Моя новая книга СОЛЬ и МЁД
О, Гиацинт, любимец Аполлона,
цветком душистым ты вошёл в мой дом.
Твоя любовь не понесла урона,
и Аполлону служим мы вдвоём.
Ты, белокурый, я, седая жрица,
мы пара интересная в ночи.
Ваяем мы стихи, и нам не спится,
в руках звенят кастальские ключи.
14 марта 2024
* * *
Какая ночь!..
Свеча танцует в темноте,
как слёзы, буквы на листе.
И котики мои не спят –
играют, ластятся, мурчат.
И гиацинт распахся вширь,
у изголовия Псалтырь
преображается движением одним
в пифийский гимн…
14 марта 2024
РЕКВИЕМ
Прощай, клавиатура! Мы с тобой
стихов и прозы много наваяли.
Но страшный Хронос дал тебе отбой,
прислужники его упокояли
тебя, вложив в объёмистый пакет
и отнеся в помойный бак, понятно.
С тобой работать было мне приятно.,
а вечного на этом свете нет.
14 марта 2024
14 марта 2024 г. Боюсь писать об этом чуде – вдруг напишу, и оно кончится. Но написать надо. Потому что это не эфемерида какая-то, которую можно объявить галлюцинацией. Чудо связано с нашей квартирой в Перово и началось сразу после ухода Серёжи. Дело в том, что за эти пять лет я ни разу не оплачивала электричество на перовской квартире: там всегда положительный баланс (две с лишним тысячи рублей). Я уверена: это Серёжа помогает. Вот так-то, скептики.
_______________________________
Мне не нужен был трах. Не нужны были все эти ***, эта грязь, мерзость и антисанитария. Мои молодёжные романы – сплошное горе. Хорошо, что быстро подвернулся Серёжа, да ещё с жилплощадью, хорошо, что Серёже довольно быстро обломали блуд.
* * *
Чёрную землю в белый горшок
бережно я насыпаю.
Я посажу сюда новый цветок –
шаг к заповедному раю.
Будет цветок воздух пить, зеленеть,
радость – узорные листья.
Я не хочу, не хочу больше петь
метафизических истин.
14 марта 2024
___________________________
Всю жизнь месячные были для меня настоящим бедствием. Я просто истекала кровью. Никакие прокладки не спасали, всё бельё было в крови, и нательное, и постельное. Я свыклась с мыслью, что однажды ночью усну, истеку кровью и умру. Но я не умирала. Однако, как мой организм справлялся с такой кровопотерей, я не понимаю.
____________________________
Как хороша цветочная плоть. Свежа, прохладна, благоуханна, прекрасна. Увядает – высыхает, не гниёт, не смердит. Человеческое мясо отвратительно.
_________________________________
Я думала, что хочу стать биологом, орнитологом – ходить по лесам и наблюдать за птицами. Но мне для начала предложили изучить строение ланцетника. Я отказывалась понимать, что здесь есть связь. Но после школы пошла работать лаборантом в Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии человека Академии Наук СССР. И что? Резали мышей, они пищали, мне говорили, им не больно, мол, наркоз, а я не верила. Был там кот, которому в голову был вставлен металлический штырь. Через этот штырь пускали ток. У меня был такой шок, что я прокляла всю науку разом.
______________________
Раньше мне снились интересные осмысленные сны. Один я до сих пор помню. Двое молодых красивых мужчин стояли и разговаривали, смеялись, а я стояла на некотором отдалении и смотрела на них. Вдруг на моё левое плечо легла костлявая холодная рука, причинившая мне боль. В ужасе я обернулась. За моею спиной стоял Серёжа. Я его так не воспринимала, я его любила, но это был знак, только вот что он значил? Серёжа – моя Смерть? («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».)
* * *
Кроме кисок, никто не нужен,
вот и створки смыкает дом.
Пара добрых котлет на ужин
и хороший фильм перед сном.
17 марта 2024
______________________________
Пусть все знают: «писатель» Вячеслав Лобачёв – подонок. После смерти Серёжи под Новый год он мне позвонил: «Дай мне в долг тридцать пять тысяч рублей». Я очень удивилась: у него огромный круг общения, почему он выбрал меня, одинокую вдову? Да и отдавать ему не с чего. «У меня нет таких денег», - сказала я. «Есть у тебя такие деньги!» - злобно крикнул он. Я повесила трубку. Больше он со мной не общался. Многие после ухода Серёжи стали вести себя со мной отвратительно. Просто вытирали об меня ноги. И я со всеми рассталась. И не жалею. В моём окружении были низкие, ничтожные люди, с ними нужно было распрощаться.
