Т61. Валерия Исмиева. Шорт-лист эксперта
Представляю вам шорт эксперта Валерии Исмиевой с её комментариями к выбранным стихам. Экспертом выбрано пять стихотворений. Благодарю её за выбор лучших стихов лонга и пояснения. Кроме того, я попросила Валерию написать её впечатления о № 20 вне зависимости от того, выберет она это произведение или нет. Дело в том, что это стихотворение, которое я бы назвала экспериментальным, вызвало наибольшие споры при составлении лонга принимающими редакторами. Валерия мою просьбу выполнила, и я публикую её мнение в самом низу.
После подсчёта всех голосов ждите итоги конкурса «Сюр».
Ведущая конкурса Елена Чалиева.
Итак, выбор и комментарии эксперта (имена авторов и ссылки на стихи вписала ведущая, Валерия оценивала лонг без имён авторов).
Вирус оказался зубастей, чем я надеялась, поэтому выполняю своё обещание с задержкой.
Ниже – по убыванию – я выделила наиболее интересные и удачные произведения, мой выбор отражает и мою субъективность, которую я как критик постаралась свести к минимуму. У многих авторов есть интересные находки, но мы оцениваем произведение в целом, поэтому предлагаю свой шорт:
11.Ники Галини «сюрреализм»
http://www.stihi.ru/2013/11/22/9579
...а я
напишу
и пусть будет
совсем непонятно.
пуговицы пришивает машина
ровно и гладко,
а я
пришиваю рукой,
дёргая нить с поднебесья...
и пусть не узнает себя в них дождь,
пусть стекает он серо по синим лицам,
разъедая спицы.
зимой
будет нечем вязать...
и будут мёрзнуть птицы.
а ты
гулял по лужам в железных башмаках,
оставляя ржавчину на своих следах...
думали, что это – листья,
а вокруг – ни дерева, ни куста...
в почерневшем зеркале пруда – жёлтые глаза
пришивала ровно ржавая тоска...
а я
нашивала волны,
сидя на сухом песке...
там, было когда-то - море.
теперь – это пуговицы на спине,
пришитые ровно и гладко
нитью из клубка голубей.
ещё не всё высохло – можно нашить шаги...
два шага вперёд.
шаг назад.
стоп.
закончились облака...
Текст отлично вписывается в понятие «сюрреализм», образы переливаются, у них та же свобода, что у облаков, поэтому это стихотворение как бы открывает необозримость горизонта возможных поисков и тем воодушевляет.
4.Сергей Иванов 126 «Are You The One»
http://stihi.ru/2023/12/21/4756
аюзеван лёг у порога
большая черная тревога
как пёс отчаянно отчасти
мою аю опять на части
аюзеван скулит у двери
аю цена одной потери
большая черная тревога
с душою пса аюзедога
аю отчаянье от части
аюзеван строка несчастий
большая чёрная тревога
моя аю с душою бога
аюзеван в краю печали
аю отчаянно молчали
но то ли пес а то ли сука
во мне аю скулит без звука
Хорошо обыграна звукопись английской фразы, постепенное проявление «пятна» тревоги» в отчётливый абрис и затем – во внутренний голос - очень последовательно выдержано, у этого стихотворения долгий семантический резонанс.
10.Жиль Де Брюн «Полярник»
http://stihi.ru/2019/03/05/2166
Пусть в цветнике подвяли реверансы,
и адюльтер давно уже не спорт –
живу мечтой, как Амундсен и Нансен,
упрямо бьюсь об лёд, как Роберт Скотт.
Бреду на свет звезды однополярной,
в кредит собак заснеженных кормлю.
Мне снятся земляничные поляны,
и Ваня с Пашей Yesterday поют.
Ледник велик, как дураку пижама,
обмёрзли лыжных палок костыли.
Приходит смерть по имени Снежана,
но я прошу бельё перестелить.
Я глажу ей холодные колени,
сую на чай разменную цингу,
бесстрашно скалюсь пойманным тюленем
и предаюсь разврату на снегу.
На нас собаки лают с укоризной,
но не до них теперь, и вообще –
от синих щёк до ледяного низа
Снежана-смерть чем ближе, тем тощей.
И сердца стук как крик в колодце гулок.
«Мерзавцы, кто любил тебя допрежь.
Тебя бы раскормить до сдобных булок.
Вот, ветчины мороженой поешь».
