру турки победили - запретили населению оккупированной территории... Да короче будет сказать, что разрешили - торговлю и рыбную ловлю. И за 400 лет - результат налицо.
Да, пожалуй стоит отдельную главку об этом написать в "Агрессии Соляриса"...
Михаил Просперо 16.04.2024 08:32 Заявить о нарушении
Елена Грозовская 16.04.2024 11:41 Заявить о нарушении
посоветоваться по изданию
Михаил Просперо 16.04.2024 12:25 Заявить о нарушении