Вспоминайте о свинье!
Столкнувшись с обилием ошибок, допускаемых при склонении имён существительных, я решила отойти от упражнений, предложенных авторами школьных «грамматик», и дать ученикам творческое задание.
Извлекла из своей «педагогической копилки» стихотворение Тихона Хоботова «Свинья в полынье» и прочитала его пятиклашкам:
«Шла весной по льду свинья,
Ей попалась полынья.
Плюх! Торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи.
Мы помчались к полынье,
Мы помочь хотим свинье,
Сами чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью!
Недовольны мы свиньей:
Разве шутят с полыньей?
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!»
Дети развеселились, а я сказала, что это стихотворение поможет им запомнить, как изменяются окончания существительных в разных падежных формах, и спросила, хотят ли они в этом убедиться.
Убедиться захотели все, и я предложила: «Процесс запоминания произойдёт гораздо быстрее, а результат не выветрится из головы, если вы сами попробуете написать такое же шуточное стихотворение с другими существительными, - одушевлённым и неодушевлённым».
Развернула доску, на которой в качестве шпаргалки-образца было написано это стихотворение, и выдала им чистые листки с парами созвучных существительных: «ворона – корона», «Алёшка – матрёшка«, «снежок – Дружок» и так далее, - кому что попадёт.
Школьники с интересом взялись за рифмоплётство, подгоняя слово к слову, да ещё в нужном падеже, да ещё сохраняя размер и рифму! А я, прогуливаясь между рядами, стала с удовольствием наблюдать за творческим процессом и незаметно делать подсказки тем, у кого стихи застопорились на начальной стадии...
Перед звонком почти у всех учеников были готовы черновые варианты, и в качестве домашнего задания я предложила им дописать и оформить эти стихи к следующему уроку.
Получилось, да ещё как! Оказалось, что муки творчества принесли моим школярам столько радости, сколько и не снилось при выполнении обычных упражнений, а ощущение победы над словом позволило им испытать заслуженную гордость за свои труды.
Подытоживая тему, мы с классным пресс-центром выпустили стенгазету, разместив на ней ВСЕ написанные стихи, и газета эта заняла почти целую стену из четырёх, имеющихся в классе.
Вот одна из работ:
РАЗМЫШЛЕНИЯ ВОРОНЫ
Призадумалась Ворона:
«А к лицу ли мне корона?»
Мысли мучают Ворону -
Про себя, да про корону…
Просто так никто Вороне
Походить не даст в короне!
Осенило вдруг Ворону:
«Надо б свистнуть мне корону!
Если буду я с короной,
Разве буду я Вороной?!
Имя будет мне, Вороне, -
«Королевишна в короне»!
Свидетельство о публикации №124040700644
Отечественная литература не столь богата подобными упражнениями.
Помню у Окуджавы: "судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбы".
Кажется, у Чехова есть упражнение с изменением по лицам и числам "Я иду по ковру - ты идёшь, пока врёшь ИТП"(вроде, в "Ионыч")
А стих с Вороной можно осовременить.
"Говорит Лиса с Вороной:
Нам нельзя болеть Короной".
Графман Леонид Давидович 08.01.2025 20:58 Заявить о нарушении
Надо будет дописать Ваш вариант...
Спасибо огромное!
Татьяна Погребинская 09.01.2025 00:57 Заявить о нарушении