Берегитесь всякого рода жадности

«БЕРЕГИТЕСЬ ВСЯКОГО  РОДА ЖАДНОСТИ».

ДЕНЬГИ, имущество, престиж, высокооплачиваемая работа, семья — для большинства людей все это служит показателем успеха и гарантией стабильности в будущем. Как в богатых, так и в бедных странах многие люди сосредоточены на достижении материального благополучия. В то же время их интерес к духовному — если он вообще есть — стремительно угасает.

Именно это предсказывалось в Библии. В ней говорится: «В последние дни наступят необычайно трудные времена. Ибо люди будут самолюбивыми, любящими деньги... любящими удовольствия, но не любящими Бога, имеющими вид преданности Богу, но отрекающимися от её силы» (2 Тимофею 3:1—5). Живя среди таких людей, христиане изо дня в день борются с тем, чтобы не пойти на поводу у этого мира с его мышлением и стилем жизни. Что поможет нам противостоять его попыткам «втиснуть... [нас] в свои рамки»? (Римлянам 12:2, перевод Филлипса).

Иисус Христос, «Предводитель и Усовершитель нашей веры», не оставил нас без должного руководства (Евреям 12:2). Однажды, когда он объяснял людям важные духовные вопросы, один человек прервал его, обратившись с просьбой: «Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство». В ответ Иисус дал этому человеку, а заодно и всем, кто его слушал, серьёзный совет. Он предостерёг против жадности и привёл поучительный пример. Давайте внимательно рассмотрим, что сказал Иисус, и подумаем, какую пользу нам принесёт применение его совета (Луки 12:13—21).

НЕУМЕСТНАЯ ПРОСЬБА.

Перед тем как этот человек обратился со своей просьбой, Иисус говорил ученикам и другим людям о необходимости остерегаться лицемерия, иметь мужество, чтобы признать единство с Сыном человеческим, а также о помощи святого духа (Луки 12:1—12). Это, безусловно, были важные вопросы, к которым ученики должны были отнестись со всей серьёзностью. И вот когда Иисус говорил о таких важных вещах, этот человек неожиданно прервал его и попросил рассудить возникшие между ним и его братом разногласия по поводу имущества. Из этого случая мы можем извлечь важный урок.

В одной книге говорится, что «часто характер человека можно определить по тому, куда устремляются его мысли, когда он слушает религиозное наставление». В то время как Иисус говорил о важных духовных вопросах, обратившийся к нему с просьбой человек, по всей видимости, думал о том, как извлечь для себя материальную выгоду. Было ли у него законное основание для претензий, не сказано. Возможно, чтобы решить дело в свою пользу, он хотел опереться на авторитет Иисуса, который был известен своей мудростью (Исаия 11:3, 4; Матфея 22:16). Как бы там ни было, просьба этого человека выявила проблему в его сердце — он недостаточно ценил духовное. Не стоит ли и нам исследовать своё сердце?

Какой бы ни была причина, побудившая этого человека обратиться с такой просьбой, Иисус не стал её выполнять, сказав: «Человек, кто назначил меня судить вас?» (Луки 12:14). Этими словами он напомнил, что для решения таких вопросов, согласно Моисееву закону, в городах были назначены судьи (Второзаконие 16:18—20; 21:15—17; Руфь 4:1, 2). К тому же Иисус был сосредоточен на более важном — он рассказывал людям истину о Царстве и объяснял им волю Бога (Иоанна 18:37).

ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ЖАДНОСТИ.

Поскольку Иисус мог распознавать самые глубокие побуждения сердца, он понял, что за просьбой человека вмешаться в дела его семьи стоит нечто более серьёзное. Поэтому он не просто отклонил просьбу человека, но указал на суть проблемы, сказав: «Смотрите, берегитесь всякого рода жадности, потому что даже при изобилии всего жизнь человека не зависит от того, что он имеет» (Луки 12:15).

Жадность — это не просто желание иметь деньги или какие-то вещи, ведь сами по себе они могут быть полезны. Один словарь определяет жадность как «алчность, стремление удовлетворить непомерные, ненасытные желания». Жадный человек страстно желает обладать какими-то вещами, возможно принадлежащими другому, просто ради того, чтобы их иметь. При этом ему неважно, нужны ли они ему и как их приобретение затронет других. Такой человек позволяет, чтобы желание обладать чем-либо завладело его мышлением и поступками настолько, что предмет его вожделений, по сути, становится для него богом. Вспомним, что апостол Павел приравнивал жадного человека к идолопоклоннику, который не наследует Царства Бога (Эфесянам 5:5; Колоссянам 3:5).

Интересно, что Иисус предостерегал от «всякого рода жадности». Жадность может принимать разные формы. В последней из Десяти заповедей упоминаются некоторые из них: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17). В Библии есть много примеров, показывающих, как из-за жадности люди совершали тяжкий грех. Сатана был первым, кто пожелал того, что принадлежит другому,— а именно славы, чести и власти, которых достоин только Иегова (Откровение 4:11). Ева захотела сама решать, что добро и что зло, и поддалась обману, из-за чего человечество вступило на путь греха и смерти (Бытие 3:4—7).

