Жауме Кабре Зимний путь
"– Музыка для меня - путь к счастью. А я уже давным-давно не чувствую себя счастливым, выходя на сцену. И сегодня…
– Да кто тебе сказал, что в музыке есть счастье? - возмущенно перебил его Пардо. - Мне она тоже счастья не приносит, и ничего, терплю."
Но даже если вы далеки от этого вида искусства, то уж точно насладитесь слогом, удивительными сюжетными ходами, неожиданными финалами и мастерски нарисованными героями. Все рассказы написаны в разных жанрах – есть и детектив, и драма, и мистика, но в основном это, безусловно, реализм.
"Зимний путь"
Автор: Кабре Жауме
Переводчик: Гребенникова Александра
Издательство: Иностранка, 2024 г.
Серия: Большой роман (слим-формат)
Страниц: 320 (Офсет)
О чём?
Пусть вас не смущает то, что выпущена книга в серии "большой роман". На самом деле, это сборник новелл (рассказов), объединённый не столько случайными второстепенными персонажами или незначительными вроде бы деталями, сколько... музыкой.
"Не важно, откуда ты выходишь. Тоники не существует. И тема, и ее развитие – всего лишь мираж… Музыка всегда звучит не так, как ждешь."
Музыка начинает звучать на страницах книги буквально с самого первого рассказа о пианисте ("Посмертный опус") и до самого последнего, замыкая круг. Причём мы слышим не только "Зимний путь" Шуберта или "Финляндию" Сибелиуса, нет, там мы встретим даже песни рок-музыкантов, а одним из героев будет сам Бах в последний день жизни (рассказ "Сон Готфрида Генриха").
Что понравилось?
Буквально всё. Поясню. За что я люблю малую прозу и сборники рассказов, так это за то, что здесь вы обязательно сможете найти для себя хотя бы один шедевр, перл. Какой-то рассказ понравится меньше, а какой-то запомнится очень надолго. И в этом огромный плюс таких вот сборников, на мой взгляд.
Содержание:
Посмертный опус
Завещание
Надежда в руках
Пара минут
Пыль
Глаза как бриллианты Сон Готфрида Генриха
Я помню
Finis coronat opus
Баллада
Паф!
Свист
Переговоры
Winterreise
Эпилог
Лично мне вся книга кажется большой вариацией маленького виртуозного рассказа "Пара минут", когда повествование перескакивает от одного героя к другому, будто мы следим глазами за большой сценой, на которой действие перехватывают друг у друга разные персонажи, чтобы в конце вернуться в исходную точку.
Удивителен и прекрасен абсолютно книголюбский рассказ "Пыль", в котором служанка, стирающая пыль с фолиантов, становится музой и любовью старого собирателя книг, который ищет самые непопулярные и забытые книги и своим чтением возвращает им жизнь. Потому что
"Нет смерти страшнее, чем забвение" и
"Если произведение хорошо написано, между его строк живет создавший его человек."
Надо ещё сказать, что по крайней мере одна из книг его коллекции упоминается в трёх других рассказах. Интрига?
Рассказ из "Золотого века Нидерландов" о беспощадном охотнике за богатством и наивной девице оборачивается в конце неожиданным финальным аккордом ("Глаза как бриллианты"). Интересно, что портрет Рембрандта, который в этом рассказе только что написан, мы встретим ещё раз уже в музее – совершенно в другом рассказе.
А современный "Finis coronat opus" за ложными отсылками к Писанию и пространными рассуждениями о рок-музыке скрывает безумие и жестокость. Этот рассказ напомнил мне некоторые рассказы из сборника "Кубики" М.Елизарова.
Не менее страшными для меня оказались рассказы "Паф!" и "Я помню", особенно последний, описывающий жестокий нацистский эксперимент времён Второй мировой и его ужасающие последствия для героя, имя которого Исаак (и это важная деталь, определяющая судьбу).
"Из непонятного стыда он дождался, когда кашель утихнет и наступит тишина, приличествующая великим минутам. И выстрелил, сорок лет спустя после того, как впервые закашлялся, в надежде, что горе уже никогда не причинит ему боли."
Рассказ "Надежда в руках" звучит совершенно пронзительной нотой: здесь и ожидание, и любовь, и неоправданная жестокость по отношению к заключённому в тюрьму создателю органов ( орган его работы мы встретим потом в другом рассказе).
"Не одна только смерть, но и вновь дарованная жизнь может оказаться немыслимо жестокой".
Вообще эта перекличка, когда в разных рассказах упоминается то или иной музыкальное произведение, та или иная книга и её автор, то или иное событие, делает сборник единым текстом, удивительным образом выстраивает наше восприятие так, что весь мир становится одним, все времена соединяются в одну ткань: современность и средневековье, самые разные города разных стран и континентов, и, конечно, музыканты и их слушатели.
"— Ты играл великолепно.
— Я умирал великолепно."
Не могу не сказать о качестве издания: сделана книга с любовью. Держать её в руках чрезвычайно приятно. И вот ещё что замечу: книжка вроде бы по объёму совсем небольшая, но как же "густо" она написана! Ощущение такое, что читала её долго, основательно, провела с автором целую жизнь! Очень люблю такое.
Что не так?
Для меня всё идеально. Даже не знаю, кому может не понравиться эта книга. Я не пишу о каждом рассказе не потому, что не все понравились, просто хочу и вам оставить простор для собственного впечатления.
Свидетельство о публикации №124033107412