По конкурсу - Совесть

http://stihi.ru/2024/02/22/3622 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2024/03/31/2668 - Итоги конкурса

В конкурсе приняло участие 40 авторов нашего сайта и еще 8 членов судейской команды, представивших внеконкурсные произведения. Заявки собрались довольно быстро, видимо, тема конкурса понравилась. Вспомним его задание: «Требуются стихи, содержание которых помогает понять значение и смысл непростого понятия  «совесть». Каким способом сделает это автор в своем произведении - не важно. Важно содержание стихов. Жанр - философская поэзия и рассказы в стихах, раскрывающие заданную тему».

Прежде, чем рассматривать работы участников, хочу поделиться с вами своими размышлениями.

Слово «совесть» или Со-Весть - в своем изначальном понимании несет в себе религиозный  смысл. Весть - это атрибут одной из ипостасей Бога - Бога-Сына. Слышать в себе голос совести значит находиться в единстве и действовать СОвместно с Богом, слышать Его и следовать Его наставлениям, переживать из-за своего несоответствия (неподобия») Богу. Таково изначальное значение русского слова «совесть», которого практически нет ни в одном европейском языке. Английское conscience, французское conscience, немецкое Gewissen - это немного другие по смыслу слова, обозначающие скорее «сознание» или психический процесс, вызывающий работу сознания - никакого религиозного подтекста в тех словах нет. В разборе стихов участников я буду отталкиваться от значения нашего старославянского СоВесть и рассматривать разные примеры проявления этой таинственной силы внутри нас, которые запечатлели участники конкурса в сюжетах своих стихов, совершенно не обязательно написанных на религиозную тему.

Далеко не все способы раскрытия этой темы мне понравились.

Во-первых, не во всех стихах  заданная тема была раскрыта. Стихи должны были иллюстрировать смысл этого слова, а не просто упоминать его в тексте, написанном по другим темам. Иногда хорошо начавшийся сюжет оказывался не раскрытым, обрывался, сосредотачиваясь на других темах. Как, например, здесь:

10. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. ГЕННАДИЙ ВЕРШИНИН

Вечер, улица Чехова, Русское поле,*                *Микрорайон в Таганроге
Я иду по аллее, деревья в снегу,
И позёмка кружит на безбрежном просторе,
В моей памяти лица, что вспомнить могу.

Много здесь пережил и не меньше увидел:
И безвременья годы, потерю друзей,
Всё здесь стало родным, как святая обитель,
Это я ощущаю с годами острей.

Прожитое читаю, как личную книгу,
Представляю его как отчёт небесам.
Отношение к совести — вот где интрига
И критерий оценки,  судья себе сам!

На самом интересном месте «отношение к совести - вот где интрига и  критерий оценки» стихотворение заканчивается, так ничего и не поведав нам ни о том, как автор понимает совесть, ни о том, что именно его мучит в городе юности. Потому и не было отобрано судьями.

Во-вторых, не удачным подходом к теме мне показались сюжеты с доказательствами   собственной правоты наперекор имевшимся сомнениям. По моему внутреннему ощущению, наиболее правильный путь раскрытия данной темы - обращение персонажа к самому себе, поиск изъянов своей души, а не самооправдание, рассказ о том, что сам персонаж не считает поводом для сожаления.

21. СОВЕСТЬ. АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВ-МАРТ

Совесть. Это слово мне знакомо,
С детства говорилось невзначай
Бабушкой, как я ушел из дома:
«СОвестись, малец, и не серчай».

А потом мне мама говорила:
«Совесть поимей, ты ей не враг.
Ведь она же сына подарила»,
Но судьба не ОСВЕТИЛА брак.               

Вот по жизни встретил незнакомку,
У неё дитё и у меня,
Но как будто повстречал девчонку
Из того небесного огня.

Всё срослось, и мы живем поныне
С совестью, да и с судьбой в ладу,
Ну, а кто по жизни камень кинет,
Ангелы с небес к нам снизойдут.

Помимо неудачи в раскрытии темы, здесь мне еще не особо нравится язык (упрощенная, народная лексика в авторской речи, неидеальное построение отдельных предложений) и смысловая ошибка в выборе слова «освЕтила брак» - имелось в виду освЯщение брака (от святость, а не от свет). Напрягла и вся эта фраза в целом: «СУДЬБА не осветила брак». Если автор в тексте использует христианскую терминологию (ангелы, святость, небесный огонь), то причем тут тогда языческое «судьба» вместо «Бог»?

В-третьих, неудачным выбором стихотворения для данного конкурса являются сюжеты с осуждением «бессовестных» поступков другого, вместо анализа причин собственных неудач. Чтобы пояснить это более четко, предлагаю сравнить два стихотворения:

35. ДА ТАК МНЕ И НАДО! НАТАЛИЯ МЕДВЕДЕВА
 
Вот как я неуклюжа:
То в грязи увязаю, то в луже…
Эх, досада…
Да так мне и надо!
Смеялась над братом...
Превозносилась когда-то…


17.  В ОКТЯБРЕ. НИКОЛАЙ АТРОХОВ 2  (фрагмент)

...Я встречаться с тобой не хочу.
Ты всё время лукавил со мной.
Говорил: "Дорогая, Лечу...",
Но летел не ко мне, а к другой.
Каждый день ты мне клялся в любви,
Говорил " Золотая моя",
Но потом уходил, и к груди
Прижимала другая тебя.
Ты ей песню такую же пел,
Что и мне. О любви говорил.
Был с ней ласков, безудержно смел
И под утро домой уходил.
А назавтра, меня повстречав,
Я теперь поняла, неспроста
Был приветливо ласков и брав.
Только совесть была нечиста.
.....
Первое стихотворение, скорее этюд, чем развернутое философское произведение, но он отвечает заданию: персонаж стихов привычно мерит себя по высшей планке, видя свои несовершенства: «То в грязи увязаю, то в луже». Она пытается найти причины этому не во внешних обстоятельствах, а в своих прежних поступках: «Смеялась над братом... Превозносилась когда-то». Второе стихотворение - противоположность первому. Персонаж рассказывает о своих личных обидах на другого: «Каждый день ты мне клялся в любви, говорил «Золотая моя», но потом уходил, и к груди прижимала другая тебя» и даже выносит приговор: «Неспроста был приветливо ласков и брав. Только совесть была нечиста». Кроме того, вторые стихи по жанру не философская поэзия, а любовная лирика, и не про совесть они написаны, а про ущемление собственных чувств - обиду. Почему один из судей дал им первое место, я совсем не поняла.

