Анализ моего творчества

                Я приеду к тебе, моя мама!..

Почитал  стихи Анна Климова на странице Стихи. Ру.
Стихи её разной направленности  (разной тематики). Это и  темы малой родины, Родины, природы и любви, философские размышления и гражданская лирика

Анна в своем творчестве использует классические метры (размеры), ритм стихов чистый, ровный.
«Уходит поезд. Тишина…» - ямб 4х-стопный,
«Я трубку телефонную снимаю…» - ямб 5ти-стопный
«Тишину шагами меряя…»  - хорей 4х-стопный,
«Осень! Так таинственно-прекрасна!..» – хорей 5ти-стопный,
К роще белоствольной тучка опустилась… - хорей 6ти-стопный
«Я весне распахну настежь двери…» - анапест 3х-стопный
«Городок небольшой средь полей и лугов,
Речка Юг убегает в леса,
Собирая в себя ароматы цветов
И хлебов золотых голоса….» – стих разностопный – сочетание анапеста 4х и 3х – стопного
«В старом альбоме на первой странице…» - дактиль 4х-стопный.
Стихотворение  «А лето уже уходит» в тоническом ритме, неурегулированное сочетание
2х-слогового размера и 3х-слогового. 2,4,7 и 12 стихи амфибрахий, а остальные -  ритм логаэдный, во второй стопе не хватает одного безударного слога до амфибрахия.

Используемые рифмы в большинстве своем точные, близкие к точные, ассонансные, простые, предсказуемые, и  однородные.
Однородная – существительная рифма: росы – часы, свеча – плеча, столе – земле,
облака – река, леса – голоса  (два существительных).

Однородная – прилагательная рифма: родной – немой, белая – очерствелая, тяжелых – бредовых, белые – спелые (два прилагательных).

Однородная – глагольная рифма: снимаю - не знаю, поговорит – взбурлит, заслезились – светили, опустила – грустила, забыла – закружила, злится – не спится (два глагола).

Лучше когда в стихотворении она (рифма) разнородные, как эти:
тишина – полна (существительное и прилагательное);
вокзалом – досталось (существительное и глагол);
легче – свечи (наречие и существительное);
одни – дни (числительное  и существительное);
перелистывал – неистово (глагол и наречие).
и т.д.
Простые предсказуемые: пусть – грусть, сне – мне, поля – моя, родной – рекой,
мной – рукой, поля – моя, тобой – душой.

Показались интересными эти рифмы:
меряя – верю я, предала я – святая (составные),
сон – унисон, странице – ситца, русскую – мускулом, лоск – Никольск, дожди – жди,
мама – упрямо, даль – вуаль.

Строфика стихов однообразная: или астрофичный стих, или 4х-стишная строфа. Хотя в поэзии существуют дистишная строфа, 3х,5ти, 7ми, 9ти-стишные строфы с интересными рифмовками. Допустим, Лермонтов «Бородино»: aabcccb, строфа 7ми-стишная.
Рифмовка  4х-стишной строфы чаше  – перекрестная. Это обедняет поэзию. Они бывают разными: парная (aabb), охватывающая (abba), монорим  (aaaa), не полная четных строк (abcb), неполная нечетных строк (abac) - которую любил Некрасов.

Тексты стихов Анны Климовой  выражены простым и доступным  языком.
При чтении их тут же возникают картины прочитанного. Лексика общеупотребительная.
Язык литературно-разговорный, без особой стилистической и семантической коннотации.
Хотя некоторые элементы тропов и фигур в стихах стречаются.

СИНАФИЯ – синтаксическая фигура – выразительное не совпадение синтаксического членения стихотворной речи, что часто использовал Лермонтов.
В данном случае -  подлежащее в одном стихе,  а сказуемое в другом, (тишина – висит).

Уходит поезд. Тишина
Висит над маленьким вокзалом.
Тоски и горечи полна
Судьба, что нам с тобой досталась (стих. Прощание).

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - это фигура речи, стилистический прием повторения ключевого слова в одном предложении или в смежных предложениях. Намеренное повторение слова или словосочетания для усиления эмоциональной выразительности.
В данном случае повтор слова «каждый» в одном стихе – анафора полустиший.

Каждый дом, каждый куст здесь знаком,
И дорога, бегущая в поле,
Где косила траву за мостом,
Любовалась родимым раздольем. (стих. Мое сердце в деревне родной)

Или

Убегают седые дороги,
Убегают в чужие края...
Ах, как медленно катятся дроги -
Глубока и вязка колея. (стих.Ностальгическое).
(В данном случае в соседних стихах – анафора периодов и смежная).

