Более спокойные развлечения средневековцев
Им ,лижбы , только на лошадках , поскакать !
Стрелу пустить, копьё , куда то повтыкать
Малоподвижные , степенные , там несомненно ,тоже были
И собираться группами любили
Ходили в гости
Играли в шашки, шахматы и кости
В часы досуга ,
Играючи резвились
Забавили друг друга.
Высокая ракушка
Один , « игрок невозмутимый « , стоит с повязкой на глазах
А игроки все остальные , его лупцуют , так и сяк…
Бьют ,щиплют ,лапают , за разные места ,хватают, безмерно , правду скажем ,раздражают
Сенсорику ,во всей местах , считай активизируют сполна и развивают .
« Игрок невозмутимый « ,
Он щепуна – потешника, всенепременно должен угадать , тогда повязку может снять…
Латентные садисты.
Мол, это шутки ради.
Были юмористы.
Лягушка посередине
Водящий - он в центре круга .
А остальные , игроки - друзья его колотят , и даже как нельзя , подначивая радостно друг друга.
Лупцуемый , кого то должен ,обязательно поймать.
Лягушку ,для битья
Веселье с ликованьем продолжать.
Король, который не правит.
Вначале , назначают «короля» и «королеву»
Те , учиняют игрокам , другим допрос.
Участники ,должны ответить , без утайки , честно на любой вопрос .
Потом , опрашивают « короля и королеву «
Игра на искренность
Спрос не ударит в нос
Святой Косьма
Один участник , согласно правилу ,назначен был ,«святым».
Другие ,вставали,на колени перед ним
Косьма , коленопреклоненных тех , обязан , как то рассмешить.
Как только хохотун « сдавался «
Задание ,штрафное выполнял
« Косьмою « избирался
Играли в карты и трик-трак (нарды).
На интерес ,на деньги ,просто так
Играли все — простолюдины, торговцы, воины, монахи, дворяне и короли с кардиналами.
Официально церковь запрещала игры, однако на практике кости с картами были распространены даже в монастырях.
Бассет был популярной карточной игрой на деньги, так как часто приводил к огромным проигрышам или выигрышам.
Она считалась одной из самых требовательных игр того времени, напоминающей, по сути, лотерею.
Считается, что эта игра возникла в 15 веке. Karn;ffel, впервые опубликованная в Баварии в 1426 году, является старейшей идентифицируемой европейской карточной игрой в истории. Игра ведется аналогичным образом и сегодня.
Игральные кости
Кубические кости появились еще в 7 веке до нашей эры, и они достаточно быстро завоевали расположение игроков. Со временем кости стали одним из самых популярных видов развлечений. По сравнению с настольными и карточными играми, в которых нужна была тактика, для игральных костей не нужно было продумывать каждый шаг, ведь это игра чисто на везение. Вероятно, именно поэтому игра была чрезвычайно популярна в то время.
Одной из самых популярных игр в кости Средневековья была Зара, которая была настолько модной, что упоминалась даже Данте Алигьери в «Божественной комедии». В этой игре называлось число от 3 до 18, и игроки бросали по 3 кубика, стараясь максимально приблизиться к названной сумме. Проигравшую назвали «Зара».
Азар
Предок знаменитых крэпсов, является одной из старейших средневековых английских игр в кости, упомянутых в знаменитом сборнике Чосера «Кентерберийские рассказы» в 14 веке. В нее играли двумя костями и имели довольно сложные правила, но по-прежнему оставались одной из самых популярных игр в кости 17-го и 18-го веков. Крэпс произошел от Хазарда в 19 веке с упрощением правил.
Passe-dix
Это одна из старейших игр в кости в истории. Об этом упоминается в Евангелии от Матфея как об игре, в которую играли римские стражники при распятии Иисуса. В пасс-дикс играют с тремя кубиками и неограниченным количеством игроков, а в игре нужен «банкир», который меняется после каждого раунда.
Баккара; — карточная игра, в которой игроки стремятся набрать как можно больше очков, используя две или три карты. Ранее баккара считалась игрой аристократов. В настоящее время в казино в основном играется вариант известный как мини-баккара или пунто-банко.
Дамы , тоже играли в шахматы, не случайно на многих памятниках изображены играющие рыцарь и дама.
Подобный сюжет изображен на футляре для зеркала начала XIV в., выполненном резьбой по слоновой кости, из коллекции Соважо (Лувр): молодой человек и дама играют в шахматы; за ними внимательно наблюдают двое, у одного из них на руке ястреб.
