Таланту Репина!
В её чарующих узорах,
В умении народов наших в мире жить да поживать
И мудрость в умах юных всех воспитывать!
«С 29 февраля 2024 года в музее «Новый Иерусалим» работает выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников». Проект создан в год 180-летия ИльиЕфимовича Репина.
Будучи уже признанным классиком реалистической школы и передвижничества, Репин не останавливался в своих экспериментах, регулярно оказываясь под шквалом критики и нападок товарищей.
Однако как раз его любовь к разнообразию, внутренняя свобода, любопытство и уважение ко всему талантливому и самобытному, вероятно, и объясняют тот факт, что из его мастерской вышли такие яркие и не похожие ни на Мастера, ни друг на друга художники.
Не используя системного подхода и определенной образовательной системы, Репин был им скорее наставником:
учил наблюдать, учиться и трудиться, позволяя своим ученикам становиться теми, кем они способны стать.
Из сопровождающих картины воспоминаний, метких цитат с описанием случаев из жизни учителя и его учеников возможно самим сложить своё понимание: какой он - Мастер Репин.
И для многих масштаб его фигуры увеличится, выйдя за рамки определения «великий русский художник».
Репин называл себя рабом натуры:
от анатомии человеческого тела до исследования окружающей природы и человеческого характера.
Портретный ряд составляют незаказные портреты, где его ещё молодые воспитанники — Серов, Малявин, Кустодиев, Браз, Бродский - запечатлели своих сестер, жен, подруг, наполнив картины личным и трепетным отношением к модели.
А незаконченный портрет М. К. Бенуа кисти Репина дает уникальную возможность увидеть работу Мастера в процессе.
Среди разнообразных явлений в художественной жизни рубежа XIX-XX веков авторы выставки выделили три: импрессионизм, «Мир искусства» и [экспрессионизм], взяв последний в скобки условности.
Отдельные истории посвящены личным и творческим взаимоотношениям Мастера и трёх его прославленных учеников — Валентина Серова, Исаака Бродского и Филиппа Малявина.
Выставка предоставляет исключительную возможность увидеть рядом два портрета Софьи Драгомировой,* написанных учителем Репиным и учеником Серовым в ходе одной постановки.
Выставка — это не просто восхитительная живопись, это эмоциональное погружение и путешествие по пути художника. Переплетение живописных работ формирует внутреннюю драматургию выставки, усложняясь от первого «натурного» зала к третьему, где открывается настоящий калейдоскоп творческого поиска и человеческих отношений. //Ксения Новохатько, автор концепции, куратор выставки//
Репин - не только великий художник, но и выдающийся педагог и наставник. Он помог раскрыть свой талант живописцам, которые впоследствии стали неотъемлемой частью русской культуры и обрели мировое признание… На примере работ художника и его воспитанников каждый каждый сможет увидеть это наглядно. //Наталья Третьяк, генеральный директор группы компаний «Просвещение»//
_______
* Софья была дочерью Михаила Ивановича Драгомирова - героя русско-турецкой войны, военного теоретика, писателя, начальника Академии Генштаба. Хлебосольный дом генерала в Петербурге и в его имении посещали многие влиятельные люди, к его словам прислушивались цари.
Про его чудачества ходили по России бесконечные слухи и анекдоты, среди которых самой характерной была история с телеграммой, посланной им Александру III на день рождения. Эту историю описал граф Игнатьев в своей знаменитой книге "Пятьдесят лет в строю":
Драгомиров, запамятовав день рождения царя, спохватился лишь 3 дня спустя и, чтобы выйти из неловкого положения, послал тому телеграмму с таким текстом: «Третий день пьем здоровье вашего величества. Драгомиров». На что Александр III, сам, как известно, любивший выпить, ответил: «Пора и кончить. Александр»".
В конце 70-х годов XIX века художник Репин, писавший картину "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", придал центральному персонажу картины - атаману Ивану Сирко облик генерала Драгомирова. //Интернет-информация.//
ВЫСТАВКА БУДЕТ ОТКРЫТА ДО 28 ИЮЛЯ 2024.
// Фото - Портрет атамана Сирко с картины Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". //
Свидетельство о публикации №124040505956