 
Тема стихов многих конкурсантов была близка к теме покаяния, представляла собою молитвенное обращение, поэтическую исповедь. Это близкая тема, но все же другая. В молитве мы хотим облегчения от покаяния, просим милости или помощи свыше. Совесть живет внутри человека даже тогда, когда он этого не просит, вынуждает его анализировать себя и чувствовать внутренний дискомфорт от своих совершенных в прошлом или совершаемых  поступков.

В современной литературе тема совести стала редкостью, в основе содержания литературных произведений чаще всего все внимание отдается сюжету, насыщенным, экстремальным событиям и поиску персонажей способов достижения желаемого и наказания виноватых. В русской классической литературе было больше психологии, чем событий. Главные герои русских романов постоянно обращают внимание на свои несовершенства, страдают «больной совестью», мучаются от своей противоречивости и несовершенства. В качестве подтверждения этой мысли  покажу свое внеконкурсное произведение - «Монолог Печорина», это мое поэтическое переложение отрывка из прозы М.Ю Лермонтова:

Моя судьба сложилась с детства так
(Куда сбежишь от начертаний скорбных?):
Кто рядом был, читал во мне лишь знак
Дурного свойства. Можно сколь угодно
Всё отрицать (я не повинен был!!),
Но грех предполагали - он вселялся.
Я был правдив, а в домыслах молвы
Я был лжецом, лукавил, притворялся.
И я стал скрытен - как ещё спастись?
Я тонко различал, где ложь, где правда,
Меня ругали - я в ответ взрастил
Злопамятность, на шаг став ближе к аду...

Я был открыт для всех и этот мир
Любил во всех случайных проявленьях.
Меня не понимали, мол, не ври,
Так не бывает! - Родилось сомненье,
Я мизантропом в результате стал.
Полезного желал - не принимали,
И вот тогда стремительный обвал
В моей душе случился. Весь в печали
И в трепете, прикрытом фальшью слов,
Улыбкою, похожей на любезность,
Заговорил как мрачный острослов,
Способный на цинизм и на скабрезность...

Душа моя разбилась - стали две
Враждебные друг другу половины,
Одна слабела, сохла, но не смел
Её вернуть я, гордостью палимый...
Она исчезла - я её отсёк,
Забыть о ней пытаясь безуспешно.
Теперь другой принадлежало всё:
Черты злодеев, ангелов безгрешных -
Любой каприз, что мне ни закажи,
Исполню точно, мастерски, с размахом!
Вот только как с такой душою жить?
Что впереди? Спасение иль плаха?

Обратите внимание, Печорин не судит других, не выставляет им претензий и требований, а сокрушается о своей собственной душе. И это не исповедь, в которой человек очень быстро переходит от покаяния к молитвенным просьбам, а внутренняя работа его совести. «Вот только как с такой душою жить?» - главный вопрос человека, мучимого совестью.

А теперь посмотрим, как раскрыли тему участники нашего конкурса. Перед разбором их стихов поясню, какие именно тексты я обычно стараюсь разместить в статье в первую очередь, а какие вынужденно опускаю, чтобы не делать итоговую статью слишком объемной: 1) стихи, прекрасно сделанные как по исполнению, так и по глубине и законченности раскрытия заданной темы; 2) стихи наших новых авторов, несмотря на наличие в них небольших недочетов исполнения, пусть и не дающие им права на отбор судьями, но, тем не менее, интересные по содержанию. Остальные стихи в мои статью чаще всего не попадают, хотя и понимаю, что все участники хотели бы видеть разбор их работ после подведения итогов. Кстати, стихи, написанные как новые слова к чужим стихам, полностью повторяющие их форму строфы, ритмику и стиль речи, я в свои шорт листы не отбираю и не комментирую - такие игры возможны только в специально оговоренных конкурсах подражаний и переделок чужого, организация которых мне кажется плохой идеей. Прошу на меня за это не обижаться: «не стреляйте в пианиста - он играет, как умеет!», Делаю столько, насколько меня хватает на законченный и, надеюсь, для кого-то полезный разбор. К тому же, и на чужих ошибках и чужих находках при вдумчивом чтении моей статьи можно многому научиться.

*************************************

2. СОВЕСТЬ. ЭДУАРД МЕЛЬНИК 

Вы знаете, я сделал в детстве глупость,
Чужое взял без спросу, не украл -
Взял пошутить. Все закрутилось... Струсил.
Я не признался. Результат – скандал.

От страха сразу выбросил чужое,
А там уже милиция... Позор.
Но мама встала за меня горою -
Ошибка! Знаю, что мой сын не вор!

Спасибо <маме>, всё закончилось, КОНЕЧНО,
Забыто, как простой кошмарный сон.
И только совесть  мучает УСПЕШНО,
Как ТЕ кассеты мой магнитофон.

Летело время, мамы нет со мною,
А я все так же продолжаю жить.
Я, виноват. И кажется порою,
Тот детский грех вовек не отмолить...

Отличный сюжет, жанр  рассказа в стихах о совершенном в детстве проступке, воспоминание о котором мучает персонажа всю жизнь. Везде хорошая техника исполнения, кроме предпоследней строфы, где сразу три недочета: сбивка рифма - лишние два слога (если убрать "маме" - ритм станет правильным). Рифма «конечно-успешно» оставляет желать лучшего, я бы подумала здесь о правке. И, наконец, неработающее слово "те" - ибо до этого автор ни разу не упомянул, о каких кассетах идет речь.


3. ФОТОГРАФИЯ. АНДРЕЙ ПОГАДАЕВ

Застыла перед камерой в молчаньи,
Свой облик ЧЕРЕЗ ВРЕМЯ СОХРАНЯ,
Глядит на снимке в строгом ожиданьи
Далёкая и близкая родня.

Их взгляд усталый требует ответа
На то, как мы сумели сохранить
Все то, что от заката до рассвета
Они старались ЖАДНО ВОПЛОТИТЬ.

Мне нечего сказать, и взгляд смущённо
Я отвожу от строгих глаз родных -
Есть колбаса и даже есть сгущенка,
Давно забыли, что такое жмых.

Но это ведь не то, к чему стремились,
О чем мечтали вы ночной порой,
Когда без мягких плюшек обходились,
На тачках поднимая Днепрострой.

Пытливые глаза глядят с укором,
Не спрятаться от них и не уснуть,
Мне совестно столкнуться с ними взором
И права нет их БОЛЬШЕ обмануть.

