Поэты каются всей силой
В стыде не опуская глаз..
Так, словно, стоя над могилой
Самих себя,
в полночный час.
Их голос громок, грех повсюду
Стремится до' сердца достать,
Но только зря, они не будут
Курс направления менять ..
Их "книгу скорбных песнопений"*
Читает грешный, падший мир,
И опускаясь на колени
Пьёт покаянья эликсир.
"Книга скорбных песнопений" армянского святого Григора Нарекаци ( поэта, богослова- философа) является мировым шедевром покаянной поэзии.
Свидетельство о публикации №124040204348
строки Ваши - знаю по личному опыту, что в труде покаяния и в стихописательском поиске есть много общего. Ведь никто не идёт к батюшке под епитрахиль без глубинного "проживания" самого себя "в греховной части". И покаянный текст не сложится ни в голове, ни в сердце, если слеза не "торкнет" от жалости к себе и ненависти к своему греху.
У священника Алексия Тимакова есть замечательное эссе по теме "Таинство Второй благодати" -
http://stihi.ru/2023/12/18/4595
"...Необходима наша решимость: прийти и встать перед Богом, и открыться Ему: “Господи, помоги!”. Здесь совершается таинственное действие Божие. Бог встречает меня во всей моей... негожести. И исцеляет меня от моей скверны, которую я представляю Ему своим добрым волеизъявлением. Если не будет моей искренности, то не будет покаяния.
Становясь на путь покаяния, очень важно помнить, что нет такого греха, который Господь не сможет простить. Отчаяние в исправлении — это хитрый бес, парализующий мою духовную активность, это — неверие в силу Божию и веру Бога в мое обновление, даже, несмотря на то, что я продолжаю грешить.
Исповедь есть то, что накипело, в ней человек изливает душу. Но означает ли это, что исповедь — чисто спонтанный акт, что к ней нельзя готовиться, иначе она потеряет свою непосредственность? — Конечно, если у человека, в какой-то мере приобщившегося к культуре исповеди внезапно возникает видение какого-то своего греха, то он старается как можно скорее этот грех избыть в покаянии. Но, в общем, к исповеди, безусловно, нужно готовиться. Если, подходя к священнику, приближаясь к Кресту и Евангелию, я не проживу в сознании своём тот участок жизни, за который исповедуюсь, моё покаяние наверняка будет поверхностным. А когда я специально готовлюсь и серьезно вдумываюсь в свою жизнь, то оказываюсь способен раскрыть, показать все потаенные уголки своей души. Авва Антоний Великий говорил: “Великий подвиг для человека — раскаяние в грехах и ожидание искушений до последнего издыхания”.
Поразительно, Лидия,
что всё сказанное батюшкой, плотно и без "морщинок" ложится на стихописательскую парадигму: в прозе автор может спрятаться за спину своего героя, а в Поэзии автор всегда и есть "ЛГ", а если придуман, то читатель моментально это почувствует. Священники чувствуют, когда исповедь от души, а когда - от головы, чтобы разрешение "на причастие" получить...
Спасибо за адресную строку -
обязательно найду и послушаю в
новогоднюю паузу перед Сочельником,
но лучше бы - ПОЧИТАТЬ,
_
Книга скорбных песнопений
пер. Маргариты Дарбинян-Меликян и Лены Ханларян; читает Олег Маленко)
Анатолий Евстафьев 26.12.2024 17:58 Заявить о нарушении
застревает в горле хрипотца -
между мной и Богом - только ухо
да прищур духовного отца.
Накануне вызрел понемногу
стыд и страх с собой наедине,
и вопрос: что рассказать мне Богу -
Он и так всё знает обо мне...
Надо. Знает. Внутренне и внешне.
Но молчит пока что по счетам.
Ждёт, не буду я, отпетый грешник,
прятаться Адамом по кустам.
Чем стыдней, тем исповедь короче,
чем страшней, тем больше жажда жить...
Помоги мне, терпеливый отче,
вслух свой страх и стыд проговорить.
*
Господи, прости и помилуй,
Анатолий Евстафьев 26.12.2024 18:01 Заявить о нарушении