Александр Мень Сын Человеческий Галилея

АЛЕКСАНДР МЕНЬ "СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ"
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ "ГАЛИЛЕЯ. ПЕРВЫЕ УЧЕНИКИ"
(ОТРЫВОК)
Весна 27 г.
"В русской живописи девятнадцатого века наиболее достоверен внешний облик Христа
у Поленова, но его картины не передают той духовной силы, которая исходила от
Сына Человеческого.
Самые ранние фрески, где лик Иисуса представлен таким, каким он окончательно
установился в церковном искусстве, относятся ко второму, или даже к третьему веку.
Иисус одевался в простую одежду галилеян - длинный полосатый хитон и верхнюю
накидку; голова Его, вероятно, была всегда покрыта белым платком с шерстяной
перевязью (См. "Иконография Христа и загадка Туринской Плащаницы").
Живя в Галилее, Учитель неизменно вставал рано и часто встречал восход на
уединённых вершинах. Там ученики находили Его и просили продолжать беседы.
День Иисуса был заполнен напряжённым трудом: до самой темноты за Ним по пятам
следовали больные, ожидая облегчения недугов, верующие жадно ловили Его слова,
скептики задавали нелепые вопросы или вступали с Ним в споры, книжники требовали
разъяснения трудных мест Библии. Порой Иисусу и Его ученикам некогда было поесть.
Писателям никогда не удавалось создать убедительный образ героя. Нельзя не
согласиться с Руссо, утверждавшим, что выдумать евангельскую историю было
невозможно. По мнению Гёте, "все четыре Евангелия подлинны, так как на всех
четырёх лежит отблеск той духовной высоты, источником которой была личность
Христа и которая является божественной более, чем что - либо другое на земле."
Древнееврейский язык к тому времени превратился в литературный. Для разговоров
же обычно пользовались арамейским наречием. Именно его Христос употреблял,
беседуя с народом. Об этом свидетельствуют арамейские слова и выражения,
сохранившиеся в Новом Завете.
В своей проповеди Иисус прибегал к традиционным формам священной библейской
поэзии. Нередко слова его звучали величественным речитативом, напоминая гимны
древних пророков. Кроме того, он следовал приёмам книжников: выражался
афоризмами, ставил вопросы, не пренебрегал и логическими выводами. Особенно
любил Иисус примеры из повседневной жизни - ПРИТЧИ. В них наиболее полно
Запечатлелось его учение.
Притчи были издавна известны в Израиле, но Иисус сделал их основным способом
выражения Своих мыслей. Он обращался не к одному интеллекту, а стремился
затронуть всё существо человека. Рисуя перед людьми знакомые картины природы и
быта, Христо нередко предоставлял своим слушателям делать выводы из Его
рассказов."
(Александр Мень; "Сын Человеческий"; Москва; "Протестант"; 1992год)


Рецензии