С XII по XIV вв. в числе шахматных фигур были: павлин (раоп, совр. pion — пешка); скала ( roc , совр. tour — ладья); королева ( fierge или firge , совр. reine — ферзь); рыцарь ( chevalier , *овр. cavalier — конь); офен ( aufin , совр. fou — слон).
В описи королевского серебра, сделанной в 1353 г., есть такая надпись: «Шахматная доска из листков фольги и хрусталя, украшенная жемчугом внутри, при ней шахматные фигуры из хрусталя и алого мрамора...»
Игра в «таблички», как ее тогда называли, была не чем иным, как тем, что мы сейчас называем «триктрак», и в нее играли, имея набор костей и табличек из дерева и слоновой кости.
В книге расходов французского короля Иоанна, находившегося в английском плену (1356—1364), упоминается игра в «таблички». Одна из консолей, поддерживающих балки перекрытия в замке Пьерфон (зал Наемников), изображает рыцаря и даму, играющих в таблички. Этот сюжет часто встречается на виньетках рукописей XII , XIV и XV вв.
Кроме игры в «таблички» известна еще игра в тремерелъ, видимо, разновидность триктрака; игра велась тремя костями.
Тремерель, как игра азартная и объект особых запретов, по-видимому, был весьма популярен в трактирах
В XIV в. в Италии была серия рисунков, которая составила альбом из пятнадцати частей, интересный для детей разнообразием картинок.
Используя альбом, учителя и родители могли вести обучение, задавая вопросы по картинкам; это было наглядное пособие по учебной программе того времени. Кроме того, альбом могли использовать как энциклопедический справочник в картинках.
Эта серия рисунков называлась "наибис"; она воспроизведена в анонимных гравюрах, приписываемых художнику Анд-еа Мантенья.
В конце того же, XIV в. какой-то изобретательный ум (вероятно, венецианец) сумел увидеть в детских "наибис" элементы новой игры, которая способна стать занимательным развлечением для взрослых.
Жан Белет, живший в XII в., отмечал, что даже епископы и архиепископы не гнушались игрой в мяч и танцами, которым предавались священнослужители. Гийом Дюран так описывает эти праздники : «Еще в некоторых местах в этот день (Пасхи) и в другой (Рождества) прелаты развлекаются вместе со своими клириками, либо в монастырях, либо в епископских домах, и доходит до того, что они играют в лапту и даже создают танцевальные хоры и предаются пению, и это называется, в память о сатурналиях, декабрьской свободой ( liberie de decembre ), потому что в древности, у язычников, в этом месяце рабы, пастухи и слуги пользовались относительной свободой, обладали властью, равной власти хозяев, и пировали с ними; все это происходило после уборки урожая. Однако лучше было бы воздержаться от подобных праздников»-. Несмотря на совет епископа Мендского, этот обычай во многих кафедральных соборах продержался долго.
Куклы — для девочек, игрушечное оружие да деревянные кони — для мальчиков были главными развлечениями детства. На миниатюре XII в. из рукописи Геррады Ландсбергской мы видим двух подростков, играющих куклами двух рыцарей, которые управляются с помощью веревок, пропущенных через животы. Вероятно, фигурки не опрокидывались потому, что в им в ноги был положен свинец. При движении веревок туда-сюда создавалось впечатление, что рыцари «фехтуют». Они одеты в доспехи воинов того времени ( XII в.): конические шлемы с наносниками, короткие кольчуги, мечи и длинные щиты.
Маленькие мельницы, вращающиеся от ветра, звери из терракоты, которые служили свистульками, куклы, пузыри с горохом и т. д. — были игрушки для самых маленьких. Те, кто были повзрослее, увлекались играми, требующими силы и ловкости: качелями, «тряской повозкой», ходулями, игрой в шарики, бегом взапуски, игрой в мяч. Самые старшие занимались фехтованием, верховой ездой, поединками на копьях, игрой в кольца, имитацией охоты, боя, что порой становилось серьезным, как показывает история юных лет дю Геклена. Традиции, переходящие от одного поколения детей к другому, не утрачиваются, а такие популярные и сегодня игры, как «пастух и волк», «кот на дереве», «четыре угла», «бег взапуски» и т. д., восходят к давней истории нашей страны и, вероятно, будут существовать еще долго.
ИСТОЧНИК: Эжен Эмануэль Виолле-ле-Дюк Жизнь и развлечения в средние века. — СПб: «Евразия», 1997.
Свидетельство о публикации №124033004848