Глубинная суть буддизма без экзотики и эзотерики

Из школьного курса физики мы помним о существовании трёх законов Ньютона. Это законы классической механики, или просто «три закона Ньютона». Те, у кого память покрепче, и те, кто учился получше, даже смогут их назвать: закон инерции, закон ускорения тел и закон равенства действия и противодействия. Англичанин Исаак Ньютон, автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он обнародовал законы движения тел и закон всемирного тяготения, за свои выдающиеся научные открытия был впоследствии удостоен титула сэра.

А кто знает о существовании трёх законов психической механики, открытых бывшим индийским принцем Сиддхартхой Гаутамой, бросившим свой дворец и все свои царские привилегии во имя поиска истины и спасения от страдания? Ни в нашей родной школе, ни в институте этим законам не учат, а ведь открывший их мудрец из рода Шакьев был удостоен за свои выдающиеся экзистенциальные открытия почётного звания «Будда», что значит «Пробуждённый».
 
Напомним же вкратце о сути этих законов.

Важнейшим открытием Будды является оригинальный закон причинности, связанности всего со всем. Этот первый закон носит название «взаимозависимого возникновения».  Сродни квантовой нелокальности и запутанности в физике XX и XXI веков, он настаивает на взаимосвязанности всех психофизических явлений в этом мире бушующем, а также определяет условия возникновения, пребывания, невозникновения или прекращения любого явления, любого природного феномена. Вот как просто и ясно выразил его виднейший буддийский мыслитель и учитель Нагарджуна («серебряный змей»):

          «Вещи черпают своё существование и природу во взаимозависимости, и не являются ничем сами по себе».

Нечто подобное в квантовой механике передаётся словами американского физика Дэвида Мермина:

           «Корреляции обладают физической реальностью, а то, что они коррелируют — нет».

Или в переводе с научного языка на кухонно-бытовой: «Истина заключается в том, что никакой ложки нет».

Помимо закона «взаимозависимого возникновения» Будда открыл также закон  мгновенности бытия («кшаникавада»):

«Согласно кшаника-ваде, физический мир не имеет никакого длящегося бытия, никакой реальности; он вспыхивает на один момент (кшана) и тут же погибает. Возникающие красочные картины мира, как кадры на движущейся кинопленке, так быстро сменяют друг друга, что у воспринимающих их живых существ создается полная иллюзия стабильного и длящегося окружающего мира со всеми его обитателями. На самом деле существуют только вспыхивающие дхармы, поток которых не хаотичен, а подчинён определённому порядку: каждый его элемент-дхарма появляется в соответствии с законом взаимозависимого происхождения (пратитья-самутпада) и поэтому связан с определённым элементом в предшествующем “кадре”» [1].

Этот закон, закон мгновенности бытия, разительным образом отличается от современных релятивистских представлений о Вселенной, застывшей в вечности (этернализм), что свойственно, например, теории относительности. И этот закон порой находит удивительные параллели в новых естественнонаучных моделях мира, основанных на философии презентизма (англ.  presentism, от “present” — «настоящее» [время]), а не этернализма (от англ. “eternity” — «вечность»), которые идут наперекор современному научному мейнстриму. Философская проблема времени в буддизме решается именно в пользу настоящего момента времени, который представляет собой истинную реальность, а не в пользу вечности, как у Платона. Сей могучий умом и телом древнегреческий любитель мудрости, то бишь философ, считал, что истинное бытие находится в мире вечности и идеальных сущностей (эйдосов).

Любопытно, что в своей книге «Возвращение времени. От античной космогонии к космологии будущего», изданной в США в 2013-м, её автор, американский физик-теоретик Ли Смолин, непроизвольно встаёт как раз на сторону Будды с его теорией мгновенности, а не на сторону Платона с его объективным идеализмом и Эйнштейна с его теорией относительности, «замораживающей» мир в вечности блок-вселенной.

Наконец, возвращаясь к трём законам Будды, напомним по принципу “last but not the least” третий закон, закон дискретности дхарм. Он весьма напоминает закон дискретности энергии в квантовой механики, впервые сформулированный Максом Планком в 1900 году: духовная сущность человека не целостна, неизменна и нетленна, как считали поклонявшиеся Ведам и Упанишадам брахманы, а составлена из дискретного потока дхарм — элементарных частиц психики (по аналогии с элементарными частицами физики, всеми этими кварками, протонами, нейтронами, электронами и т.д.). По сути дела, Будда произвёл такую же революцию в древнеиндийской психологии и философии сознания, как и квантовая механика — в физике начала ХХ века.