Новый автор, поэтому комментирую стихи подробно. Сюжет отличный, рассказ в стихах о старой фотокарточке иллюстрирует работу совести. «Пытливые глаза глядят с укором, не спрятаться от них и не уснуть», потому что сегодняшний день - это «не то, к чему стремились, о чем мечтали ночной порой» наши родители. С техникой исполнения дела похуже, несколько фраз хочется заменить на более точные и с лучшим языком: «облик ЧЕРЕЗ ВРЕМЯ сохраня», «старались ЖАДНО воплотить» и «права нет их БОЛЬШЕ обмануть» (может, "чем-то обмануть"?). Если уж совсем придираться, то сталкиваются все же «взглядом», а не «взором».


5. КОГДА ДОЙДЕШЬ ДО ТОЙ ЧЕРТЫ. АНДРЕЙ СОЧИНЯЛКИН

Когда дойдёшь до той черты,
до тонкой нити, за которой
ты сам себе, как эхо, вторишь
и мнишь себе, что ты - есть Ты!

Един в двоякой ипостаси,
как Янь и Инь, Добро и Зло,
всё из тебя произросло,
Что мир конечен и напрасен,
а жизнь, ему наоборот -
и без начала, и без края
кружит, конца себе не зная,
змеёй, хвостом заткнувшей рот,
то знай - что это всё слова.
И заигравшийся словами
себя, быть может и обманет,
а вот реальный мир - едва.

В нём нет надежды на спасенье -
ты есмь один, сейчас и здесь.
И искупленья не обресть,
и райских кущ блаженной сени.
Приз скуден, если повезло,
а ложный шаг караем строго,
и совесть, как десница Бога,
пусть ляжет на твоё чело.

Решение темы выполнено совсем в ином жанре - философская лирика. Здесь и стиль речи другой, и образность, и обращение к библейской тематике. Глубокие стихи, которые хочется перечитать и осмыслить. Про то, что человек, «заигравшийся словами себя, быть может, и обманет, а вот реальный мир - едва» и про то, что «совесть, как десница Бога,... ляжет на твоё чело». Мне нравится.


6. ВОСПАЛЁННАЯ СОВЕСТЬ ИУДЫ. СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ МАРУШКО   

Воспалённая совесть Иуды
Зыбким призраком в муках сомнений застыла.
Под ногами и в сердце холодных булыжников груды:
Иисуса ведут под конвоем уныло.
0010010010
0010010010010
0010010010010010
0010010010010

Удаление от идеала.
Ясный свет исчезает во тьме, как в тоннеле.
Ничего изменить невозможно... Предательства дьявол
Занял место души в обессиленном теле.

Искупления нет и не будет.
Серебро не приносит ни власти, ни силы.
На пороге забвения совесть проклятьем Иуде...
В ожидании робко трепещут осины.

Обращение к эпизоду из Евангелия, где Иуда, предавший Иисуса, не выдерживает муки собственной совести и заканчивает жизнь повешением на осине. «На пороге забвения совесть проклятьем Иуде... В ожидании робко трепещут осины». В этих стихах мне хочется обратить ваше внимание на форму их исполнения: есть разбивка на строфы -четверостишия, есть перекрестная рифмовка строк, есть ритмика анапеста, вот только число стоп в каждой строке меняется по правилу 3-4-5-4. Разностопный анапест. Этот вид в поэзии встречается редко, обычно его используют в эпистолярных формах или там, где именно такое звучание каким-то образом помогает передать содержание стихов, то есть применяется не как игра, а сознательно, ради какого-то дополнительного эффекта. Здесь я этой цели не увидела, возможно, не поняла замысла автора. Если глубоко не анализировать форму, то трудно звучащие стихи производят на читателя впечатление недоделки, любительского подхода к сочинительству стихов, а этого нам точно не нужно.


11. ТО ПЛАТЬЕ. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО

То платье серое с капюшоном
Когда-то я надевать стеснялась,
Теперь мне кажется не дешевым,
А самым лучшим. Какая жалость,

Что я была молодой упрямой,
Хотелось выглядеть ярко, броско.
Оно подарено было мамой -
То платье в серенькую полоску.

Примерив, думала: "Не надену,
Подкладки нет, и - не то с длиною,
Не по фигуре, не мой оттенок",
А мама лишь любовалась мною.

Теперь НЕ ВЫТРУСИШЬ, не снимаю,
Зашиты дырки, кругом заплатки,
В январский холод и жарким маем -
Оно ведь легкое, без подкладки.

А облака проплывают мимо
Туда, где нет ни сейчас, ни завтра.
Что платья нет у меня любимей,
Вы передайте как песнь, как МАНТРУ.

Понравился сюжет стихотворения, убедительно иллюстрирующий совесть. «Я была молодой упрямой, хотелось выглядеть ярко, броско», а платье «подарено было мамой», «А мама лишь любовалась мною». Единственное, что меня здесь напрягло, это два несоответствующих общему стилю речи слова: «вытрусишь» (синоним "выбросишь") - это разговорная, южнорусская лексика, и «мантра» - термин  из совсем другой культуры, который и для всей лексики стихотворения не родной, а уж рядом с «вытрусишь» - и вовсе плохо дружит. И в целом строка концовки «вы передайте как песнь» мне кажется неудачной.


12. ОН ГОВОРИТ. ТАТЬЯНА КОМАРНИЦКАЯ

Он горячо желанный для души
И ни на что другое не похожий, -
Исполненный любовью шёпот Божий.
Те, кто его услышит, будут жить.

Кто шёпота любви в потоке дней,
В бесцельной круговерти не расслышит,
В тех внутренний судья, нам данный свыше,
Заговорит, и громче, и ясней.

Когда на губы совести печать
Наложим вопреки всем ожиданьям,
Неумолимым рупором страданий
Всевышнему придётся прокричать.

Мы недоумеваем всякий раз,
За что тиски скорбей сдавили душу?!
Когда  для Божьих слов закрыты уши,
Он бедами к Себе толкает нас.

Отличное стихотворение, где есть очень удачное, авторское определение совести - «исполненный любовью шёпот Божий». Интересные мысли: кто такого «шепота» в потоке дней не расслышит, «в тех внутренний судья, нам данный свыше, заговорит, и громче, и ясней». Мне практически всё нравится в этом произведении - и его поэтический язык, и мысли, и соответствие заданной теме. А еще - насыщенная смыслом концовка: «Когда  для Божьих слов закрыты уши, Он бедами к Себе толкает нас».


15. ЭТО СОВЕСТЬ НОЧЬЮ ОТ МУК НЕ СПИТ. ВИТА ОСЕННЯЯ

Ты пристойно в жизни несёшь свой крест,
ненавидишь ложь, не преемлешь лесть,
и в твоей "хрущевке" тепло и сытно.
Вечерами песни мурлычет кот,
нет особых бед и больших забот.
Почему тебе временами стыдно?

