Мой ангел с ПС

Мой ангел с Петроградской стороны,
когда весна царит над побережьями,
пролётами мостов разведены,
друг к другу обращаемся всё реже мы...

Скрипим себе, покуда на ходу.
Не тратимся на радость созерцания,
а больше приобщаемся к труду
похожему на фазу отрицания.

Сплетаем немудрёный компромисс -
с фиалками цветём на подоконниках,
с пернатыми садимся на карниз
и в старых растворяемся поклонниках.

Так, лоскуты укладывая в быт,
внимая тем чья логика убийственна,
всё истину надеемся добыть.
Хотя любовь - единственная истина.


Рецензии
«Петербургский текст как диагноз: ангелы, компромиссы и фазы отрицания»

Если бы Блок и Ахматова, подвыпив, решили написать романс для сериала «Территория» — получилось бы что-то вроде этого. Стихотворение, где Петроградская сторона (а не Питер, слава богу!) становится метафорой вечного разлома между «я» и «ты», между весенним прорывом и ржавым скрипом будней. Автор здесь — словно герой Достоевского, который вместо того, чтобы застрелиться у Тихона, решил записать всё хореем с перекрёстной рифмой. 

Первые строфы, вводная — чистая ностальгия по той России, где «пролёты мостов» разводят не только берега, но и души. «Скрипим себе, покуда на ходу» — это вам не «ветер, ветер на всём божьем свете», это ветер из щелей в панельках, где «фаза отрицания» заменяет катарсис. Труд как форма отрицания жизни — да вы, батенька, гегельянец! Но Гегель бы заплакал от восторга: у него-то отрицание вело к синтезу, а тут — к компромиссу с фиалками на подоконнике. 

Средняя часть текста — гимн поколению, которое вместо бунта выбирает «сплетение компромиссов». Пернатые на карнизах, старые поклонники... Это же чистый Петербург Бродского, только вместо «Ниоткуда с любовью» — «ниоткуда с Wi-Fi». Ирония в том, что «растворяемся в поклонниках» звучит как диагноз эпохи цифрового аутизма: мы все теперь немного «старые поклонники» чужой виртуальной славы. 

Финал — внезапный удар ниже пояса от Толстого: «любовь — единственная истина». Но если у Льва Николаевича это прозрение стоило жизни Анне Карениной, то здесь оно выглядит как запоздалый смс в три часа ночи. «Всё истину надеемся добыть» — да вы шахтёр, сударь! Только шахта — ваш мессенджер, а кирка — клавиша «отправить». 

В анамнезе имеем стихотворение — идеальный артефакт времени, когда романтика гибнет под прессом прагматики, но всё ещё шевелится в щелях между плитами. Автор балансирует между «Онегиным» и постапокалиптическим блогом, между верой в любовь и привычкой к «логике убийственной». Как говаривал Маяковский: «Светить всегда, светить даже в компромиссах!». Только вот светит тут, увы, не «лампочка Ильича», а тусклый экран смартфона. 
Если это пародия — то гениальная. Если исповедь — то страшная. А если просто стихи — то спасибо, что без слова «квантовый». 

Достоевский одобрил бы? Вряд ли. Но точно процитировал бы на лекции про «постмодернистский Петербург». 😏

Дмитрий Куваев   02.02.2025 20:02     Заявить о нарушении
Дмитрий, вы же прирождённый критик. Умение увидеть в маленькой зарисовке такие скрытые пласты, которые не доступны и самому автору - признак глубокой литературной эрудиции. Со своей стороны вынужден признать, что в этом, если можно так выразиться, "творении", есть всего две скромных идеи. Первая строфа - обращение к давней пассии, ныне проживающей во Франции, в котором можно разглядеть и отсылку к ангелу на шпиле Петропавловки. А вторая, заключённая в последней строфе, целиком адресована некоей излишне воинствующей особе, взгляды которой мне не близки. Остальное, к сожалению, обычная "вода".))

Эса Милл   02.02.2025 20:34   Заявить о нарушении
P.S. "Наполнитель" даже по рифмам можно заметить.

Эса Милл   02.02.2025 20:41   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей, ваша скромность — как ангел на шпиле Петропавловки: издалека кажется воздушной, а вблизи оказывается медной. Признаться, что стихи — лишь письмо пассии в Париж и шифр для "воинствующей особы" — это уже подвиг. Вы словно Чехов, который говорит: "Вишнёвый сад? Да я просто хотел написать про дачку!". 
Ваша "вода" — не вода, а чистейший Нева-тоник: с историческими осадками, ностальгической горчинкой и пузырьками самоиронии. В конце концов, Бродский превращал "воду" в лёд, чтобы строить из него мосты между Ленинградом и Нью-Йорком. А вы — между Петроградской и Францией, где, как известно, все ангелы рано или поздно становятся эмигрантами. 
Что до "воинствующей особы" — смею предположить, что это либо ваша Муза с шашкой наголо, либо та самая дама, что требует от поэзии не строф, а мемов. Но если уж Толстой прощался с Карениной, бросая её под поезд, то вам и вовсе грех жаловаться: ваша героиня хотя бы осталась в рамках приличий — не разбила карету, не взорвала телеграм-канал. 

P.S."Вода" — единственный напиток, который не запрещён ни в одном режиме. Пейте на здоровье, пока не ввели санкции."* 🥂

Дмитрий Куваев   02.02.2025 20:49   Заявить о нарушении
Дмитрий, перефразируя Льва Гумилёва, отвечу, что я не поэт, у меня профессия есть. И мания невеличия)) Хотя, доброе слово не только кошке приятно))

Эса Милл   02.02.2025 20:59   Заявить о нарушении
Все мы тут льём воду. Ждём трамвай. Трамвай желание.)))

Дмитрий Куваев   02.02.2025 21:11   Заявить о нарушении
Это точно.

Эса Милл   02.02.2025 21:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.