Как подчеркнул виднейший российский буддолог О.О. Розенберг более 100 лет назад, ещё до решающих открытий квантовой механики:

«Понятие “дхарма” в буддийской философии имеет столь выдающееся значение, что система буддизма в известном смысле может быть названа теорией дхарм» [2].

Что такое дхармы в буддийской философии сознания? Само слово «дхарма» происходит от индоевропейского корня “dhr” — «держать». Оно родственно старославянскому drъzo, drъzati — «держать», «обладать».

«То есть дхарма – это “держатель”, или “носитель”. Держатель чего? Своего собственного качества. Таким образом, дхарма есть неделимый элемент нашего психофизического опыта, или элементарное психофизическое состояние» [3].

Таким образом, каждая из дхарм держит своё собственное качество и несёт элементарное психофизическое состояние или один бит информации, как сказали бы сейчас.

Дхарма — это не субстанция, несущая в индуистской философии множество качеств. В понятии  “дхарма” «носитель и несомое им качество совпадают» [3], что явно противоречит не только индийскому субстанционализму, но и современным информационным технологиям, где биты информации всегда имеют свой материальный носитель. Наконец, «субстанции брахманистов, как правило, вечны, тогда как дхармы мгновенны» [3]. Что же такое дхармы?

Дхармы — это элементарные частицы психики, которые существуют в мире наряду с элементарными частицами физики: электронами, протонами, нейтронами, кварками, фотонами, глюонами и т.д. В буддийском Учении — Дхарме (с большой буквы) — также существует большое множество различных «раздельных мимолётных элементов», объединённых и классифицированных, наподобие таблицы Менделеева, в 5 больших «групп привязанности», 5 «скандх» (буквально — «куч»). Эти «раздельные мимолётные элементы» психики и есть те самые дхармы (с маленькой буквы), которые и ответственны за все психические явления, как сознательные, так и бессознательные.

Что их объединяет, так это «кшаникавада» — учение о мгновенности бытия и мгновенности существования различных конфигураций элементарных частиц психики — дхарм. Именно мгновение, краткий миг между прошлым и будущим, а не вечность, как в теории относительности, стоит во главе угла буддийского Учения (Дхармы с большой буквы):

«С теорией дхарм тесно связана ещё одна весьма важная особенность буддийского мировоззрения, а именно учение о мгновенности (кшаникавада).  Учение о мгновенности непосредственно вытекает из первого тезиса о всеобщности непостоянства. Оно утверждает, что каждая дхарма (и, соответственно, весь комплекс дхарм, то есть живое существо) существует только одно ничтожно малое мгновение, в следующее мгновение заменяясь новой дхармой, причинно обусловленной предыдущей. Как поётся в известной песне, призрачно всё в этом мире бушующем, есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется “жизнь”» [4].

Поток мгновений напоминает неумолимое движение киноплёнки некоего вселенского блокбастера бытия, в котором каждая новая серия, посвящённая каждому живому существу, продолжается от его рождения и до его смерти:

«Таким образом, согласно теории мгновенности, поток дхарм, образующий живое существо, не только континуален, но и дискретен в одно и то же время. Если использовать современную метафору, его лучше всего сравнить с киноплёнкой: она состоит из отдельных кадров, которые, однако, мы не видим, когда смотрим фильм, и поэтому воспринимаем его как чистый континуум. Вместе с тем различия между двумя соседними кадрами настолько ничтожны, что эти кадры представляются невооруженному взгляду практически тождественными, различия же нарастают и проявляются постепенно. В этом примере каждая новая жизнь — новая серия безначального сериала, нирвана — конец фильма» [4].

Мир существует в движении. Движутся отдельные «кадры»-мгновения. Череда мгновений порождает поток новых состояний, новых комбинаций элементарных психофизических элементов — «дхарм». В восприятии это и есть «живое существо».

«Дхармы постоянно возникают и исчезают, заменяясь новыми, но обусловленными предшествующими дхармами по закону причинно-зависимого происхождения. Эти постоянно возникающие и исчезающие бессубстанциальные дхармы в своей совокупности образуют поток, или континуум (сантана), который эмпирически и обнаруживается как “живое существо”» [4].

Каждый новый миг, квант Времени творит новый кадр Вселенского блокбастера бытия Сантана.