Русские мужики все говно. О других не скажу, потому что не знаю. Но надо было выйти замуж на американского генерала (предлагал). А я любила Серёжу, этот кусок говна. Русские женщины поумнели и всё чаще выходят за иностранцев. Даже гарем их не пугает – лучше, чем русский Вася.
Сегодня чествуют Бердяева. Я им упивалась. Он был мне настолько близок, что я в шутку называла его своим предыдущим воплощением.
___________________
Я серьёзно увлекалась гностиками. Коптские апокрифы стали настоящим откровением. Апокриф Иоанна я считала духовным шедевром, и он мне был ближе, чем весь Новый Завет.
___________________
Райским наслаждением было кино в кинотеатре на большом экране. Индейцы и ковбои, индийские красавицы, красивая западная жизнь – мы действительно уносились в мир грёз. Сейчас я очень страдаю оттого, что нет у меня больше этого счастья. Телевизор – совсем другое…
____________________________
Бог бывает не в духе и делает людям гадости.
TRISTIA
Бледные седые фонари
после угасания зари.
Как-то не похоже на весну.
Чёрный ворон канул на сосну.
Страшно в эту ночь ложится спать,
и пугает хладная кровать.
Лучше бодрствованье со свечой
в этой жуткой стылости ночной.
21 марта 2024
СУПРУГУ
Ты чем гордишься, ****ь, урод?
Тем, что ты *** везде совал?
Теперь его возьми в свой рот,
жуй, как пошлятину жевал.
21 марта 2024
____________________
У мамы на подоконнике в большом тазу была, как я говорила, пустыня Сонора в том смысле, что там жили кактусы. Два огромных, остальные поменьше. Огромные периодически цвели – великолепным одиноким цветком, который держался только сутки. Мы говорили, что эти кактусы – пейот, мы с мамой тогда зачитывались Кастанедой.
____________________
Русские классики – Гоголь, Достоевский, Толстой (ну, и, конечно, Антон Палыч, как же без него) – скучны до тошноты. И они воспитывают рабов. Как они претят моей авантюрной независимой натуре!
____________________
Декабристы – предатели родины, изменники. Давали присягу и сами её попрали. Для офицера нарушение присяги – потеря чести. По заслугам от царя получили. И мой Серёжа – предатель родины. Офицер с первой степенью секретности и одновременно – диссидент. Но эти статусы несовместны. Ты гордился, что тебя КГБ трепал? Тебе ещё мало влепили, всего лишь выговор «за притупление политической бдительности». А надо было тебя расстрелять.
22 марта 2024 г. Сегодня меня снова назвали девушкой. Молодой парень назвал. Не лесть. Хорошо выгляжу. Весна. Реально весна.
Выложила Балтину всё начистоту. И что он ноющий огрызок. Что он глупец, пренебрегающий духовным опытом человечества. Что его мирок – тухлый. Что его постоянное нытьё надоело мне хуже смерти. Озлобился, начал мстить, мол, больше о вас писать не буду. Да и хер с тобой! Обо мне писали такие люди! А твои статьи похожи друг на друга, как новобранцы на плацу. Маменькин сынок, презираю таких. Всю жизнь прожил в оранжерейных условиях. Хочет завести свинью (минипига). Да он сам вонючая жирная свинья. Пришло время нам расстаться.
МАГДАЛИНА
Толпа украла у меня Христа.
Слюнявыми губами лобызает,
подобострастно богом называет.
А я три дня назад сошла с креста.
23 марта 2024
Да, Серёжа был мне защитой. Он меня защищал просто фактом своего существования. Но и я его защищала. Вот пример. Пришли мы с ним на почту рассылать мою очередную книгу. В рюкзаке у Серёжи двадцать пять конвертов. Он стоит перед окошком оператора, а я сижу рядом на стуле. В зале пусто. И вдруг стала собираться очередь. И эта очередь стала возмущаться: «Посмотрите на этого деда! Вот так дед! У него целый мешок писем!» Я встала, подпёрла руками бока и сказала громко и злобно: «Кто вам тут дед? Это не дед, а мой муж. И я за него вам всем глотку перегрызу!» Тишина установилась действительно мёртвая и больше никто не пикнул.
