Вспоминайте о свинье!

Из школьной практики

Столкнувшись с обилием ошибок, допускаемых при склонении имён существительных, я решила отойти от упражнений, предложенных авторами школьных «грамматик», и дать ученикам творческое задание.
Извлекла из своей «педагогической копилки» стихотворение Тихона Хоботова «Свинья в полынье» и прочитала его пятиклашкам:

«Шла весной по льду свинья,
Ей попалась полынья.
Плюх! Торчит из полыньи
Только хвостик от свиньи.
Мы помчались к полынье,
Мы помочь хотим свинье,
Сами чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью!
Недовольны мы свиньей:
Разве шутят с полыньей?
Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!»

Дети развеселились, а я сказала, что это стихотворение поможет им запомнить, как изменяются окончания существительных в разных падежных формах, и спросила,  хотят ли они в этом убедиться.
Убедиться захотели все, и я предложила: «Процесс запоминания произойдёт гораздо быстрее, а результат не выветрится из головы, если вы сами попробуете написать такое же шуточное стихотворение с другими существительными, - одушевлённым и неодушевлённым». 

Развернула доску, на которой в качестве шпаргалки-образца было написано это стихотворение, и выдала им чистые листки с парами созвучных существительных: «ворона – корона», «Алёшка – матрёшка«, «снежок – Дружок»  и так далее, - кому что попадёт.

Школьники с интересом взялись за рифмоплётство, подгоняя слово к слову, да ещё в нужном падеже, да ещё сохраняя размер и рифму! А я, прогуливаясь между рядами, стала с удовольствием наблюдать за творческим процессом и незаметно делать подсказки тем, у кого стихи застопорились на начальной стадии... 
Перед звонком почти у всех учеников были готовы черновые варианты, и в качестве домашнего задания я предложила им дописать и оформить эти стихи к следующему уроку.
 
Получилось, да ещё как! Оказалось, что  муки творчества принесли моим школярам столько радости, сколько и не снилось при выполнении обычных упражнений, а ощущение победы над словом позволило им испытать заслуженную гордость за свои труды.

Подытоживая тему, мы с классным пресс-центром выпустили стенгазету, разместив на ней ВСЕ написанные стихи, и газета эта заняла почти целую стену из четырёх, имеющихся в классе.

Вот одна из работ:

РАЗМЫШЛЕНИЯ ВОРОНЫ

Призадумалась Ворона:
«А к лицу ли мне корона?»

Мысли мучают Ворону -
Про себя, да про корону…

Просто так никто Вороне
Походить не даст в короне!

Осенило вдруг Ворону:
«Надо б свистнуть мне корону!

Если буду я с короной,
Разве буду я Вороной?!

Имя будет мне, Вороне, -
«Королевишна в короне»!


Рецензии
Замечательное задание для школьников с целью запоминания падежей.
Отечественная литература не столь богата подобными упражнениями.
Помню у Окуджавы: "судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбы".
Кажется, у Чехова есть упражнение с изменением по лицам и числам "Я иду по ковру - ты идёшь, пока врёшь ИТП"(вроде, в "Ионыч")
А стих с Вороной можно осовременить.
"Говорит Лиса с Вороной:
Нам нельзя болеть Короной".

Графман Леонид Давидович   08.01.2025 20:58     Заявить о нарушении
Гибкости Вашего ума, Лёня, можно позавидовать!
Надо будет дописать Ваш вариант...

Спасибо огромное!

Татьяна Погребинская   09.01.2025 00:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.