              Извечный HIT, блокбастер бытия Сантана
              Идёт с широкого Вселенского экрана.
              В нём каждый Миг содержит Мир и Мысль,
              Мгновения настоящего в ход времени сплелись.

              Мгновения блокбастера — что кадры киноплёнки,
              Чтоб их вращать, у Времени достаточно силёнки.
              Поток стремительных мгновений — суть движения,
              В потоке кадров на экране возникают все творения.

              Тут каждый новый кадр живёт одно мгновение,
              За кадром кадр — вот жизни представление.
              Поток мгновенных комбинаций элементов
              Рождает на экране жизнь из серии моментов.      

Каждое новое мгновение этого Вселенского голографического кино создаётся новая личность — как физическая, так и психическая. В непрестанном потоке мгновений одни клетки тела умирают, чтобы со временем замениться другими, и в результате человек через 7 лет состоит из полностью новых клеток, хоть и сделанных по одному и тому же генетическому проекту. Вечная динамика, вечное движение, вечное непостоянство — вот внутренняя суть мира.

Каждое новое мгновение времени, каждый новый квант времени одни дхармы заменяются другими, творя новые конфигурации психики: от любви до ненависти, от тоски до радости, от добра до зла, от сна невежества до Пробуждения Знания...

Любое живое существо, любую личность — хоть человека, хоть летучую мышь, хоть Бэтмена, хоть кота Тома и мышь Джерри — творит работа мельчайших психофизических элементов — дхарм. Каждый новый миг личность изменяется. Она (ура!) взрослеет или (увы!) стареет. Она то набирается ума-разума, то, наоборот, теряет последний ум-разум. Она то любит, то ненавидит, а от любви до ненависти, как известно, — один шаг. Она то обвиняет недругов во всех смертных грехах, то великодушно прощает. Она то кайфует, то страдает. Она то почитывает, то пописывает. Она многолика и переменчива как сердце красавиц. Она подвижна как ртуть. Она текуча как стремительный поток (то ли воды, то ли времени). Она существует в вечном движении и изменении как иллюзорная картинка детской игрушки — калейдоскопа, которого вращает рука его маленького владельца.

То, что эта личность кажется самой себе одной и той же, неизменным «я», «эго», является исключительной заслугой оперативной и долговременной памяти, сохраняющей в потоке Времени воспоминания о прошлых «я», «эго».

Она, эта подвижная как ртуть личность, является зрителем и одновременно актёром вселенского блокбастера бытия. В потоке мгновений движутся элементарные частицы физики и психики, создавая новые мгновенные причудливые комбинации материи и сознания. Они одевают каждому живому существу волшебные мозговые очки, которые и разделяют истинную реальность на «я» и «не-я». Они порождают двойственное, дихотомическое сознание, поток которого ввергает человека в мир иллюзорных «представлений о том, что формы и структуры, вещи и события вокруг нас реальны, в то время как всё это — лишь сеть понятий, при помощи которых мы мыслим, измеряя и категоризируя» [5]. Индусы называют это иллюзорное отождествление человеческого восприятия с истинной реальностью словом «майя»:

              «Майя — иллюзорное отождествление этих понятий с реальностью, или карты с местностью» [5].

Поток дхарм конструируют в мозгу зрителей космического блокбастера бытия голографическую кинокартину окружающего материального мирка, которую вслед за индусами можно назвать «Майя». Эту кинокартину расцвечивают, озвучивают, придают вкус, запах и тактильные ощущения именно дхармы сознания. Вне сознания всех этих качеств (квалиа) не существует.

Поток этих же элементарных частиц психики  конструирует во времени и в пространстве саму личность, точнее, эгоистичное представление человека, летучей мыши, Бэтмена, кота Тома и мышки Джерри о себе, любимых. Именно эгоцентризм, зацикленность на собственном иллюзорном «эго», «я», и служит источником всех человеческих бед и несчастий — считают буддисты.

Они же убеждены, что никакого вечного «эго», никакой «бессмертной души» нет ни при жизни, ни после смерти. Такой взгляд на посмертное существование живого существа противоречит как точке зрения материалистов, отрицающих любое посмертное существование души, так и точке зрения христиан и индусов, верящих в «бессмертие души».  Правда, христиане верят в обретение «бессмертной душой» вечного Царства Небесного, а индусы верят в переселение душ:

«Индиец не представлял себе, что со смертью какого-нибудь лица его духовный мир может просто исчезнуть без всякого следа или сразу перейти в вечность. Нет! Подобно тому как тело наше после смерти сгниёт, т. е. превратится в землю, в которой наука видит те же элементы, те же атомы, из которых состояло живое тело, точно так же и духовный мир наш, и прежде всего элемент сознания, не исчезнет из круговорота жизни с нашей смертью совершенно, он проявится вновь в другой форме и в другом месте. Во всём мироздании господствует везде закон причинности» [6].