Балтин пьёт по-чёрному, а потом стонет, что ему плохо, подыхаю, мол. Сколько раз я ему говорила, бросай пить, человеком станешь. А он: «Я живу только когда пью». Не хочу смотреть, как он сам загоняет себя в могилу.
24 марта 2024 г. Я из мрамора стихи высекаю. А они все – крестиком по канве.
_______________________
Когда я выросла и вышла из-под диктата матери, она была готова сбагрить меня кому угодно, даже шизофренику Андрюше, жирной вонючей свинье с нечёсаной бородой и грязными зубами. Всё-таки моя мамаша – грязная тварь.
Серёжу ненавидела, потому что боялась его. А когда я неосторожно пожаловалась ей на мужа, она ответила влёт: «Бросай! Выйдешь за Стратановского!» Я была потрясена. Стратановский – питерский поэтишко, мелкий шкет мне до плеча, уродец, крошка Цахес, пахнущий потом и дешёвым табаком, с желтыми зубами и сальной торчмя торчащей волоснёй.
________________________
Петербург – провинция. Мы римляне, а они так.
________________________
Серёжа, после того, как засунул меня в психушку и я вышла оттуда калекой, хотел меня бросить, требовал развода. Я нашла и прочитала эти письма только сейчас, все эти годы пребывала в блаженном неведении. Иуда. Что, всё-таки не бросил, не развёлся? Пошёл на поклон к своей бывшей жене Клаве, а она его отшила. Вот меня и не бросил.
Я и мать, и Серёжу возвышала до каких-то идеальных сущностей, о чём сейчас очень жалею. В моей любовной лирике, посвящённой Серёже (примерно пять сотен текстов) не реальные отношения, а такая любовь, какая должна была быть, но какой никогда не было.
__________________
Верлибры – бесхребетные стихи.
25 марта 2024 г. Я видела, как крошечный котёнок вертикально взлетает на письменный стол. Никакая наука это не объяснит. Что уж говорить о духовных мирах.
Учёные, «из говна печёные» (как мы говорили в детстве) утверждают, что, когда сооружали Стоунхендж, огромные каменные блоки доставляли на плотах, а поднимали их вертикально с помощью верёвок. Как не стыдно нести такую ахинею?! В это могут верить только безмозглые плебеи. У учёных вообще нелады с сооружениями древности. Материалистическая наука не в состоянии внятно объяснить их появление.
_______________________
Приехала как-то раз к нам в Питер Серёжина дочь Ольга с мужем и сыном. Все пошли гулять, а она осталась со мной и стала хаять отца, мол, такой и сякой. «Мой отец – исчадие зла!» - заключила она. Я ей ответила: «Да что ты! Твой отец – честный, благородный, порядочный человек». И это правда.
* * *
Что античный аэд, что мне вычурный скальд,
обещание ада и рая?
Сколько раз я башкой пробивала асфальт,
из-под спуда цветком прорастая!
25 марта 2024
Мать не давала нам с братом откровенничать с ней. Ей в голову не приходило, что у нас может быть внутренний мир. В результате потеряла нас обоих.
Я была юна, красива, умна, образованна, талантлива, верна, заботлива. А Серёжа обходился со мной просто недопустимо. Что ни день, то или скандал, или истерика. Обращался ко мне только так: «дура малохольная», «дура малограмотная», «дура ****ая». Любимыми были слова: «Убирайся жить к своей мамаше». Так почему я его не бросала? Да я его любила, я жить без него не могла! Воистину, любовь зла, полюбишь и козла.
Лада Пузыревская о поэтах: «Мы – каста». Лучше и не скажешь.
МУЗЕЙ-КВАРТИРА
Картины от пола и до потолка
умелая расположила рука,
а ноги не ходят, и выход простой:
в дому окружаю себя красотой.
25 марта 2024
Серёжа чувствовал поэзию, разбирался в ней, знал множество стихов наизусть, прекрасно их декламировал; любил французских импрессионистов и не только; любил оперу и драматический театр; много читал (серьёзных авторов); футбол терпеть не мог, любил большой теннис, сам играл. Роскошный мужчина.
_____________________
Я через тайгу ходила в школу; я спала в палатке на снегу; я ехала с рюкзаком и гитарой на тормозной площадке. Всё это за пределами реальности сегодняшних людей.