Это совесть ночью от мук не спит,
если кто-то слабый жестоко бит,
если рядом горько рыдают дети.
Это трусость жжёт тебя изнутри,
а душа твоя вопит – го-во-ри!
Не молчи, коль подлость живёт на свете.

Но как только утром встаёт заря,
засыпает совесть на день твоя,
в суете бежишь по делам насущным.
И уходит временно боль души
до бессонной нОчи, когда в тиши
снова совесть жалит больней и пуще.

Сначала об исполнении. Хорошо выверенная по последовательности рифм 6-и строчная строфа абСддС, чистые и небанальные рифмы, правильно выстроенные предложения. Чувствуется, что автор работал над написанием текста (что встретишь не часто!). По содержанию тоже понравилось - языком поэзии написан рассказ, иллюстрирующий работу совести в человеке, который способен и хочет наблюдать себя и быть честным в этом наблюдении. Совесть не спит по ночам: «Это трусость жжёт тебя изнутри, а душа твоя вопит – го-во-ри!». Но «как только утром встаёт заря, засыпает совесть на день твоя». На мой взгляд, это одно из лучших стихотворений в пакете.


16. О СОВЕСТИ НИКТО НЕ ГОВОРИТ. ГАЛИНА СКУДАРЁВА               

О совести никто не говорит:
Сей разговор начать довольно сложно...
Но иногда вдруг сердце заболит
И на душе становится тревожно.

И тихо я в подушку слёзы лью
И, стоя вновь пред Господом распятым,
Душою всей я искренне молю
Принять меня, заблудшую, обратно.

Что сделано, увы, мне не вернуть!
Ошибки помню, чтоб не заблудиться,
И, продолжая долгой жизни путь,
В храм прихожу вновь Богу помолиться.

Замечательное мудрое начало стихотворения: «О совести никто не говорит: сей разговор начать довольно сложно...». Но персонаж находит в себе силы для этого и старается оставаться искренней и честной в оценке себя, а это и есть действие совести. «Что сделано, увы, мне не вернуть! Ошибки помню, чтоб не заблудиться». Стихи - в больше степени на религиозную тему, чем на тему анализа своей души глазами совести, мне в них немного не хватило конкретики, отличное начало потом растворилось за общими словами и праведными помыслами: «И, стоя вновь пред Господом распятым, душою всей я искренне молю принять меня, заблудшую, обратно». А в целом, хорошая работа.


18. АНГЕЛ МОЙ. НИНА МАТРОХИНА

О, Ангел мой! Всего одно крыло
Во мраке ночи от тебя осталось,
Пока я спал, не чувствуя беды.
Каким  порывом  ветра  унесло
Тебя во тьму? И что с тобою сталось?
аБсаБ
В какую бездну  канули  следы
Того, кто был с тобою так жесток?
Я оправдать себя и не пытаюсь,
Но коли так неправедно я жил,
То преподнёс бы жизненный урок
Он лично мне за всё, в чём сам я каюсь...
саБсаБ
Но он тебя вот так забрать решил.
На  перепутье жизненных  дорог
Нам  кажется, такая  это малость -
Предай, соври... язык не заболит...
Вот и тебя я  уберечь  не  смог
И  оттого безмерная  усталость
В душе озябшей без твоих молитв.
саБсаБс

Долго мучилась с алгоритмом рифмовки строф, да так и не поняла, в чем он состоит, так ли разбиты строфы, как задумала автор, и в чем состояла цель столь сложной рифмовки, с учетом того, что одной буквой у меня в схеме обозначены не достаточно точные рифмы. Астрофический стих? Тоже сомнительно: местами есть явный повтор рифм по всем строфам. Словом, рифмовка здесь - на большого любителя: лично я предпочитаю гармонию в мелодии стихов, хотя не стану утверждать, что здесь есть ошибка стихосложения. Возможно, я чего-то не поняла в задумке автора. По содержанию понравилось - глубокая философская поэзия. Ангел хранитель принимает на себя весь груз страданий и боли за грехи человека, которого он охраняет. Но совесть человека помогает осознать это. «Нам кажется, такая это малость - предай, соври... язык не заболит...». «Я оправдать себя и не пытаюсь, но коли так неправедно я жил, то преподнёс бы жизненный урок он лично мне за всё, в чём сам я каюсь...». Интересные мысли и очень непростые стихи.


20. СОВЕСТЬ. ГАЛИНА ПРОКОПЕЦ
 
Как много слов, что начинаются на «со»:
Содружество, созвучье, соучастье,
Сочувствие, соборность и согласье,
Заложена в них, априори, сопричастность
И совершенство яркой полосой.

Из этих слов мозаику сложив,
Получим слово «совесть» мы в итоге.
А с нею под своим же взглядом строгим,
По жизни человек и шел, и жил.

Как трудно быть порой самим собой,
Но человек бесспорно понимает:
Идти по жизни с честью помогает
Нам совесть путеводною звездой.

Философские размышления о значении слова совесть и его приставки со-. «Содружество, созвучье, соучастье, сочувствие, соборность и согласье» - «Из этих слов мозаику сложив, получим слово «совесть» мы в итоге». И в качестве вывода  мудрая концовка: «Идти по жизни с честью помогает нам совесть путеводною звездой». Но было бы еще лучше, если бы те же мысли излагались автором не от множественного числа (мы), а от единственного -(я).


22. БАЛЛАДА ОБ ОДИЧАНИИ. МАРК ШЕХТМАН

Железными прутьями ночью в подъезде забили собаку.
Был визг её дик и отчаян.
Дичаем.

За дверью – за каждой – там люди сидели, молчали
И делали вид – мол, не слышим и не замечаем…
Дичаем.

А после, от крови подъезд очищая,
Что плохо смывается, долго и нудно ворчали.
Дичаем…

На форуме славном ругалась наука
По поводу возраста рода людского:
– Нам три миллиона!
– Нет! Пять миллионов!
– А вдруг мы пришли из созвездья иного?!
Недаром нам снятся полёты и звёзды!
…И бил председатель по чашечке с чаем.
Теперь вот дичаем!

Дичаем. Вся лестница кровью окрашена.
Дичаем от хамства – чужого и нашего.
Дичаем, сминая друг друга в автобусах.
Дичаем, вычерчивая на глобусах
Пути для ракет, батальонов и крейсеров.
Дичаем! – а это и страшно, и весело!
А если дичаньем иной опечален,
Пусть знает – ещё и не так одичаем!

