Иннокентий Анненский - после концерта...
И вырез жутко бел среди наплечий чёрных!
Как жалко было мне её недвижных глаз
И снежной лайки рук, молитвенно-покорных! "
Иннокентий Анненский
http://youtu.be/hwn77WAMkPQ ИННОКЕНТИЙ АННЕНСКИЙ- ПОСЛЕ КОНЦЕРТА, муз. и исп. #СамуилФрумович
В аллею чёрные спустились небеса,
Но сердцу в эту ночь не превозмочь усталость...
Погасшие огни, немые голоса, -
Неужто это всё, что от мечты осталось?
О, как печален был одежд её атлас,
И вырез жутко бел среди наплечий чёрных!
Как жалко было мне её недвижных глаз
И снежной лайки рук, молитвенно-покорных!
А сколько было там развеяно души
Среди рассеянных, мятежных и бесслёзных!
Что звуков пролито, взлелеянных в тиши,
Сиреневых, и ласковых, и звёздных!
Так с нити порванной в волненьи иногда,
Средь месячных лучей, и нежны и огнисты,
В росистую траву катятся аметисты
И гибнут без следа.
Видео из интернета...
Здравствуйте!
"После концерта" - поэзия душевного страдания от несовершенства мира и собственного несовершенства. В поэзии Анненского часто звучат музыкальные темы и образы. "В аллею черные спустились небеса, но сердцу в эту ночь не превозмочь усталость..." Эпитет черные небеса - это не только наступившая ночь, но и душевное состояние неудовлетворенности, сердечной усталости. Из всех жизненных впечатлений остались
"погасшие огни, немые голоса". Немые голоса ( оксюморон) не только приглушённые, но и пустые, не вызывающие отклика в душе.
" Неужто это все, что от мечты осталось?" Только что закончился концерт. Почему он оставил неясные, тревожные впечатления? Вернёмся к портрету женщины, к которой в течение нескольких часов было приковано внимание: черный атлас платья, белизна плеч, белоснежные лайковые перчатки. Портрет конкретизируется эмоциональными эпитетами: атлас одежд-
" печален",
вырез платья - " жутко бел", глаза -
"недвижные", руки - "молитвенно - покорны". Лирический герой испытывает к ней жалость " как жалко было мне ее недвижных глаз". Ведь исполнение прекрасно: от звуков, взлелеянных в тиши, "сиреневых, и ласковых, и звездных" исходит нежность, таинственность,
спокойствие, красота. Ощущается большая работа, талант, душевная сосредоточенность.
"Сколько было там развеяно души, звуков пролито среди рассеянных, мятежных и бесслезных!" Автор использует излюбленный прием
"вещь- символ" (" в росистую траву катятся аметисты и гибнут без следа"). Аметисты- камни сиреневого, фиолетового цвета, и звуки прекрасного голоса тоже были сиреневые, ласковые и звёздные. И те и другие " гибнут без следа"... без отзвука, понимания, сочувствия. Аметист - символ, раскрывающий состояние человека, символ непонимания, людского равнодушия. Лирический герой противопоставлен толпе, бесчувственно, безучастно присутствующей на концерте. Он почувствовал в ней, обладательнице прекрасного пола, красоту, талант, одухотворенность, благородство. Но мечте не дано исполниться
" средь месячных лучей, и нежны и огнисты в росистую траву катятся аметисты и гибнут без следа". Ваше
исполнение - это поэзия, музыка душевного страдания. Вы передали сложные, неуловимые чувства в душе героев. Это нельзя забыть... подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его. Спасибо Вам большое. Пусть Вас слушают не рассеянные, не мятежные и не бесслезные, а сосредоточенные, спокойные, чувствительные, способные оценить красоту Вашего творчества!!!
ВАЛЕНТИНА БОРЕЙКО.
Свидетельство о публикации №124032801047