___________________
Отец Иоанн Береславский – русский Ошо.
_______________________
Презираю людей, всю жизнь сидящих сиднем на одном адресе. У меня в активе одиннадцать адресов только по прописке. Этот огромный мир так прекрасен, не можешь проглотить целиком, так хотя бы откуси кусок побольше! Я откусила.
Можно отлично разбираться в квантовой физике, но не в жизни и не в людях. Это я о матери.
* * *
Серёжа, я тебя ругаю?
Мой милый, я тебя люблю.
Я верю – нет, я точно знаю:
соединимся мы в раю.
26 марта 2024
В детстве я училась в балетной школе. В юности я занималась карате. Между тем и этим я всё время занималась спортом – лёгкой атлетикой, баскетболом, гандболом, лыжами, коньками, плаваньем. И всё время болела. С Серёжей мы занимались большим теннисом. Это мне тоже здоровья не прибавило. Так что пейте, дорогие гости, и закусывайте.
БЕТТИ
Люблю тебя, мой свет,
пусть это и погубит:
в тот миг, когда душа
покинет свой скелет,
с трудом проговорят
мертвеющие губы:
люблю тебя, мой свет,
тебя, Элизабет…
26 марта 2024
_________________________
В детстве и отрочестве я создавала тайные общества. Пыталась из ластика соорудить печать. Мечтала о настоящей. Выдавала членские билеты, вырезанные из ватмана, принесённого мамой с работы. Сокрушалась, что всё приходится писать от руки, нет даже пишущей машинки. Изобрела свой алфавит и очень бойко на нём писала.
__________________________
Я не любила так называемую «детскую литературу». Рано научилась читать и читала толстые «взрослые книги». Помню, мама часто читала вслух. Сказки Пушкина, Конан Дойля, «Пеппи Длинныйчулок». Сказки Пушкина можно было слушать каждый день, впрочем, как и «Пеппи».
_____________________
Однажды мать подсмотрела (она вообще любила подсматривать и подслушивать), как моется Джерри, и заключила: «Мальчик отлично приспособлен для жизни». Тогда я сложилась пополам от хохота, а сейчас мне не смешно. Ничего себе, у матери были понятия. К тому же впоследствии она люто ненавидела всех Джеркиных девиц. Впрочем, последняя, Рита, сумела обосноваться в материной квартире, ходила голая, кололись в открытую, умерла от передозировки прямо в ванной. Мать попала в неврологическую больницу, брата на сутки забрали в милицию, родители Риты потребовали от матери компенсацию десять тысяч рублей, короче, ужас.
Вторая половина жизни мамы была настолько ужасной (смертельная болезнь сына, мамина паранойя, бедность), что ей можно простить абсолютно всё. Можно, но не получается.
________________________
Когда мне было пятнадцать, я была совершенно одна. Но это меня не угнетало: я писала роман. Писать было наслаждением, которое я больше никогда от писанины не испытывала. Действие романа происходило в Париже, Нью-Йорке и Бомбее. Это было любовно-приключенческое произведение. Какой там «Bonjour, tristessе…»! Мой роман был и интереснее, и лучше. Но я его так никому и не показала, потому что некому было. И сгинул мой опус без вести.
____________________
Мать мне как-то сказала: «Я в молодости такая красавица была, а ты некрасивая уродилась». Ага. Приехали ко мне в 1991-ом году итальянцы брать интервью, увидели меня и ахнули: «Вы красивы, как наши кинозвёзды!»
______________________
Много нежности было в наших отношениях с Серёжей, и подходили мы друг другу идеально, и не приедались друг другу, хотя почти не расставались. Если бы не его склочный характер…
* * *
Дела давно минувших дней,
преданья старины глубокой,
написанные без затей
не юной девой темноокой…
Крылова Элла Николаевна
«СОЛЬ И МЁД»
Подписано в печать 27.04.2024 г.
Вёрстка и корректура авторские.
Дизайн обложки Александра Воловика.
Гарнитура Book Antiqua.