– А как же быть с совестью в жутком процессе дичанья?
– Да что же ты лезешь, очкарик, с понятьями ветхими!

– Кем вырастут дети, в чьих истинах нет состраданья?
– Бойцами, орлами! – крутыми, спортивными, крепкими!

– Бойцы без поэтов сбиваются в стаи.
Что, снова на пальмы и самок поделим?
– Я, блин, не Спиноза! Откуда ж я знаю?
Тем более, мне до получки неделя...

– Но ты – Человек! Ты вместилище Духа!
– На чёрта мне дух, если в дамки не вышел?

Вчера в переулке убили бомжиху-старуху.
Так тихо убили – и звука никто не услышал...

Одно из самых интересных стихотворений в пакете как по содержанию, так и по форме написания. Автор созерцает мир и рассуждает о том, что происходит с нами. «Дичаем» - это слово рефреном идет по всему стихотворению и иллюстрируется авторскими наблюдениями. И ставится главный вопрос стихотворения: «А как же быть с совестью в жутком процессе дичанья? Кем вырастут дети, в чьих истинах нет состраданья?». Автор не дает ответа и не морализирует, он только показывает. И его строки доходят до сердца. Сильные стихи, которые нужно прочесть не по одному разу. Талантливо.


26. ПРОСТИ МОЙ ДРУГ.  СВЕТЛАНА ЛЕТУНОВА 3 

Прости, мой друг, тебя я не узнал!
Зато теперь изгрыз себя упрёком,
Что не успел, не крикнул, не обнял,
А вроде бы, ошибся ненароком.

Ты кинулся ко мне наперерез,
Поёжился сутулыми плечами.
Ты раздвигал толпу как волнорез,
Шёл, никого вокруг не замечая.

Я знаю, что ты думал в этот миг.
Я уши затыкаю, чтоб не слышать
Тех выражений - жёстких, напрямик
В мой адрес. И себя я ненавижу!

Ты прав, мой друг, кругом я виноват -
Перед тобою и перед собою.
Но ты меня узнал, я видел, брат!
И не окликнул, не махнул рукою.

Мне никогда, конечно, не забыть,
Как выйдя из кровавой мясорубки,
Ты спас меня! И тоненькая нить
Связала нас, оставив лишь зарубки.

Когда и как мы потерялись, брат,
Где наши разошлись пути-дороги?
Я знаю, виноват. Прости, солдат!
Мне совесть приговор подпишет строгий.

Остановилось время... Сколько так
Я пребывал в забвении, не знаю...
Дверной звонок загрохотал не в такт.
И, как шальной, я двери открываю.

Прищур знакомый, рваный шрам у рта
И выправка, как будто, по приказу.
"Я выследил тебя. Прости, братан.
Вот, пригодились навыки спецназа!"

В обнимку мы сидели до зари,
Всё вспомнили, огня не зажигая.
Судьба нас любит, что ни говори!
...И ты уехал с первым же трамваем.


Еще одна иллюстрация работы совести - «тебя я не узнал, зато теперь изгрыз себя упрёком». И далее идет рассказ о случайной встрече двоих («Когда и как мы потерялись, брат? Где наши разошлись пути-дороги?), вышедших «из кровавой мясорубки». Читатель не знает причин, почему не сразу получилась эта встреча, но автор ярко показал, как работает совесть одного из персонажей: «Я уши затыкаю, чтоб не слышать тех выражений - жёстких, напрямик- в мой адрес. И себя я ненавижу! Ты прав, мой друг, кругом я виноват - перед тобою и перед собою». Сюжет этих стихов во всей его полноте понятен только их автору - и в этом их небольшой недостаток, но написано здорово: хорошим точным языком, эмоционально, выразительно.


27. СОВЕСТИ ВОПРОСЫ... ЛЕНА ВЕНЕДИ

Как ты жил? Никого не обидел?
Не оставил печали след?
В людях только хорошее видел,
Не желая им в жизни бед?

Что ты видишь во сне? Плохо спится?
Не ворочаешься поутру?
Ты летаешь вольною птицею
Или желчно клянешь судьбу?

Оступившимся в жизни ЛЮДЯМ,
Ты без злобы готов помочь?
И просящего ЧЕЛОВЕКА
Не прогонишь с порога прочь?

Если слышишь ты эти ВОПРОСЫ
После каждого трудного дня,
Значит совесть твоя РАБОТАЕТ,
Значит совесть не дремлет твоя...

Стихи нового для ТМА автора, которые не должны были быть отобраны по технике исполнения, но все же были отобраны, потому что точно отвечали заданной теме и глубоко ее раскрывали. Суть стихов составляют вопросы, которые автор обращает к неизвестному «ты», пытаясь добраться до самой глубины - обратиться к совести. «Как ты жил? Никого не обидел? Не оставил печали след? В людях только хорошее видел, не желая им в жизни бед?». Давно замечено, что обращаться в стихах к совести (даже подразумевая самого себя, а не другого) во много раз легче, если наши вопросы ставятся от лица исповедующего (ты), а не от лица исповедующегося (Как я жил? ...). Эта уловка постоянно используется и людьми, и поэтами, но любые стихи на ту же самую тему всегда звучат пронзительнее и доходят до сердца читателя без этой уловки, при исповедании СВОИХ путей и своих проступков. Совесть - это когда о себе, а не про других... Что касается исполнения, то стихи подвели два последних четверостишия с потерянными рифмами: "людям-человека" и "вопросы-работает". К сожалению, судьи при отборе этих ошибок просто не заметили.


29. СОВЕСТЬ. ГАЛА ГАЛКА   

Жизнь – сплетение радости, горя,   
Добрых дел и безумства грехов.
Я заблудший и грешный, не спорю,
Но пока не в ряду подлецов.

С детства совесть с мечом самурая
Над моей головою стоит.
Смотрит в душу, огнём обжигая,
Порождает мучительный стыд.

Сколь вокруг искушений порочных,
Так и сделал бы что-то тайком.
Но боюсь, что заявится ночью
Совесть с мукой и страшным судом.

Точно знаю, она мой спаситель,
Верный воин, души постовой.
Вот своим вы умом рассудите,
Вдруг заснёт... Что же будет с душой?

Но пока самурай мой на страже,
Не предам ни страну, ни друзей.
И приблизившись к пропасти даже
Разверну неуёмных коней.