Стилистическая фигура ГРАДАЦИЯ – одно  из художественных средств создания образной речи. Это стилистический прием (фигура) заключается в нарастании смысловой значимости слов или выражений ( реже — в  убывании).
Подам я руку, улыбаясь, и в объятьях
Растаю.
Утону я.
Растворюсь.



 Стихи  образные. Литературный образ – это отражение с помощью слова
 человеческого характера, события, предметов, явлений  в конкретной, индивидуально-чувственной эмоциональной форме. В образах  олицетворение – одушевление неодушевлённых  явлений и предметов:

Март, страничку перелистывал,
Убежав от февраля...   -
Как неистово..,  неистово
К жизни тянется земля... (стих.  Приплыла весна русалочкой...)

Или

Расплавленные солнышком сосульки,
От гулких гамм сиреневой слезой
Слетают в ручейки цветные бульки.
Вот ты же вьюжишь все, шальной февраль,
Пугая нас пронзительной метелью! (стих. Ох, как же вьюжишь ты)

Или вот

Август, август... Дожди на ресницах,
Уходящих дней солнечных след.
В кружевных паутинных петлицах
Жемчуга собирает рассвет.   (стих. Август…)

Или вот ещё

Вскоре снега заметут рыжий волос,
Грустью окутают взгляд...
И понесётся, скрипя, санный полоз
В звонкой весны вертоград...  (стих. Август уходит... Расплакалась осень...)


Природа не маловажный мотив многих стихов, будь это стихи о малой родине, Родине, любви: «Август, август! Одно лишь мгновенье... // Я прошу, подожди уходить...
// Подари мне свое вдохновенье, //Чтоб в осенние дни не грустить!..»
Или:  «До стужи подать рукой: // Стоит на пороге осень - // Из листьев цветных венок, // Холодная неба просинь, //Да грустные нотки меж строк...».
Или:  «Я нежно обниму берёзку белую. //Доверюсь ей и телом, и душой. // О девичьих печалях ей поведаю // И о любви своей большой-большой...»
Если осень, в душе лирической героини грусть и печаль. Если весна, то радость и любовь.


Родина, малая родина, родной дом, родители, детство – дороги любому человеку, особенно творческому. Находясь вдали от родины,  человек грустит по ней, и чем старше, тем чаще вспоминает её. Стихи Анны о малой родине теплые, светлые: «Мое сердце в деревне родной. // Там, где в небо вершинами  -  сосны, // Где стрекозы снуют над рекой,
 // Утопают луга в травах росных... //  Каждый дом, каждый куст здесь знаком.., // И дорога, бегущая в поле, // Где косила траву за мостом, // Любовалась родимым раздольем…».
Но находясь вдали от родины, она (лирическая героиня стихов)  мысленно обращается к матери:

Пусть метели бушуют упрямо,
Пусть шумят проливные дожди...
Я приеду к тебе, моя мама!
Обязательно! Жди меня, жди...

И спустя время,  она всё же едет на родину. Но земляки не узнают её по прошествии лет:

 -Далеко ли идешь-то ты, милая?
  Тебе сумку помочь донести?
- Не признали... Я дочь Вали Климовой.
  Еду к мамочке я погостить…

И  с грустью заключает: «То, что было, увы, не вернется...».
От этого и грусть от этого и печаль в таких строчках.

Стихи о любви теплые, светлые в них нет особой безнадежности, есть некоторая нескрываемая грусть, тоска, но больше радость добрых встреч:
Уходит поезд. Тишина
Висит над маленьким вокзалом.
Тоски и горечи полна
Судьба, что нам с тобой досталась...
Или
Тебя услышу  - на душе чуть легче,
Интеллигентностью восхищена.
В моей душе ты зажигаешь свечи,
Как звезды полуночная луна!..
Или вот
"Ах, как же ты прелестна в этом платье!" -
Услышу я из уст его. И грусть,
Царившая в глазах моих до встречи,
Куда-то улетучится. И пусть!
Нас ласкою укроет тихий вечер,
И я, как прежде, нежно улыбнусь…
Или вот ещё
Я весне распахну настежь двери
И сбегу от мирской суеты...
Знаешь, милый, я так хочу верить,
Что согреешь мою душу ты!..
Может быть я охватил только часть творчества Анны. Но стихи её тронули мою душу, своей искренностью.
Приятно было окунуться в мир поэзии Анны Климовой.
Стихи для неё, мне кажется,  больше чем хобби и увлечение. Это часть жизни.
Если и …  не большая, то весовая. Они  помогают  ей жить.



Член союза писателей-краеведов
            Александр Соколов


 


Рецензии