Пишите между строчек

Дай бог слепцам глаза вернуть
и спины выпрямить горбатым.
Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,
но быть нельзя чуть-чуть распятым.
          - Евгений Евтушенко


Всё началось с того момента,
Когда в Синай ушёл пророк
И десять он принёс заветов,
Что нарушать никто не мог.

Начало этики, морали
Для тех, кому единый Бог,
Дал все заветные скрижали,
А в них - законы между строк.

Потом их долго толковали
И подгоняли под свой лад,
И с умным видом добавляли
Ко всем религиям подряд.

И пусть они неоспоримы
Железной логикой своей,
Их подправляли с умной миной:
Другим значением: “Не убей”.

Мол, между строчек там кавычки
Есть исключения - война…
Такие у вождей привычки -
Скрижали дополнять сполна.

“Не укради” - лишь у богатых,
“Не возжелай” - Он - пошутил.
На нищих - лишние затраты,
И вождь - единый наш кумир.


Пробел заполнить между строчек,
Мол “это Он имел в виду”.
Соавтором быть каждый хочет…
         Нужны ль соавторы Ему?





Те десять заповедей ветхих
Универсальны в большинстве,
Влияние их никак не меньше,
Чем древних греков славный след.

Влияние их на философию,
На христианскую мораль –
То, как мы все живём сегодня
И как мы жили все вчера.

Не все конечно, исключения
Известны вам, известны мне,
Убийства были и измены,
Хождения к чужой жене…

Но те скрижали разделили
На то, что хорошо и нет.
Мораль они определили
На много, много сотен лет.

Слова пророков вспоминают,
Когда молитва иль нужда
Иль подтверждения желают,
Что «наша сторона права».

Но большинство их забывают
В той каждодневной суете,
Что жизнь с запасом заполняют
Проблемы далеко не те.

Но иногда слова проступят
Как бы писанием на стене
И пыл горячего остудят,
А кто замёрз – при них в тепле.

Там правда жизни поколений,
И этой правде тысячи лет.
Нам следовать бы без сомнений,
         Но между строк мы ищем след.





Мне жаль язык златого века
России.  Ведь другого нет.
Чарует он и манит светом
Поэзии тех прошлых лет.

Прошли года, десятилетия…
Читать мы стали между строк
В газетах “Правда” и “Известия” -
Так задавали нам всем урок.

Догадывались по несказанному
И по намёкам лишь идей.
Учились быть повсюду разными -
Что можно думать, что  - не смей

Пришёл свободы век обещанный
Для тех, кто пишет - нет преград.
И грязью пачкают бумагу белую
Площадной бранью, как все хотят.

Век “матовый” - свобода вольная,
Что на заборе - то и в эфир.
И между точек тех бранью полные
Ползут стихи в печальный мир.

А мы учёные читать кроссвордами
Стихи без смысла, сплошной утиль.
Но иногда,  почти крамольные
       Там между строк - увидеть мысль






Мы знаем, конечно, как вещий Олег
В поход собирался к хазарам.
Мы помним, что, кажется, дерзкий набег
Навлёк на себя эту кару. 

С Олегом все ясно - за что и когда
Его собиралась дружина,
А вот о хазарах чуть-чуть иногда
      Прочтёшь между строчек в былинах.

А были хазары на древней земле (1)
Потом называвшейся Русской,
От Волги до Дона, и Крым, и Дербент
Веков вроде пять была тюркской.

А царство звалось их тогда - Каганат
И царь быль КагАн, между прочим...
А может оттуда берет свой заряд
Фамилия та - Каганович?

Известно нам мало о времени том,
Ведь всё до Руси там случилось...
Историки нашим был важен исток
Славяно - варяжских попыток.

Проблема ещё ухудшалась и тем
Что тюрки - они же иудеи!
Как так, на исконно славянской земле
Свободно гуляли евреи?

Бежали евреи тогда от паши,
Осели они в Дагестане..
Наверно с тех пор караимы пошли - (2)
Так тюрки их веру узнали.

Хазары-евреи на этой земле
Задолго до русов селились.
Ведь русы от Рюрика только и все
В девятом лишь веке явились.

Об этом писал даже сам Гумилёв,
(Как он не любил всех евреев!)
Принявшие веру хазары давно
По слухам построили Киев.

Они с Византией держали бои,
С арабом сражались успешно,
Но выбрали Бога другого своим
(О чем мы не слышим, конечно).

Так тюрки-хазары остались в тени
Истории русской великой.
Кочевник-еврей, предок древней земли
        Меж строчек успешно забытый.



1. Хазарский Каганат, Хазария (650—969) — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.
Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги.
Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар находился ряд восточно славянских племенных союзов.

2. Караимы — немногочисленная этническая группа, происходящая от тюркоязычных последователей караимизма в Восточной Европе.
Традиционными местами проживания караимов являются Крым, некоторые города Западной Украины (Галич, Луцк) и Литвы (Тракай, Паневежис).
Лексический состав караимского языка отличается заимствованием ряда терминов из древнееврейского языка.





"Король дурак",  Нашли заразу -
Мочой написанную фразу,
В снегу, у самого дворца.
Король:
       "А ну подать письца!"

Анализировав день, два,
Вердикт, как громом с неба:
"Моча французского посла,
А почерк королевы!"

Поэты, я желаю вам:
Пишите между строчек,
И чтобы у каждой мысли там
Был королевский почерк.


По мотивам Н. Сагаловского.


Рецензии
между строчек читать
нужен ум в голове

у кого же ума не хватает
тот и бОшку легко потеряет
=================
Мой добрый привет!

Юрий Атман   26.03.2024 23:48     Заявить о нарушении
Известно, всяк умом доволен, -
Нет сожалений. Из желаний
Финансы бы улучшить вскоре,
Не пожалеет всех стараний.

Но, приложи он те ж усилия,
Расширить кругозор и знания,
Расшевелить немного мысли, -
Но нет причин тому в сознании.

;((

Оскар Хуторянский   28.03.2024 15:32   Заявить о нарушении