Легенда о домбре...
Курмангазы Сагырбайулы
1
Суров и грозен сидит Чингисхан рукой усы теребя,
Как явный признак того, что ему перечить сейчас нельзя.
Любые, кто скажут плохую весть, своей головой рискнут,
К тому же ещё в назидание другим рты их свинцом зальют…
Какой уже день отложен Совет- и так идёт день ото дня…
Но Джучи не едет, сердит на отца, охотой он лечит себя…
Проклятие меркетского плена, что мать избежать не смогла,
Висели над Джучей в сомнении веры в любовь и признание отца.
Всё чаще и чаще он ищет забаву в охоте, что битве сродни,
Когда испытав и судьбу, и удачу, как коршун летит по степи…
Конь мчится стрелой, клонит травы степные, звенит тетива под рукой,
Куланы всё ближе, уже хрип их слышен и стремя звенит под ногой…
Но часто бывает, судьба в том хозяйка, когда уж удача в руке,
Случается то, что приводит к несчастью: и конь, и жигит на земле…
А там под травою прячется камень и клыш по кисти скользит…
И вот уж итог- смерть пришла к Джучи хану, правую кисть отрубив.
2
Не знали нукеры, как весть Чингисхану о сыне ему сообщить,
Кому же приятно в награду за правду свинец в рот за то получить…
Но, страх оживляет и мысли, и память, ведь рядом аул есть кюйши
И вот уже скачут с надеждой отправить с известием к Хану -Улуга Джерчи…
Здесь надо сказать, что кюйши был не прост-эмир и известный в Степи,
Игрой на комузе умел он раскрыть все тонкие струны души…
И выслушав просьбу нукеров, чтоб жизни их спас на себя взяв бы весть,
Улуг Джерчи тихо ответил: -Я весть сообщу Чингисхану, как есть!
И пусть Хан услышит в мелодии звуков что я сообщу о беде…
Комуз мой расскажет, как умер Джучи и жизнь сохраню себе.
Пусть ханская воля коснётся комуза- он скажет как есть за меня,
Ведь жизнь человека нам всем не обуза, но ханская воля- крепка!
3
И вот, Улуг Джерчи- в народе Кетбуг –кюйши кипчакской степи,
Взяв в руки трехструнный тюрский комуз рукою коснулся струны…
Запел, зарыдал, словно дикий кулан комуз от умелой руки
И стоном протяжным ответил Хан на звуки о смерти Джучи…
В тех звуках и ярость охоты была, и звон тетивы, бег кулан…
Падение Джучи, и хрипы коня, и кровь от смертельных ран…
Внимательно слушал Хан древний комуз и тени мерцали в коврах…
И видел в них всё Лучезарнейших Хан с тоскою в раскосых глазах…
Исполнив свой кюй « Аксак кулан», Кетбуги омылся слезой,
Зная, что слово Хана твердо – комуз не возьмёт уж с собой…
4
Нукеры подняли комуз с ковра и прочь из шатра понесли,
Чтоб волю Великого хана они исполнить достойно могли.
Залили шанак кипящим свинцом, сожгли одну жилу струны,
Остатки свинца на кокпак нанесли и бросили где- то в степи…
И долго лежали остатки того, чьи звуки спасли людей,
Лишь редко играл в двух оставшихся струнах колючий степной суховей…
Кетбуг не смирился с потерей комуза и в память о друге своём
Решил он создать двухструнную домбру, с которой мы ныне поём!
…Такую легенду рождения домбры я слышал в казахской степи.
Домбра – код казахов, история рода, наследие жырау, кюйши!
Пояснение: Чингисхан-Великий хан Монгольской империи по национальности казах.(1155-1227)
Совет-речь идёт о Совете, на котором Чингисхан намеривался закрепить за своим старшим сыном Джучи ханом командование войсками
монголов для порабощения племён по всей территории Дешт-и-Кипчак
Джучи хан сопротивлялся этом до крупной ссоры с отцом.
Проклятие меркетского плена-речь идёт о пленении первой жены Бортэ Тэмуджина, племенем меркитов, которая была наложницей и, после освобождения, родила Джучу. Темуджин признал Джучу своим сыном.
Он ищет забаву в охоте- все чингизиды любили охоту вт.ч. и Джучи хан в то время глава улуса, занимавшую большую часть современного Казахстана.
На охоте Джута хан упал с поткнувшейся лошади и ударился головой об острый камень,а в падении заткнутым за пояс кинжалом отсёк кисть правой руки (в возрасте 40 лет).
Кетбуги (настоящее имя Улуг Джерчи)- бий, жирау, кюйши-эмир Чингисхана.Великий сказитель, автор кюя «Аксык кулан»-храмой кулан.
Кулан не парнокопытное животное подобии лошади. Занесен в красную книгу.
Комуз- Древний тюркский музыкальный инструмент, особо популярен в Киргизии.
По мнению автора, утверждение в легенде о первичности комуза перед домброй спорно, ибо прогресс в музыкальных струнных инструментов шёл от простого (одна, две и т.д. струны до 46) В этом ряду по древности домбра на первом месте и насчитывает более 4000 лет, являясь прародительницей всех подобных инструментов.
В советское время была вскрыта могила Джучи в которой обнаружен был скелет Джучи с глубокой раной на черепе и с отсеченной правой кистью руки.
Свидетельство о публикации №124033105603