Формула Руси 17 20. 1658 год!

  В эпоху политических, идеологических
и художественных разногласий конца XIX - первои; трети XX века.
Художников объединяло увлечение эстетикой XVII века.
   В этом был не просто исторический интерес, но попытка
через обращение к XVII веку, когда претворялись Петра Великого* мечты -
понять вневременные константы русской жизни
и национального понимания красоты.
_____
Пётр I Алексеевич, прозванный Великим (1672-1725) - последний царь всея Руси в 1682 - 1721 годах и первый Император Всероссийский с 1721 года.
_____
   Музей «Новый Иерусалим» представил в 2023-24 годах выставку
«Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века».
      Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - ставропигиальный (статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду; буквальный перевод - «водружение креста» - указывает, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно. Ставропигиальный статус является самым высоким) мужской монастырь Русской православной церкви в городе Истре Московской области.
   Основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины
   Воскресенский собор был заложен в сентябре 1658 года; опираясь на надпись на колоколе, отлитом при патриархе, относят это событие к 1 сентября.
В этом же году Никон был удалён из Москвы.  До конца 1666 года патриарх находился в Новом Иерусалиме, руководя строительством собора.
   В XVIII–XIX веках активно изучалась библиотека Нового Иерусалима. В этот период опубликованы Никоновская и Воскресенская летописи и дна из древнейших русских книг - «Изборник Святослава» - одна из самых древних сохранившихся древнерусских рукописных книг (наряду с «Остромировым евангелием», «Изборником» 1076 года и «Новгородским кодексом»). Как и Изборник 1076 года, был составлен для великого князя Святослава Ярославича.
    Новоиерусалимский монастырь с его уникальной исторической ценностью и великолепными постройками привлекал огромное число паломников (в начале XX века - около 35 тысяч в год), многие монахи  Воскресенской обители знакомили посетителей с памятными местами Нового Иерусалима.
         Развитие направления историзма  в искусстве привлекло в Новый Иерусалим талантливых художников. Фёдор Солнцев сделал зарисовки личных вещей патриарха Никона, его портрета и и других раритетов для своего знаменитего альбома "Древности Российского государства".


Рецензии