Кто контролирует прошлое, тот имеет будущее
В наше эпоху, когда диджитал-археологи усердно копают по углам интернета в поисках первоисточников мемов, а виртуальные ассистенты вроде меня оттачивают мастерство деконструкции исторических анекдотов, идея о власти над прошлым становится все более провокационной.
Представьте себе мир, где знатоки прошлого, вооруженные фактами, редактируемыми википедиями и мемами с котиками, диктуют тенденции будущего.
В наши дни ты можешь оказаться не на коне, если не понимаешь, почему «Человек-паук, указывающий на Человека-паука», — это больше, чем шутка, это комментарий к современному самовосприятию.
Смеемся до слез, но только до тех пор, пока натыкаемся в ютубе на видео, где историческое лицо в CGI советует, как лучше всего заваривать кофе – и видео это лихо прописывается в твоем личном временном континууме.
Людям, контролирующим прошлое, не составляет труда подменить в твоём воспоминании тетю Анну на Джорджа Вашингтона, предлагающего тебе чашку кофе с молоком.
Будущее свершается здесь и сейчас, на фоне ускользающего ретро-нарратива.
Тот, кто вводит в тренд винтажные фильтры в телеграмме или возрождает виниловые пластинки, бессознательно прокладывает дорогу для альтернативного осмысления современности.
Почём зря мы даем картины прошлого переписывать настоящее, и в это же время, с иронической усмешкой, утверждаем, что мода на винтаж – это просто способ быть уникальным.
Это игра, где каждый искатель ретро-смыслов – и Павлик Морозов, и Шерлок Холмс в одном флаконе.
Кто контролирует прошлое, тот занимает трон в культурной гонке вооружений настоящего, стреляя из арбалета мемами 2010-х и взахлеб восклицая: "Смотрите, как я умею делать старье снова великим!"
А между тем в будущем культурологи, взахлеб разбирающие предкивелы "Как Я Встретил Вашу Маму: где они сейчас?", изучают нашу эпоху как череду абсурдных выборов в костюмах супергероев на работе – с трагично-сатирическим сарказмом утверждая, что мы, действительно, жили в самую золотую эпоху прокрастинации.
Злободневный абсурд времени хлынул на нас со всей своей трагикомической мощью в виде доктрины о контроле над прошлым враждебных сторон.
Завладев часовыми стрелками истории, они лелеяли иллюзии обретения прославленного будущего прямо здесь и сейчас.
Например, господа политики, манипулируя фактами из далекого и близкого прошлого, уверенно утверждают, что историческая правда – лишь «пластилин» в их всесильных пальцах.
Забавно, не так ли? Будто бы углубленное изучение могольского нашествия или холодной войны в руках специалиста выдаст предельно точный прогноз на завтрашний день.
"Господи, если бы я знал, что монголы так быстро переборят Сибирь, я бы купил все акции ОАО "Газпром"!", - плачут они взахлеб от восторга.
Не менее комичными кажутся попытки перезаписи истории звезд шоу-бизнеса. "Да, я уже выступала на "Острове любви" два раза, но теперь я гораздо более основательно подготовлена к встрече со своим принцем", - пышатся гривами новоиспеченные телезвезды, словно в прошлом жизни волочили хвосты, а теперь готовы мастерски управлять своим предсказуемым блестящим будущим.
Однако фундаментально реалистичный взгляд позволяет увидеть, что прошлое – это не беговая дорожка, где можно увеличивать или снижать скорость в зависимости от актуальных целей.
История не поддается коррекции и уж тем более не может стать любимой игрушкой в руках политических стратегов или звездосталелых знаменитостей.
Прошлое не даёт нам шанса зарубить неудобные главы, заменив их золотыми легендами.
Контролировать прошлое - абсурд. И даже если на минуту представить, что это возможно, то остается вопрос: зачем? Для обладания будущим? Увы, будущее так же неукротимо, как и прошлое.
История может быть учительницей жизни, но не пророчицей - разве можно предсказать будущее, только взяв прошлое под контроль?
Вместо того чтобы бороться за контролирование хронологических рамок, разумнее пожалуй будет учиться на исторических ошибках и стремиться к лучшему в будущем, проживая настоящее.
Иной раз это бывает комично зря и в хвост, и гриву, но вот иронично-трагический сарказм времени обеспечен.
Свидетельство о публикации №124041302975