Некоторые ангелы, ставшие демонами, перестали быть довольными «своим первоначальным положением» и «покинули подобающее им жилище», чтобы получить то, на что у них не было права (Иуды 6; Бытие 6:2). Вспомните также Валаама, Ахана, Гиезия и Иуду Искариота. Они перестали довольствоваться тем, что имели, и позволили, чтобы в их сердце развилось ненасытное желание иметь больше. Это привело к тому, что они злоупотребили своим положением и навлекли на себя беду.
Очень уместно, что своё предостережение против жадности Иисус начал словом «смотрите». Почему? Потому что легко увидеть жадность в другом человеке, в себе же её заметить труднее. Однако, как отметил апостол Павел, любовь к деньгам — это «корень всего злого» (1 Тимофею 6:9, 10). Ученик Иаков объяснил, что неправильное желание, «когда оно зачнёт, рождает грех» (Иакова 1:15). Поэтому, следуя предостережению Иисуса, мы должны «смотреть» — но не на других, чтобы оценивать их, а на себя, чтобы распознавать истинные желания своего сердца и остерегаться «всякого рода жадности».

ОТЧЕГО ЗАВИСИТ ЖИЗНЬ?

Есть ещё одна причина, по которой нужно остерегаться жадности. Заметьте, что Иисус сказал: «Даже при изобилии всего жизнь человека не зависит от того, что он имеет» (Луки 12:15). Над этим стоит задуматься в наш материалистический век, когда счастье и успех зачастую отождествляются с изобилием и процветанием. Этими словами Иисус показал, что смысл жизни и удовлетворение в ней не зависят ни от имущества, ни от его количества.

Однако некоторые с этим не согласятся. Возможно, они рассуждают так: материальное делает жизнь более комфортной и приятной, а значит более полноценной. Поэтому они отдают свои силы достижению материального достатка, чтобы у них была возможность приобретать всё, что им захочется,— любые вещи и технические новинки. По их мнению, именно в этом и заключается благополучие. Но рассуждая таким образом, они упускают нечто важное, о чем говорил Иисус.

Иисус говорил не о том, правильно или неправильно жить в изобилии, а о том, что жизнь человека не зависит от «того, что он имеет». Все мы знаем, что для жизни нужно немногое: пища, одежда и крыша над головой. У богатых всего этого в изобилии, а бедным тяжким трудом приходится добывать самое необходимое. Однако, когда те и другие умирают, различие между ними исчезает — им уже ничего не нужно (Екклесиаст 9:5, 6). Поэтому, чтобы жизнь имела смысл и настоящую ценность, она не должна вращаться вокруг вещей и их приобретения. Эта мысль становится ещё яснее, если рассмотреть, что подразумевал Иисус под словом «жизнь».
В Евангелии от Луки в высказывании Иисуса «жизнь человека не зависит от того, что он имеет» под словом «жизнь» (греч. зои) подразумевается не образ или стиль жизни, а сама жизнь — жизнь в абсолютном смысле.

Иисус имел в виду, что, богаты мы или бедны, живём в роскоши или едва сводим концы с концами,— не всегда зависит от нас, сколько мы проживём и даже будем ли живы завтра. В Нагорной проповеди Иисус сказал: «Кто из вас, беспокоясь, может продлить свою жизнь хотя бы на один локоть?» (Матфея 6:27). Библия ясно показывает, что только Бог является «источником жизни» и только он может дать верным людям «истинную жизнь», «вечную жизнь» — жизнь без конца либо на небе, либо на земле (Псалом 35:10; 1 Тимофею 6:12, 19).

Из слов Иисуса видно, насколько распространено среди людей неверное, искажённое представление о жизни. Как богатые, так и бедные — все несовершенны, и у всех одна участь. Ещё в древности Моисей сказал: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Псалом 89:10; Иов 14:1, 2; 1 Петра 1:24). Поэтому те, кто не развил близких отношений с Богом, нередко начинают думать как люди, чьё мышление Павел описал так: «Давайте есть и пить, ибо завтра умрём» (1 Коринфянам 15:32). Другие, осознавая, что жизнь скоротечна и изменчива, ищут уверенности и стабильности, приобретая материальные блага. Возможно, им кажется, что если у них будет много материальных, осязаемых вещей, их жизнь будет более стабильной. Поэтому они работают с утра до вечера, стремясь накопить богатство и имущество, от которого, как они ошибочно полагают, зависит стабильность и счастье (Псалом 48:7, 12, 13).
 
СТАБИЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ.

Если у человека более высокий уровень жизни — изобилие пищи, одежды, хорошее жилье и многое другое,— то, возможно, он живёт более комфортно, может позволить себе более качественное медицинское обслуживание и, таким образом, на несколько лет продлить свою жизнь. Но можно ли сказать, что такая жизнь более осмысленна и стабильна? Истинная ценность жизни не измеряется её продолжительностью или приобретённым имуществом. Апостол Павел указал, что опасно переоценивать значение всего этого. Он писал Тимофею: «Богатым в нынешней системе вещей повелевай не надмеваться умом и надеяться не на изменчивое богатство, но на Бога, который обильно предоставляет нам всё для наслаждения» (1 Тимофею 6:17).

Надеяться на богатство неразумно, потому что оно «изменчиво». Патриарх Иов был очень богатым человеком, но когда на него обрушились несчастья, богатство не помогло ему — в одночасье он лишился всего. И только крепкие взаимоотношения с Богом помогли ему перенести все беды и испытания (Иов 1:1, 3, 20—22). У Авраама было много имущества, но это не помешало ему принять от Бога непростое задание. В итоге он был благословлён и стал «отцом множества народов» (Бытие 12:1, 4; 17:4—6). Примеры этих и других служителей Бога достойны подражания. Всем нам — и молодым, и пожилым — нужно исследовать себя, чтобы определить, что в нашей жизни самое важное и на что мы возлагаем свои надежды (Эфесянам 5:10; Филиппийцам 1:10).

Слова, сказанные Иисусом о жадности и о правильном взгляде на жизнь, действительно заслуживают внимания и поучительны.


Рецензии