Тираж 5 эк
Свидетельство о публикации №124033106559
Чебоксары, "Новое Время", 2019
"Скорбные строфы" — книга о вечной любви, побеждающей смерть. Стихи, которые писались на протяжении полутора месяцев, практически каждый день после ухода их адресата из жизни, посвящены московской поэтессой Эллой Крыловой горячо любимому и незабвенному мужу Сергею Гремяко, 15 апреля 2019 года ушедшему в Вечность. Это был необыкновенный брак, необыкновенная семья с разницей между супругами в 30 лет, о которой Элла скажет поэтически точно, ритмично и емко:
Мы были заметной парой,
нас знало все Бирюлёво,
здоровались продавщицы,
соседи и почтари.
Я баловалась гитарой,
и жили мы очень клево,
исписывала страницы,
кружило нас — раз-два-три.
И вот — апрель 2019 года, печальный финал, конкретный и жестокий приговор земному существованию, которое влачим все мы:
Как не роптать на Бога и судьбу?
Я видела любимого в гробу.
И образ сей в мозгу запечатлен,
должно быть, до скончания времен.
"Скорбные строфы" — это книга прежде всего о смерти и связанных с человеческой смертью прочих переживаниях, овеянных Духом и зафиксированных в духовной плоскости. Читая, я ловлю себя на мысли о том, что этой книги покамест лучше бы не было. Лучше бы ее адресат оставался живым, ведь это не так уж и много — 82 года. Мог бы прожить еще пару десятков лет на радость любимой жене и друзьям, устраивая дружеские встречи в уютной квартире, слушая бардов в исполнении Эллы, читая вслух стихи любимых поэтов. Но Богу было угодно распорядиться иначе. Книга "Скорбные строфы" создавалась по как минимум двум причинам: во первых, чтобы оживить в сознании образ ушедшего, воскресить его в памяти силой великой любви и, во вторых, выполнить свой долг перед ним, увековечить его для сочувствующих Элле Крыловой читателей под обложкой хорошо оформленной книги: твердый цветной переплет, фотографии Сергея Гремяко в разные периоды его жизни, а также совместные фотографии Сергея и Эллы.
Элла Крылова всегда была поэтом мистическим, и это ее свойство в "Скорбных строфах" проявляется с особой силой, все ее откровения и видения о Сергее растут из твердого убеждения: "Господь тебя, конечно, принял в рай". Поэтому зримо и ярко возникает в стихах образ замечательного райского домика, где ее ждут все дорогие ее сердцу умершие:
Домишко этот заселен уже.
Серёжа там на первом этаже.
А на втором там матушка и брат.
Там наши кисы, пруд и пышный сад.
("Post скриптum")
А вот одно из главных мистических озарений Эллы, которым питается вся ее книга памяти Сергея:
Любовь такая не проходит,
а просто в Вечность переходит.
Взираешь с Неба ты, любя.
Смотрю с любовью на тебя.
* * *
Утешает чаяние томное:
мы с тобою встретимся в раю.
Надежда на эту встречу заставляет известную московскую поэтессу продолжать жить во имя Серёжиной памяти и даже — в идеале — сделать музей творчества и настоящей любви из той квартиры, которая являлась их совместным жилищем. Как человек, как женщина Элла Крылова — о том красноречиво свидетельствует ее новая книга! — необычайно сильная. Во всяком случае, именно так я ее воспринимаю. Ведь можно было уйти в запой, сломаться, бросить к черту всякое творчество… Ан нет! Божественному зову творчества даже в этой ужасной ситуации (ведь потеряла она за последние годы и маму, и брата, и любимую кошечку Александру) Элла остается верна. Конечно, книга, вышедшая спустя всего лишь два месяца после смерти Серёжи, окрашена ощущением вселенского одиночества, непроходящей тоски, порою граничащей с отчаянием:
И зачем же тянуть мне лямку
жизни вдовьей, пустой? Сломали…
Да я с радостью в землю лягу!
Но обратите внимание, читатели, что, несмотря на эмоциональный разлад, царящий в душе поэтессы, Элле Крыловой свойственна удивительная поэтическая собранность, книга о смерти и связанной со смертью мужа душевной дисгармонией становится удивительно гармоничной как явление литературы, она источает тонкий духовный свет и отличается необыкновенной поэтической цельностью:
Пишу, чтоб не сойти с ума,
я эти горестные письма,
поскольку наступила тьма
и в жизни я не вижу смысла.
А писанина кровь души
пускает, чтоб не так вскипала.
И Муза мне велит: пиши,
чтоб слезы рукопись вобрала!
Маргарита МЫСЛЯКОВА, Запорожье
Элла Крылова 31.03.2024 22:15 Заявить о нарушении