Всегда радует обилие к месту встроенных гиперссылок и культурных контекстов, мне не хватило взрыва, прерывающего гладкость интонаций интеллектуальной беседы, хотя она (гладкость) работает как рассчитанный приём (тебя подталкивают к желанию разорвать отполированный лёд, но явного прорыва не будет), но я оценила сдержанность последних строк, их внутреннюю горечь, прикрытую иронией. Здесь сюрреализма меньше, чем в других мной упомянутых стихах, скорее, авторская фантазия балансирует между ментальными образами и культурной памятью.
7.Ида Лабен «Деревянная птица»
http://stihi.ru/2021/03/12/4135
Я тень деревянной птицы:
Под струпьями струганых перьев кайма обожженных крыльев,
Огонь угасшего взгляда.
Тяжелая тень свободы меня отпустить не хочет.
А ночью - а ночью
Я плеск бирюзовой жажды, слеза бездонного моря -
Его потаенный голос вплетается в романсеро
Тоски, а подняться к небу
Ни птица, ни тень не могут,
И крылья в бессильной муке дрожат, соприродны небу.
А мне – оставаться тенью.
Тяжелая тень свободы, излом горбатого клюва…
Всей плотью усталой птицы ее древесная память
Пытается вспомнить небо – а тянет, а тянет в море.
Нет дна у слезы…
И плач деревянной птицы молчит и молчит ночами.
Я - тень деревянной птицы.
«Я - тень деревянной птицы.». Получилась развёрнутая метафора, вполне убедительная. Но почему надо закольцовывать первую и последнюю строчку? Я бы оставила приоритет за последней, а от первой просто избавилась, тогда стихотворение начнётся с тревожных нот, в целом станет напряжённей, а финал – более весомым.
2.Евгений Багрянцев «Картина»
http://stihi.ru/2013/06/29/3085
Распущены волосы
пройденных лет.
Блестящие полосы.
Лики комет.
Шарада небесная,
славная быль.
Быть может - словесная
мёрзлая пыль;
пучина двухмерная
наоборот
всё это, наверное,
перевернёт.
Едва проступающий
строгий анфас
во мраке, пугающий
скорбностью глаз,
к чему-то прикованных,
зрящих намёк...
Но исполосованы
впадины щёк
хлыстами короткими
ярких комет.
За знаками чёткими -
мнимый ответ.
На этой двухмерности
нету креста,
пройти бы - для верности -
мимо холста?
Свободно, как дыхание в хорошем вокале, оставляет загадку вплоть до финала и ею и завершается, что безусловная удача. Тезаурус же довольно традиционен, можно пожелать автору смелее выходить за пределы освоенного.
__________________________________________________
Комментарий Валерии к стихотворению №20, которое в её шорт не вошло.
20.Бонгард Друидов Чайкин Андрей «Недошедшее ни до кого»
http://stihi.ru/2021/08/15/2840
Пришлет мне Лев Николае-
ВИЧ,
Но ему я отвечу спокойно,
Трубя в свой единственный хобот:
Крестный код (к)оллег (к)алечит (12)ультурных (12)але(12)
И пусть я ис(12)усственный робот
Без призна(12)ов интелле(12)т-
А
Б
ожественная (12)омедия
Данет Алидвери
Али звери
Али Мухаммед
(12)омедийное божество
Со в(12)усом памятни(12)а
Проиграет логопеду
(12)а(12) шведы под фанфары
От(12)рывают что в России нет дорог
А в недотроге – (к)о(к)аин.
Да, конечно, это не поэзия,
А набор слов,
А точнее - набор букв и цифр
С помощью клавиатуры
У автора есть какой-то культутный бекграунд, но даже по тому, как он применяет, например, скобки, у меня впечатление, что игру он ведёт довольно хаотично – где-то смысл вроде просматривается (оторвать последний слог отчества и превратить в название болезни (ВИЧ) – ок, но и что мы с этим будем делать дальше? Ничего. Если б тут как-то в дальнейшем этот трюк обыгрывался – то почему бы и нет? Данет Алигьери – читай да-нет (т.е. аллитеративная ассоциация с «Данте»), 12 как номер буквы алфавита (к) и замена числом этой буквы. Хаос с претензией на шараду, которая могла бы состояться, но уже на другом, более изощрённом уровне мышления, а тут похоже на комбинаторику ИИ (т.е. некоторый алгоритм без осмысления).
Свидетельство о публикации №124041004600