Неведомые дали

«Нас зовут неведомые дали,
И они нам не дадут пропасть!..»
Сергей Таратута


Это как удар хлыста по крупу застоявшегося коня… Рывок и конь под цоканье копыт выносит седока из тесного и душного двора конюшни в поле в запахи трав, цветов и земли… Но только это происходит не здесь, а там на просторах неведомого мире, в  неведомых далях… Это короткое эссе об одной из редчайших особенностей лирики Сергея Таратуты. Снова очередное стихотворение талантливого поэта заставило оторваться от текущих дел, мыслей и взяться за перо, чтобы разобраться с возникшим чувством и привести себя в душевное равновесие…

Так действуют на душу и воображение некоторые стихи Сергея Таратуты, отличающиеся особой выразительностью поэтического языка, образностью и глубоким символизмом. Предметная сторона этого стихотворения крайне проста: где-то на берег моря прибой вынес закрытую черной пробкой пустую бутылку из-под виски.  Кто-то выбросил её в море с проходящего корабля. Обычный человек с неприятным чувством пройдет мимо этого стеклянного мусора, выброшенного волнами на пляж.  Во времена экологической опасности такие находки довольно тривиальная вещь. В уникальной же памяти поэта -  это не мусор, это  сокровищница человеческого духа -  такая  обычная картина запечатлится навсегда, особенно, если в этот момент была рядом красивая и любимая женщина.
Где-то в подсознании поэта эта пустая бутылка вместе с другими поэтическими образами будет лежать много лет до тех пор пока не пробьет её час Х и какой-то случайный эпизод, какая-то ассоциация или рюмка хорошего виски, выпитая за дружеской беседой, не напомнит об этом переживании одной-двумя  строками нового готового проклюнуться стихотворения.
Так у него бывает почти всё время. Этот образ станет воспоминанием, но претерпит удивительную метаморфозу. Она станет средством связи, который раньше  в критических случаях  с надеждой на чудо использовали моряки и путешественники. Во многих  романтических историях с кораблями, морскими приключениями присутствует такая бутылка с трудно читаемой запиской. «Дети капитана Гранта» Жюля Верна  многие читали или видели эту историю в кино.

Такое чудо произошло совсем недавно в марте 2024 года, когда гейзер вдохновения поэта выбросил на поверхность эти удивительные строки:

В пустой бутылке из-под виски,
Что ночью выбросил прибой,
Под черной пробкой нет записки -
В нас не нуждаются с тобой.

Свои бы нам координаты
Вложить в бутылку - есть резон,
Чтобы отливом в час заката
Снесло ее за горизонт.

А там и небеса под боком.
Ее заметят с высоты.
Они поймут, как одиноко
Жить на земле таким как ты!

21.03.2024г.

   Таратута рассказывает здесь очень грустную историю, такие истории - это его главное амплуа, главный настрой его лирики. Он постоянно, хотя таких встреч в его творческой биографии было очень, очень много,  ждёт приглашения на праздник общения с любителями поэзии, любителями его удивительной лирики, но… «под черной пробкой нет записки - в нас не нуждаются с тобой».... Найдя эту бутылку  и увидев, что она пуста, поэт понимает: здесь в нём не нуждаются - и эта бутылка не призыв о помощи и не приглашение на творческий вечер, а просто мусор. Но он не хочет, не может принять этот прозаический факт.
Много лет уже общаюсь с Сергеем Таратутой и знаю, он постоянно ждёт такого голоса, такого призыва -  со своими стихами он готов ехать, плыть, лететь по первому зову куда угодно - только позовите, -  но пока без него обходятся. Он знает, что его стихи целебны для страдающих, ждущих живого слова людей и он как доктор Айболит готов ехать куда угодно, чтобы помочь  им пробудиться и вырваться из болота повседневности.
Он знает, как помочь этим несчастным, зовет их в неведомые дали, которые не дадут им пропасть… Надо только проникнуться чувствами поэта, хлестнуть плеткой своё застоявшееся и погрязшее в суете тело и мозги и вырваться на простор к запахам цветов и земли..  Однако, не в этот раз - эта бутылка из-под виски пуста…. Всего четыре стихотворные строки, но за ними драма поэта, драма нашей жизни - как емок поэтический язык!

