Беде украинской - столетья
Отец и сын, коса на камень,
И сын пробил отца броню,
Развеял в клочья отчий пламень.
А батя сына пожалел,
Не выстрелил прямой наводкой,
Бессмертно заживо сгорел,
Не оплошал душою кроткой.
И меткий сын не оплошал:
Сгубил «Андрий батька Тараса»,
Разбил отеческий кристалл
Неопалимого Донбасса.
Лютует руский человек
По краю рухнувшей державы,
Безпамятно, из века в век,
Вкушая римские отравы.
Кровава буйная гульба
Самодержавного распада,
Чадит Печерская лампада,
Днепром разлилася журба,
Беде украинской – столетья,
От лиходея Рогозы
До рокового лихолетья
Евромайдановской бузы.
И не унять её печали
На руском жертвенном начале.
Уймись гражданская война,
Чтоб Русь, умытая кровями,
Омылась вешними ручьями;
Как Благовестная жена,
Восстала царственно со дна,
Согрела крестными лучами.
9-13 лютня 2024 г.
Журба – печаль, грусть, скорбь.
Михаил Васильевич Рогоза (Рагоза; ум. 1599) — православный митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, принявший в 1596 году Брестскую унию.
Происходил из мелкой шляхты герба Шренява Минского повета. Родом с Волыни, учился, возможно, в иезуитской коллегии в Вильно, был писарем виленского воеводы, далее поступил в Минский Вознесенский монастырь.
В 1579 году был рукоположён в архимандриты Минского Вознесенского монастыря, в 1582 году получил сверх того в управление Слуцкий Троицкий монастырь, а в 1589 — ещё и Слуцкий Мороцкий. В том же году Сигизмунд III дал ему грамоту на киевскую митрополию, и он был посвящён в Вильне Вселенским Патриархом Иеремией II, который, впрочем, при посвящении оговорился, слагая с себя ответственность за его выбор.
Хотя и существует мнение, что Рогоза был воспитанником иезуитов и ими же был проведён в митрополиты с целью введения унии, но это едва ли верно, так как до 1594 года в нём не было заметно склонности к соединению с Латинской церковью, и только после продолжительного колебания он примкнул к инициаторам унии — Кириллу Терлецкому и Ипатию Потею.
Даже подписав акт унии и артикулы, которые должны были быть представлены Папе, продолжал скрывать свой отход от Восточной церкви. Только на Брестском соборе 1596 года он открыто выступал сторонником унии. Православное духовенство и представители восточных патриархов объявили его лишённым митрополичьего сана и просили короля о назначении нового митрополита, но король предписал всем православным подчиняться Рогозе как законному главе русской униатской церкви.
Существуют две версии о его отношении к унии перед кончиной. Католические авторы утверждают, что он был верен унии до смерти и даже хотел совершить поездку в Рим. По версии, представленной в «Палинодии» Захарии Копыстенского (1622), митрополит Михаил сильно жалел о своём переходе в унию, увлёкшись в ней лишь «честью и славой мира сего как хлебом», но перед смертью звал православного священника, которого к нему не пустили. Умер между 18 июня и 15 августа 1599 года.
Представлены полотна следующих живописцев: Яна Мотейко («Брестская уния 1596 г.»), Константина Вещилова («Протопоп Аввакум перед патриархом Никоном»), Дмитрия Белюкина ( 2 работы. «Белая Россия. Исход», «Конец Третьего рейха. Парад Победы 24 июня 1945 года». Центральная часть триптиха ); по середине «Устюжское Благовещение» ( Новгород. 20-30 годы XII века ),
Свидетельство о публикации №124040703573