Хорошие стихи, особо придраться не к чему, многие судьи их отобрали. Автор использовала не характерный для российского менталитета образ самурая - символа совести, которая постоянно стоит на страже. «С детства совесть с мечом самурая над моей головою стоит». «Но пока самурай мой на страже, не предам ни страну, ни друзей». Удачно то, что выбранный образ проходит по всему стихотворению, не смешиваясь с разноголосицей других - случайных. Техника исполнения везде правильная. А содержание меня почему-то не зацепило. Слишком правильный персонаж, я не такая: я не знаю, смогу ли остаться стойким «самураем» в непредвиденных обстоятельствах? Была ли им я? И еще почему-то фраза «Вот своим вы умом рассудите» мне не понравилась.


30. БОГОМОЛИЦА. ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА 

Всё прошедшее прокручиваю снова я,
Память сердца, благодарная, жива —
Помню детское причастие церковное,
Помню бабушкины тихие слова.

Про разбойника, бессовестного грешника,
Что уверовал в божественность Христа...
Только в школу я пошла уже без крестика —
Скажет бабушка со вздохом: "Без щита".

Атеизма пропаганда богомерзкая
Для души наивной словно западня  —
Сбился компас мой и клятва пионерская
Отлучила от причастия меня.
 
И студентка окунулась в жизнь бурлящую,
Что пропитана безбожием насквозь...
В церкви бабушку, Христа за всех просящую,
Видеть лишь при отпевании пришлось.

Совесть жгла, корила взглядом Богородица
За безверное беспечное житьё...
Верю — бабушка, простая богомолица,
Молит Бога о прощении моём.

Качественная православная лирика, где смысл слова совесть («всё прошедшее прокручиваю снова я») рассматривается в одном его конкретном проявлении - осуждении собственного безбожия, отступления от того, что в детстве пыталась заложить в душу персонажа бабушка. «Сбился компас мой и клятва пионерская отлучила от причастия меня». За что мучает совесть персонажа стихов? «Совесть жгла, корила взглядом Богородица за безверное беспечное житьё...». Мне понравились эти стихи с логичным, хорошо выстроенным сюжетом, ясным и точным языком изложения, правильным построением всех предложений.

 
31. В МЕТРО. ТАТЬЯНА ШАДУЯ
 
Бредёт старушка по вагону,
Трясёт морщинистой рукой.
«Подайте…» – горбится в поклонах.
Окликнет может кто:  «Постой!»

Почти слепа, одета скверно,
Сквозит дырою нищета….
Наёмная – известно, верно.
На жалость давит неспроста.

Какая разница – откуда
И сколько будет здесь ходить!
Быть может, послана для чуда,
Чтоб чью-то совесть пробудить...

Страшна нам старческая немочь,
С копеек не нажить добра.
Отдать, помочь – такая мелочь…
Ждём завтра, глядь, уже вчера.

И за плечами жизнь котомкой.
Не вспомнишь, кто ты был такой.
Смиряясь, нет ли, гордость скомкай,
В вагоне шаркая с клюкой...

Если сравнивать технику этого стихотворения с предыдущим, сразу чувствуешь отличие стиля речи. Если у Екатерины Рысковой литературный (книжный) язык, то здесь он более разговорный, фразы рубленные, хотя и тоже выстроенные правильно, но таким языком люди разговаривают, а не пишут: «Страшна нам старческая немочь, с копеек не нажить добра. Отдать, помочь – такая мелочь… Ждём завтра, глядь, уже вчера». Можно ли считать это недостатком? Дело вкуса. Наш русский очень богат и многогранен, каждому его применению - свой стиль речи. Поскольку здесь рассказывает автор, а не ее персонаж, то (мне кажется), лучше бы выглядела поэтическая, литературная речь, а не та, что в стихах. А стихи хорошие - по теме конкурса, иллюстрирующие еще один пример проявления совести - непростые размышления о необходимости подавать просящему, даже если ясно, что «Наёмная – известно, верно. На жалость давит неспроста». Тем не менее, считает автор, «какая разница – откуда и сколько будет здесь ходить! Быть может, послана для чуда, чтоб чью-то совесть пробудить...».


32. СОВЕСТЬ. АНЕЛЬ 2

Что может отличить добро от зла?
Конечно, друг мой, это совесть наша.
Что в грешных душах? Страсть и кабала?
Где Истина? Любви безмерной чаша?

Как сердце в нас противится уму!
На трон – «хочу!» и в этом – превосходство.
Да, эго, мы всегда в твоем плену.
Отсюда – грех, души болезнь, уродство.

Ум точно знает: что, когда и с кем,
К молитве чувства в сердце побуждает.
Не строит путь из ложных апофем,
ГРЕХОВНЫХ с мест паденья поднимает.

Увидеть надо всем, что мы больны,
Очистить душу, веру призывая,
Лечить себя от собственной вины,
Умом и сердцем опыт принимая.

Что совесть есть? Да это – Божий Глас!
Суд праведный в душе не спит, не дремлет.
КАК СКОРОСТЬ СВЕТА, к нам летит Пегас
На помощь, чтоб очистить нашу землю.

Храните совесть, как бесценный дар,
Она откроет Образ Совершенства.
Душа – ее хранилище, алтарь.
Пусть будет чистой, светлой, КАК БЛАЖЕНСТВО!

Новый автор, поэтому обязательно ее стихи прокомментирую. Мысли в произведении правильные, в тему конкурса. Стихи звучат как гимн совести («Храните совесть, как бесценный дар, она откроет Образ Совершенства»), но всем нам, пишущим стихи, следует помнить, что обращение в повелительном наклонении, как правило, не оставляет у читателя сильного впечатления. Совесть звучит громче, когда она исходит из анализа самого себя - из тихого, болезненного и очень конкретного рассказа о маленьких, но пережитых поступках. Здесь же благие и возвышенные  мысли звучат как лозунги, не заходя в сердце. И еще меня напрягла путаница в логике автора: во 2 и 3 строфах роль Бога («совесть - Божий Глас») почему-то начал исполнять ум: «Ум точно знает: что, когда и с кем, к  молитве чувства в сердце побуждает», а далее функции «Божьего Гласа» переданы уже Пегасу: «Как скорость света, к нам летит Пегас на помощь, чтоб очистить нашу землю». В этом предложении и управление слов хромает: Пегас летит не «как скорость», а «со скоростью света». В строке «ГРЕХОВНЫХ с мест паденья поднимает» вместо нужного «грешных» ошибочно использовано «греховных». И еще одно сомнительное место есть в концовке: «душа ... будет чистой, светлой, как блаженство». Блаженство далеко не всегда «чистое и светло», оно бывает и дьявольским, поэтому несколько странно использовать «блаженство» как синоним чистоты и света.