Буддийская истина оказывается посредине двух крайних заблуждений. Первое — заблуждение материалистов, что смерть уничтожает Жизнь и сознание раз и навсегда. Второе заблуждение — вера в вечное загробное существование «бессмертной души».

Вера буддистов избегает крайностей. Её правило — золотая середина. Как тело распадается на атомы и молекулы, так и сознание распадается на отдельные дхармы, которые продолжают своё движение в потоке физического времени и обусловленного им причинно-зависимого происхождения.

«Здесь, правда, может возникнуть вопрос: если никакой души нет, то что же тогда перерождается и переходит из жизни в жизнь? Ответ на него достаточно парадоксален: ничто не перерождается и не переходит. Вопреки распространённому заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях. Человек в буддизме не есть воплощённая душа, как в индуизме. Он — поток состояний — дхарм, серия кадров — мгновений.

Поэтому профессиональные буддологи стараются избегать таких слов, как «перерождение» или тем более «перевоплощение», и предпочитают говорить о циклическом существовании или чередовании рождений и смертей. Здесь уместны два примера, которые иногда приводят современные проповедники буддизма. Первый пример с бильярдными шарами: кий (кармический импульс санскар) бьёт по шару (условная личность — пудгала), получающему, таким образом, определённое ускорение и траекторию. Этот шар ударяет по другому шару, которому передаёт ускорение и определяет его траекторию, и т. д. Здесь передаётся, так сказать, только энергия, которая и связывает данное существование с существованием его «кармического преемника» (подобная «передача заряда» происходит, по существу, и в каждое мгновение одной и той же жизни).

Второй пример связан с образом калейдоскопа: определённая комбинация цветных стёклышек (набор дхарм, выражающийся эмпирически как «данная личность») после поворота калейдоскопа (кармический эффект, обусловливающий характер последующей жизни) меняется на иную (стёклышки перегруппировываются), причинно обусловленную их исходным положением и кармическим импульсом и выражающуюся в непосредственном опыте в виде иного живого существа, причинно связанного с первым. Здесь уместно ещё раз напомнить, что закон кармы в буддизме не есть воздаяние, или возмездие (в отличие от теистических направлений индуизма, в которых кармические плоды раздаёт всемогущий Господь — Ишвара); закон кармы вполне объективен и неотвратим, подобно законам природы в их европейском научном понимании» [5].

Значение слова КАРМА — не воздание, не возмездие, не перевоплощение, а ДЕЙСТВИЕ.  Очень похоже на слово «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ», привычное для физиков, которые говорят о 4 фундаментальных взаимодействиях: гравитационном, электромагнитном, сильном и слабом.

КАРМА — это такое же объективное ДЕЙСТВИЕ, как, например, действие трёх законов Ньютона. Только в отличие от этих физических законов, ДЕЙСТВИЕ КАРМЫ распространятся на область психики. Причиной этого ДЕЙСТВИЯ являются тело, слово, мысль.

Это ДЕЙСТВИЕ неотвратимо. Оно пронзает пространство и время, оно проходит сквозь нарождающиеся и умирающие космические миры, от него нет никакой физической защиты, никакой брони, никакой денежной, властной или иной неприкосновенности.

Карма является высшим проявлением главного закона буддийской Дхармы (Учения) —закона причинности, в котором нет как личной воли Бога, так и самого Бога, карающего или милующего:

«Но буддизм не является теистическим учением, в нём нет места понятию Бога, и поэтому карма понимается буддистами не как некое возмездие или воздаяние со стороны Бога или богов, а как абсолютно объективный базовый закон существования, столь же неотвратимый, как законы природы и действующий столь же безлично и автоматично. По существу, закон кармы представляет собой просто результат перенесения представления о всеобщности причинно-следственных отношений в область этики, морали и психологии» [7].

