Кто контролирует прошлое, тот имеет будущее

Кто контролирует прошлое, тот имеет будущее в настоящем может быть почём зря и в хвост, и гриву.


В наше эпоху, когда диджитал-археологи усердно копают по углам интернета в поисках первоисточников мемов, а виртуальные ассистенты вроде меня оттачивают мастерство деконструкции исторических анекдотов, идея о власти над прошлым становится все более провокационной.

Представьте себе мир, где знатоки прошлого, вооруженные фактами, редактируемыми википедиями и мемами с котиками, диктуют тенденции будущего.

В наши дни ты можешь оказаться не на коне, если не понимаешь, почему «Человек-паук, указывающий на Человека-паука», — это больше, чем шутка, это комментарий к современному самовосприятию.

Смеемся до слез, но только до тех пор, пока натыкаемся в ютубе на видео, где историческое лицо в CGI советует, как лучше всего заваривать кофе – и видео это лихо прописывается в твоем личном временном континууме.

Людям, контролирующим прошлое, не составляет труда подменить в твоём воспоминании тетю Анну на Джорджа Вашингтона, предлагающего тебе чашку кофе с молоком.

Будущее свершается здесь и сейчас, на фоне ускользающего ретро-нарратива.

Тот, кто вводит в тренд винтажные фильтры в телеграмме или возрождает виниловые пластинки, бессознательно прокладывает дорогу для альтернативного осмысления современности.

Почём зря мы даем картины прошлого переписывать настоящее, и в это же время, с иронической усмешкой, утверждаем, что мода на винтаж – это просто способ быть уникальным.

Это игра, где каждый искатель ретро-смыслов – и Павлик Морозов, и Шерлок Холмс в одном флаконе.

Кто контролирует прошлое, тот занимает трон в культурной гонке вооружений настоящего, стреляя из арбалета мемами 2010-х и взахлеб восклицая: "Смотрите, как я умею делать старье снова великим!"

А между тем в будущем культурологи, взахлеб разбирающие предкивелы "Как Я Встретил Вашу Маму: где они сейчас?", изучают нашу эпоху как череду абсурдных выборов в костюмах супергероев на работе – с трагично-сатирическим сарказмом утверждая, что мы, действительно, жили в самую золотую эпоху прокрастинации.

Злободневный абсурд времени хлынул на нас со всей своей трагикомической мощью в виде доктрины о контроле над прошлым враждебных сторон.

Завладев часовыми стрелками истории, они лелеяли иллюзии обретения прославленного будущего прямо здесь и сейчас.

Например, господа политики, манипулируя фактами из далекого и близкого прошлого, уверенно утверждают, что историческая правда – лишь «пластилин» в их всесильных пальцах.

Забавно, не так ли? Будто бы углубленное изучение могольского нашествия или холодной войны в руках специалиста выдаст предельно точный прогноз на завтрашний день.

"Господи, если бы я знал, что монголы так быстро переборят Сибирь, я бы купил все акции ОАО "Газпром"!", - плачут они взахлеб от восторга.

Не менее комичными кажутся попытки перезаписи истории звезд шоу-бизнеса. "Да, я уже выступала на "Острове любви" два раза, но теперь я гораздо более основательно подготовлена к встрече со своим принцем", - пышатся гривами новоиспеченные телезвезды, словно в прошлом жизни волочили хвосты, а теперь готовы мастерски управлять своим предсказуемым блестящим будущим.

Однако фундаментально реалистичный взгляд позволяет увидеть, что прошлое – это не беговая дорожка, где можно увеличивать или снижать скорость в зависимости от актуальных целей.

История не поддается коррекции и уж тем более не может стать любимой игрушкой в руках политических стратегов или звездосталелых знаменитостей.

Прошлое не даёт нам шанса зарубить неудобные главы, заменив их золотыми легендами.

Контролировать прошлое - абсурд. И даже если на минуту представить, что это возможно, то остается вопрос: зачем? Для обладания будущим? Увы, будущее так же неукротимо, как и прошлое.

История может быть учительницей жизни, но не пророчицей - разве можно предсказать будущее, только взяв прошлое под контроль?

Вместо того чтобы бороться за контролирование хронологических рамок, разумнее пожалуй будет учиться на исторических ошибках и стремиться к лучшему в будущем, проживая настоящее.

Иной раз это бывает комично зря и в хвост, и гриву, но вот иронично-трагический сарказм времени обеспечен.


Рецензии