33. НЕПОХОЖЕСТЬ. ОЛЬГА ИВАНЫЧЕВА 

Лечатся ли детские обиды,
Если в классе ты для всех изгой?
Девочка неряшливая Лида
Виделась нам именно такой.

Несколько нелепа, несмышлёна,
По девчачьи как то не мила...
Наша белокрылая ворона
Обречённо звание несла.

Сесть за парту с нею? Фи, зазорно.
Мы ведь не какой-то третий сорт.
Делом Лиды было лишь покорно
Прочим обеспечивать комфорт.

Если затевались догонялки,
То играть её не звал никто.
Доверяли только (нам не жалко)
Подержать то куртки, то пальто...

Ох, несладко жертвам выбраковок!
И подспудно вызрел жгучий стыд
За гордыню, множество издёвок
И за слёзы этих бедных Лид.

Серым мышкам, чудакам и странным
Большинство страшится быть под стать.
Но, назвавшись чутким и гуманным,
ДОлжно непохожесть их принять.

Интересный по содержанию рассказ в стихах о девочке, над которой в школе издевались одноклассники. «Лечатся ли детские обиды, если в классе ты для всех изгой?» Завершаются стихи философскими размышлениями автора, мучимого совестью: «И подспудно вызрел жгучий стыд за гордыню, множество издёвок и за слёзы этих бедных Лид». Все очень симпатично написано, вот только слово «дОлжно» в концовке, мне кажется, по стилю звучит слишком казенно для использования его в тексте стихотворения.


37. СОВЕСТЬ. СВЕТЛАНА МИРОШИНА 

На развалинах старого дома,
Под прицелом отброшенных лет,
Грудой хлама и металлолома
Чьей-то памяти вычерчен след.

Он ведёт в анфилады преданий -
ПОДЗЕМЕЛЬЕВ венозная нить,               
Где царапинам от расставаний
Беспрерывно и долго саднить.

Где коррозии стойкие пятна,
Суть пороков и гибель умов -
Жмётся Совесть, и шепчет невнятно
Прописные рефрены псалмов.

Здесь дыханье ушедших династий
Пахнет воском и смутной тоской,
И давно отболевшие страсти
Бьются в землю и ищут покой.

Философская лирика без обращения к конкретным историям из жизни. Красивые, задумчивые стихи о прошлом, созерцая  развалины старого дома. О совести здесь упоминается только мельком, как о  «невнятно шепчущей ... прописные рефрены псалмов». То есть, тема стихов - другая. Но стихи замечательные, если  бы только не ошибка использования множественного числа: «подземельев венозная нить» - правильно «подземелИЙ».


39. СОВЕСТЬ СПАТЬ НЕ ДАЁТ. ЖАРКОВА ГАЛИНА

Мать чётко помнит слёзы неба,
Тот ливень, поглотивший синь.
Что не было кусочка хлеба,
Когда родился третий сын.

Жилось ей в перестройку скудно.
По швам доселе крепкий брак
Трещал. Сказала мужу: «Трудно.
Отказ напишем. Верный шаг».

Подумав вместе, так решили:
«Хоть будет жив. Потом возьмём».
Троих поднять не хватит силы…
Попал мальчишка в детский дом.

Потом его усыновили.
Пусть кто-то скажет: «Повезло».
Забрали на автомобиле.
Подставив доброты крыло.

Чужие люди обогрели,
Смогли любовь и ласку дать.
К нему теперь закрыты двери.
Другая женщина, но — Мать!

Кукушке стала жизнь отравой.
Да, в сердце боли не унять,
Оно как птица трепетало.
Тоска, печаль душили мать.

Отказник, умненький парнишка.
В душе у мамы тяжкий гнёт.
Не ведают о нём братишки,
И совесть спать ей не даёт.


Рассказ в стихах с конкретной жизненной историей совершения непоправимой ошибки и мукой совести за свой поступок. «В душе у мамы тяжкий гнёт. ...  И совесть спать ей не даёт». В текст достаточно удачно вставлены реплики персонажей, данные прямой речью. Отличное начало: «Мать чётко помнит слёзы неба, тот ливень, поглотивший синь» - интересный образ, где через состояние погоды сразу же передается состояние действующих лиц и общая атмосфера. А далее - только информация, поступки и события, почти без обращения к образным средствам, за исключением еще одной удачной строфы: «Кукушке стала жизнь отравой, да в сердце боли не унять, оно, как птица, трепетало». Из недочетов исполнения - повтор слова «мать» (три раза в коротком стихотворении), которое к тому же еще дважды становится концевой рифмой, чего при написании стихов желательно избегать.


40. СОВЕСТЬ. ЕЛЕНА ГОЛОВНЫХ 

"А что такое совесть? И с чем её едят?"-
Презрительно-насмешлив мужчины сытый взгляд.
Глядит на нас с издёвкой: "Где видели ее?
Я тоже хоть однажды взглянул бы на нее!"

Я верю в то, что совесть - от Бога людям весть
О том, что не напрасно мы в этом мире есть;
О том, что мы для ближних должны добро вершить,
А не стремиться сладко лишь для себя пожить.

Я верю в то, что совесть - быть со своей страной
Во всех ее заботах, как с Матерью родной.
Взывает в сердце совесть и учит, как нам жить:
И Богу, и Отчизне, и ближнему служить.

Стихи скорее парадные, чем лирические - в них много благих лозунгов, но они хотя бы идут от первого лица автора, поэтому воспринимаются хорошо. К тому же эти утверждения в стихотворении являются возражениями мужчине, чьи «презрительно-насмешливые» слова даны в прямой речи. Хорошие стихи, в них только бы еще над рифмами немного поработать: они все точные (это хорошо!), но много параллельных (из одной части речи в одном склонении), и глагольных, включая даже однокоренную (жить-служить, вершить-пожить). Когда мы используем парную рифмовку строк, то в ней важна не только точность рифм, но и их разнообразие, небанальность.

***************************************************

А теперь несколько стихотворений от нашей судейской команды - вне конкурса:


ДЛЯ ЧЕГО Я? ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО. ВНЕ КОНКУРСА   

Один вопрос мне не даёт покоя.
Скажите кто-нибудь мне: для чего я?
Я ем, я сплю, я мою пол в квартире...
Я ничего не изменяю в мире.
Я родила ребёнка, воспитала.
Один ребёнок - как же это мало!
Я научила пару сотен взрослых
Артикли различать - но это просто.
Стихи писала. Их пятьсот с полтиной,
Из них достойных - меньше половины.
И те, кто говорят, что их читали,   
Друг друга реже обижать не стали.               
Мне сорок два. Полжизни ли? Две трети?
Умру я - что мне Господу ответить,
Когда Он спросит: для чего была ты?
Что создала ты и кого спасла ты?

