Формула Руси. Предыстория!
Многое в былые времена было кому-то свято!
И в будущем будет нечто иное, но когда?
Наверное, многое лучшее - скоро или когда-то!
Музей «Новый Иерусалим» представил в 2023-24 годах выставку
«Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века».
Интерес к художественному и историческому наследию XVII века в России постепенно нарастал на протяжении XVIII-XIX столетий.
Петровская эпоха старалась порвать с наследием прошлого. Первые попытки примирения национальной и европейской традиций произошли при Елизавете Петровне. По её воле был реконструирован Ново-Иерусалимский монастырь – знаковый ансамбль XVII века.
Екатерина II, стараясь упрочить свою легитимность, демонстрировала приверженность исконно русскому. Она не только сама обрядилась в русское платье, но и ввела его элементы при дворе. На основе зодчества XVI – XVII веков императрица создала национальную культуру – «русскую готику».
Одним из символов национального подъёма посла победы над Наполеоном стал памятник Минину и Пожарскому, увековечивавший изгнание поляков в 1612 году, но ассоциировавшийся с изгнанием французов в 1812 году.
В 1818 году Н.М. Карамзин начал публиковать «Историю государства Российского», открывшую национальную историю для для российского общества.
Одним из результатов был «Борис Годунов» Пушкина, в котором на основе событий рубежа XVI – XVII веков создаётся вневременной образ устройства русского общества…
Визуальным выражением идеологии Николаевского правления стал русско-византийский стиль. Важнейшую его основу составляла «художественная археология» Фёдора Солнцева, составившего первый визуальный свод русских памятников.
Русский стиль сделался официальным языком империи при Александре II. Художники-передвижники, оппозиционные правительству, также обращались к сюжетам XVII века, но выискивали в нём своих героев – раскольников, самозванцев, бунтовщиков: боярыню Морозову, Степана Разина, стрельцов, царевну Софью.
Свидетельство о публикации №124040703305