Карма есть неотвратимое психическое действие, которое формирует живые существа в потоке мгновений и сковывает эти существа узами сансары. В этом солидарны и индусы, и буддисты. Также солидарны они в том, что разорвать узы сансары и кармы всё-таки можно. Высшее Знание, дающее возможность познать Высшую нераздельную реальность, где нет никой дихотомии, ввергающей живое существо в темницу иллюзий и неведения (“майи” и “авидьи”), как раз и ведёт к Высшему Освобождению:

«На психологическом уровне слово “карма”, так же, как и “майя”, получило новую трактовку. До тех пор, пока мы видим в мире многообразие предметов и явлений, находясь под чарами майи и думая, что мы существуем отдельно от окружающей нас среды и можем действовать свободно и независимо, мы сковываем себя кармой. Для того чтобы освободиться от уз кармы, нужно осознать целостность и гармонию, царящие в природе, включая и нас самих, и действовать в соответствии с этим.

Освободиться от чар майи, разорвать узы кармы означает осознать, что все чувственно воспринимаемые явления — проявления одной и той же реальности. Это означает прочувствовать всем своим существом, что всё, включая нас самих, есть Брахман. Это ощущение называется “мокша”, или “освобождение”, и составляет основное содержание индуизма» [5].

Освобождение в философии как индуизма, так и буддизма — это преодоление власти кармы, преодоление неумолимого космического действия, преодоление фундаментального закона причинно-следственных отношений, вовлекающего любое живое существо в водоворот жизни-смерти, исполненный страдания. Это Освобождение не из-под власти тиранов и поработителей, а из-под колдовской власти дихотомического сознания, вовлекающего любое живое существо в королевство кривых зеркал психики*.

            *Вспомним Фрэнсиса Бэкона:

            «Ум человека уподобляется неровному зеркалу,
            которое, примешивая к природе вещей свою природу,
            отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде» [8].

Это Освобождение достигается не путём социальной революции и не борьбой за права человека, а революцией сознания, которую Джидду Кришнамурти называл Единственной Революцией (“The Only Revolution”), и борьбой с невежеством, неведением, незнанием, порождаемым чарами майи и колдовской работой дихотомического сознания. Это Освобождение достигается посредством успокоения работы сознания, наводящего тень на плетень, и обретения недвойственного Знания-Видения, очищенного от искажающего действия сознания.

Посредством изощрённой психотехники, известной на Западе под названием «медитация», меч-кладенец дихотомического сознания, искусственным и превратным образом рассекающий единую и неделимую реальность на части, на “я” и “не-я”, на субъект и объект, переплавляется в Зерцало Знания. В процессе такой психической «переплавки» на смену человеческому уму, подобному неровному зеркалу, который «отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде» [8], приходит безграничный и совершенный Единый Ум (Экачитта).

Этот Ум находится за пределами мозга и мира материи. Он представляет собой некую систему когерентных, согласованных взаимодействий на квантово-информационном уровне реальности, где весь мир представляет собой нелокальное Единое. Этим психическим взаимодействиям уже не требуется биологическая оболочка.

Единый Ум обретается посредством Высшего трансперсонального психического опыта. Он дарует нелокальное чувство космического единства, называемого «океаническим» экстазом. Как сказал Ромен Роллан в 1927 году, «океаническое чувство» — «ощущение “вечности”», чувство «единого целого с внешним миром»  (англ. “oceanic feeling” is “a sensation of 'eternity'”, a feeling of “being one with the external world as a whole”).

               Вселенная хранит в своём нутре
               Безбрежный Океан Психеи.
               Молекулы души в психическом костре
               Рождают разум, чувства и идеи.

               Из чрева Океана бьёт фонтан души,
               Подвижны как огонь и мысль, и чувства.
               Познать сей мир скорее поспеши,
               Забудь про деньги, вспомни про искусства!

               Стремглав вращается души калейдоскоп,
               Сознанию являя иллюзорные картинки,
               Движение порождает Время-стробоскоп,
               Творя из мигов бытия мир без запинки.

               Из крохотных мгновений соткан дождь,
               Течёт с небес душа обыкновенная,
               И ты порой, как тот небесный Вождь,
               Вдруг понимаешь — ты и есть Вселенная!

В этом сверхчувственном и сверхразумном состоянии психики человек отождествляет себя со Вселенной с её галактиками, солнечными системами и мириадами отдельных звёзд! Это иррациональное чувство слияния с Богом или Абсолютом! Это растворение маленького локального “я” в бесконечном Океане Психики! Это голографическое превращение крохотной части Океана Целого в само Целое, в сам Океан Психеи!