Вот так и вижу: свет с небес струится,
А я хочу сквозь землю провалиться.

Очень люблю такие искренние и честные стихи - они всегда проникают в душу читателю, потому что подобное наблюдение себя можно отнести к каждому из нас, только не у всех хватает на это мудрости и мужества. И стихи - точно в тему конкурса!


ПОКАЯНИЕ. ВЛАДИМИР КУРКОВ. ВНЕ КОНКУРСА.

Прости мне, Боже, все мои грехи,
копившиеся шесть десятилетий?
Я каюсь, понимая, что стихи -
не исповедь. Проступки же, как сети
опутывают, душат, тяготят,
не позволяя мыслям ввысь подняться.
Я каюсь пред тобою, за котят,
которых в детстве мучал. Извиняться
не просто. Только жить и сознавать
вину, жестокость, собственную низость -
невыносимо. Да! Я виноват
и сожалею, что всё так случилось.
Я понимаю, что не возвратить
всех птиц убитых мною из рогатки.
И то, что струсив лгал - не изменить.
Не изменить других поступков гадких.
Всевышний, я благодарю за то,
что осознать мне дал возможность это,
за то, что в руки мне вложил перо,
позволив рассказать души секреты,
терзавшие её и задышать
свободно, шрамы правдой заживляя.
Я каюсь, Боже! Научи летать
ту душу, что стоит у бездны края.

Еще одна честная и пронзительная исповедь. Немного иной стиль речи, но тема та же. Отлично!


СОЛДАТСКАЯ СОВЕСТЬ. НИКОЛАЙ МАКСИКОВ. ВНЕ КОНКУРСА.

Он говорил и давняя тоска
Текла слезой из помутневших глаз.
Была она до ужаса горька,
И было ясно, что издалека
Она в бороздках щёк его лилась.

Струилась память о былой войне,
Звала бойца, упрямая, назад,
Туда, где он, с другими наравне,
Нещадно жёг себя в святом огне,
Геройски защищая Сталинград.

Как лютовала той порой зима! –
Обмотки хороши в иной сезон.
Внавалку трупы вдоль всего холма.
Вдруг валенки – приличные весьма–
На друге павшем заприметил он.

Сказал боец сконфуженно: «Прости!
Неважный, видно, я христианин.
Но для тебя окончены пути,
А мне так далеко ещё идти
В навеки трижды проклятый Берлин».

Стянул обувку, слёзы не тая.
Пошёл вперёд, смертям наперекор.
И победил. Но только, как змея,
Терзает совесть: не дают житья
Те валенки солдату до сих пор.

А здесь рассказ в стихах, услышанный от участника войны. Хороший язык, насыщенный сюжет. Рассказ в тему конкурса.


НЕ ПЫТАЙТЕСЬ… РУСАКОВ ГРИГОРИЙ. ВНЕ КОНКУРСА.

«Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума»     /Притчи 23:23/

Не пытайтесь понять. Это мне самому неподвластно.
Мысли-шершни роятся в бездонной сувель-голове*
и по серым извилинам мыши-идеи бесстрастно
запятыми и точками мечутся в серой траве...
Там местами светло и бывает приходит ответ
на цветные вопросы в зелёных и синих одеждах,*
но в разводах стекло и совсем не зеркальный рассвет,*
а единственный смысл заключается в слове - надежда...

Не пытайтесь учить. Не смирение лучший учитель.
В алгоритме ошибок не грабли нужнее потуг.
И не ложная правда, где истина - красочный зритель,
только это не важно, когда коллектив близорук...
Здесь трепещет сознание тонким лучом в глубине,
преломляясь невольно под вёслами рабской галеры.
Надзиратель-судьба прожигает рубцы на спине,
но бессильны оковы, где есть в убеждении - вера...

Не пытайтесь спасать, принимая табу и запреты.
В нарисованном мире достаточно ниш с пустотой.
Для чего снисхождение в виде разменной монеты,
если сплошь окружают тела с омертвевшей душой...
Никогда не ищите в трактире Священный Грааль,
потеряв документы, бессмысленно мчаться на поезд.
Там, где правит безнравственность - в дверь не пускают мораль
и не видят в потёмках, что самое ценное - совесть...

Авторские пояснения.
1. Сувель* - гладкий нарост очень крепкой свилеватой древесины на дереве.
2. В зелёных и синих одеждах* - Согласно психологии цвета синева в одежде обозначает консерватизм и преданность, в первую очередь, своим принципам и идеалам.   Зелёный окрас вещей указывает на доверчивую личность, всегда готовую к  открытому общению.
3. Зеркальный рассвет* - Считается, что зеркало перераспределяет потоки энергии и способно запоминать информацию, которая впоследствии будет излучаться и действовать на наше подсознание.

Признаюсь, я не люблю стихов, в тексте которых слишком много мест, требующих специальных пояснений. В ссылках больше нуждается литературная проза и, безусловно, научные статьи, а стихи должны быть обращены к чувствам и быть понятными если не мыслью, то хотя бы языком изложения. Но на этом мнении не настаиваю - это мои «тараканы». Стихи интересные, философская поэзия, где затрагивается сразу много тем, совесть упоминается только как вывод: «Там, где правит безнравственность - в дверь не пускают мораль и не видят в потёмках, что самое ценное - совесть...». Может быть, стихи и не совсем в тему конкурса, но мне хочется, чтобы вы их прочли, поразмышляли. Интересно и значимо! И есть умелое использование художественных образов - то, чему нам стоит поучиться!

*******************************

На этом все. Надеюсь, вам, как и мне, было интересно. Всем - новых творческих успехов! Ваша Алкора. 31.03.24.


Рецензии
Дорогая Алла! Поздравляю с днём Ангела! Желаю здоровья, счастья, успехов!
Алла, статья очень полезная, как и другие статьи ТМА! С большим интересом прочитала! Откликаются в душе мудрые и искренние мысли, взгляд на поэзию... Часто вспоминаю эти прекрасные советы по стихосложению!
С теплом и уважением!

Наталия Медведева   08.04.2024 10:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа! И за День Ангела, про который забыла напрочь. Он у меня терпеливый - повезло мне с ним! )) http://stihi.ru/2011/04/08/8649

Спасибо тебе, дорогая!

Творческая Мастерская Алкоры   08.04.2024 19:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →