Формула Руси. Театр!
Многое в былые времена было кому-то свято!
И в будущем будет нечто иное, но когда?
Наверное, многое лучшее - скоро или когда-то!
Музей «Новый Иерусалим» представил в 2023-24 годах выставку
«Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века».
Расцвет русской живописи в начале ХХ века совпал со временем высшего подъёма театра!
Два искусства пересекались: многие, если не большинство выдающихся художников Серебряного века работали для театра, так или иначе были к нему причастны.
Образы допетровской Руси не сходили со сцены: в императорских театрах они приветствовались, как часть официального канона, для «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже они были важны как репрезентация национального европейской публике.
Особенно часто они встречались в опере. Оперный репертуар состоял в основном из сочинений ХIХ века, к тому времени уже ставших классическими. Поскольку время наивысшего развития русской оперы в середине – второй половине ХIХ века совпала с утверждением русского стиля, среди них было особенно много сочинений на темы национальной истории XVI – XVII веков: «Жизнь за царя» Михаила Глинки, «Борис Гождунов» и «Хованщина» Модеста Мусоргского, «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова, «Воевода» и «Опричник» Петра Чайковского и т. д.
Массовый приход живописцев в театр привёл к преобразованию сценографического искусства. В ХIХ веке художники, работавшие над историческими постановками, стремились прежде всего к точности костюмов и обстановки.
Мастера Серебряного века ставили выразительность образа выше исторической достоверности.
В эпоху коренного преобразования искусства театр, объединивший музыку, слово, пластику и изображение, стал для живописцев экспериментальной площадкой, позволявшей воплощать все художественный образ средствами всех искусств.
Именно на театральных подмостках порой наиболее ярко и всеобъемлюще воплощался и образ России XVII века.
Выставка будет открыта до 16 июня 2024.
Свидетельство о публикации №124040801214