Сразу скажу - неведомые дали это не поэтический образ чего-то неясного, постоянно ускользающего, недостижимого. Стих с пустой бутылкой яркий пример суггестивных образов, которые часто используются в русских народных сказках  - сказка ложь да в ней намёк добрым молодцам урок.. Это очень редкий, но мощный литературный прием,  сильно воздействующий на воображение, вызывающий яркие эмоциональные переживания и обогащающий миропонимание читателя. Таратута мастер такого стиха, во многих его известных шедеврах присутствуют  будоражущие душу намёки. Он очень хорошо владеет этой техникой стиха, хотя нельзя сказать, что делает это сознательно -  таков дар у  поэта. На мой взгляд, придумать такие образы невозможно, они должны быть продиктованы поэту кем-то сверху.
Целебные возможности хорошей поэзии подтверждаются современной психологией. Сейчас суггестивные образы в  виде различных техник внушения и самовнушения широко используют психотерапевты. На этой основе для  лечения различного рода душевных заболеваний возникло новое направление  психологии,  суггестивная психология.
Кроме суггестивных образов талантливые поэты часто используют символ грёзы, намекая и  напрямую указывая на  истоки творчества и поэтического вдохновения.  Рудольф Штайнер в нескольких своих лекциях рассказывает что такое грёза и как она действует на психику человека, как пробуждает сознание.  Исследовал это явление в статьях «Лекарство для души», «Принцесса Грёза» и др.. Грёзой называется состояние вдохновения, своеобразный транс, в котором создаются самые талантливые лирические произведения.


Однако, история не закончена, поэт не горюет и не сдается:  раз представился такой случай  - а он верит в чудо  - Сергей хочет использовать эту бутылку-капсулу для отправки сообщения на тот свет, где уже давно обретаются его любимые родители, герои многих его лирических стихов. Этот мистицизм, эта вера в невозможное одна из характерных черт его лирики, которая очень близка и моему характеру. Во многих стихах такой направленности он как бы намекает нам на существование другой реальности и на её связь с физическим миром, где мы после рождения находимся и развиваемся.
В творчестве Сергея Таратуты мистическая лирика возникла благодаря ранней смерти его мамы, актрисы Центрального театра советской армии Людмилы Михайловны Фетисовой. Талантливая и очень красивая была мама Сережи, но оставила его в 37 лет, когда мальчику было четыре года. Малышу тогда сказали, что мама уехала в «командировку»…  Однако во взрослой жизни у поэта и у его близких знакомых женщин было постоянное мистическое чувство, что она сопровождает и ведёт его по жизни. Вот и в этом стихотворении, веря в существование этой связи, поэт обращается к своим родителям, хочет послать им в бутылке свои координаты и сообщает о своём сиротстве на этом свете… И не только маме и отцу, но и всем любившим и помогавшим когда-то небожителям.
Стихотворение «В пустой бутылке из-под виски» показывает, как работает дух в личности одаренной поэтическим талантом. Была эта бутылка выброшена прибоем на берег или нет теперь уже не важно, а сколько чувств, мыслей и символов породил её поэтический образ, сохранившийся в сознании поэта. И как причудливо они соединились  в хитросплетении слов и смыслов  этого шедевре и как гениально  проявили себя, воздействуя на читателя и заставляя в свою очередь чувствовать, думать и сопереживать художнику слова. Сколько загадок таится в человеке и сколько гениев пытались её разгадать, но удовлетворительного ответа на эти многочисленные вопросы пока нет...
 
Я в своем творчестве часто мистифицирую, обращаюсь к эзотерическим знаниям, знаком с духовной наукой, говорящей о существовании духовного мира и рассказывающей о том, как он устроен, и о связях человека с этим миром. Это позволяет мне сказать о правильности намеков поэта, желающего указать нам  главный путь духовного развития человека, указать на место истинного искусства в этом развитии. Это уже не земные поля-лужайки, цветы и травы, это уже совсем другие горизонты. И следуя этим духовным импульсам поэзии  Таратуты можно начать путешествие, для которого не хватит и целой жизни человека.
Поэзия высшая форма искусства, но это не Священное писание, не описание тайных доктрин теософии, не учебник психологии, однако для подготовленного читателя она может послужить уникальным инструментом познания сущего, развития души и сознания. Иосиф Бродский, по откровениям  которого я уже многие годы исследую поэтическое искусство, называл его  нашей видовой целью… Стихи Таратуты могут дать много пищи для размышлений на эту тему, и  стихотворение «В пустой бутылке из-под виски» тому хороший пример.


Рецензии