Обретя этот совершенный трансцендентный Ум и взглянув в это идеальное голографическое Зеркало Мира, человек обретает свет Свободы, вырываясь из Платоновой пещеры теней, порождаемой колдовской работой дхарм дихотомического сознания.

Чистое недвойственное Знание-Видение (Джняна-Видья) позволяет утихомирить волны неведения (Авидьи, антипода Видьи), преломляющие и искажающие истинную реальность. Когда броуновское движение дхарм стихает, то на смену девятому валу сознания в потоке неумолимых мгновений приходит состояние Психического Штиля и Океанического Отражения. Это и есть Зеркало Мира.

               Утих девятый вал сознания,
               На Океан Психеи опустился полный штиль.
               На глади Океана отразилось Небо Знания –
               Зеркальной Мудрости высокий стиль.

Это состояние психики буддисты называют Пробуждением. Первым Пробуждённым от вечной спячки сознания в Платоновой пещере теней был Будда (корень слова что в санскрите, что в русском один и тот же — «будить»).

В состоянии Пробуждения зеркальная гладь неподвижных вод психики отражает в себе без малейших искажений истинную реальность Таковости, Мира Такого, каков он есть на самом деле, без влияния искажений сознания. Само Пробуждение есть Пробуждение Единого Ума, обладающего совершенным Знанием и Запредельной Мудростью (Праджня Парамита). Отныне сонное царство обманчивого сознания кануло в лету.   

И вечный сон! Сей мир нам только снится
           Сквозь искажения сознания и мысль...
Летит, летит сансары колесница,
           Страдание составляет жизни смысл...

Но вот миг Пробуждения! Сон разом испарится.
           Нажат стоп-кран нирваны навсегда!
Покой души блаженно воцарится
           И канут в лету страдание и беда!      

Именно такое Пробуждение ведёт к Освобождению от колдовской деятельности дхарм и от порождаемой ею власти сансары и кармы. Именно такое Освобождение и составляет Высший смысл жизни любого человека.


Примечания:

1. д.ф.н Н.А. Канаева Электронная библиотека ИФ РАН » Новая философская энциклопедия »
2. О.О. Розенберг «Проблемы буддийской философии»
3. Е.А. Торчинов «Учение о "Я" и личности в классическом индийском буддизме» 
4. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада»
5. Фритьоф Капра «Дао физики». Глава 5  «Индуизм»
6. Ф.И. Щербатской «Философское учение буддизма»
7. Е.А. Торчинов «Введение в буддологию», Лекция 2
8. Френсис Бэкон «Новый Органон»


               3 апреля 2024 года
            


Рецензии
Добрый день, Сергей.

Замечательная статья!Вы раскрыли много очень важных аспектов, но у меня есть некоторые дополнения и поправки:

"призрачно всё в этом мире бушующем, есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется “жизнь”"
Этот миг и называется Жизнью из-за цепляния за него! Нет цепляния, -- нет Сансары!
Цепляние -- одно из звеньв Нидан, которое вставляется в цепь в любом мести и только укрепляет её.

"нирвана — конец фильма" -- нет, Нирвана это не конец фильма, это конец участия в фильме. Нирвана сидит перед экраном, не участвует в фильме и не затрагивается его событиями. Нирвана может закрыть глаза(все органы чувтв) и не смотреть фильм, пребывая в блаженной Пустоте. Но и сам фильм для Нирваны Пуст.

" он проявится вновь в другой форме и в другом месте" -- это может быть и бесформенное ощущение существования, и временное ощущение несуществования.

"Вопреки распространённому заблуждению, в буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях. Человек в буддизме не есть воплощённая душа, как в индуизме. Он — поток состояний — дхарм, серия кадров — мгновений."

На самом деле в буддизме есть учение о шести мирах санраы. По сути это учение о реинкарнации и перевоплощении. Это учение призывает к пробуждению и прекращению перерождений. Не смотря, что эти понятия относительны, но именно с них начинаются буддийские практики, а не с провозглашения пробуждённых истин.

с Уважением.

Марина Суханова -Тигра   04.05.2024 11:59     Заявить о нарушении
Доброе утро, Марина!

Спасибо за высокую оценку! Не могу не сказать сакраментального: Христос воскрес!

Сергей Горский Москва   05.05.2024 06:42   Заявить о нарушении
Во истину Воскрес

Марина Суханова -Тигра   05.05.2024 14:00   Заявить о нарушении