Послекрокус и сплочение общества

По сообщениям СМИ, организаторы теракта в "Крокусе" рассчитывали посеять панику и разлад в обществе, но встретили напротив - единение. В этом важно разобраться: как в переживаниях после теракта работают законы массовой психологии и собирательной личности? Происходит ли сплочение людей - или разобщение?

Физический теракт совершён 22 марта, а эмоциональный еще  продолжается, его шлейф может тянуться месяцами и оказывать влияние на массовое поведение. Тревога и страх продолжаются массово вследствие вторичной "травмы свидетеля", то есть переживания людей, не являвшихся очевидцами и участниками событий, но становящихся эмоциональными жертвами сопереживания. Они представляют себя на месте пострадавших вследствие неадаптивных механизмов психологической защиты:
;; те, кто вследствие эмоционального заражения не могут  справиться с тревогой,
;; те, кто оказывается в плену навязанного чувства вины,
;; и те, кто попадает в ловушку думскроллинга и ретравматизации,  навязчивого поиска напоминаний о трагедии и ожидания ее повторения.

Конечно, в массовых реакциях преобладает не логика, а эмоции, в которых от страха до агрессии - один эмоциональный шаг. Трансформация тревоги и паники в агрессию происходит согласно известным стереотипам реагирования по Кюблер-Росс. И вслед за первой эмоциональной реакцией на известия о масштабном теракте по законам массовой психологии надвигается вторая волна.

По тем же естественным механизмам психологической защиты умах и сердцах миллионов идет поиск ответа: кто виноват?  Ответ важен для канализации напряжения, недовольства и агрессии.

Итак, кто виноват не юридически, а психологически:
;;Обезличенная для большинства населения "террористическая организация ИГИЛ", которой как бы делегируется ответственность. А граждане РФ  могут успокаивать себя аргументами: мол, знакомый преступный почерк?
;;Или же организаторы в соседнем государстве?
;;Или все же главную роль сыграли  заморские вдохновители, хоть в старом свете, хоть в новом - "антироссийский интернационал"?
;;Или по старинке "власть отвечает за все"?

Конечно,  бенефициар в целом - по умолчанию «коллективный Запад»
;; Отдельно важно учитывать беспокойства россиян по поводу мигрантов, для разжигания недовольства и конфликтов с диаспорами
;; Для релокантов, уставших от  вынужденной миграции и задумывающихся о возвращении
;; А для соотечественников, которые эмигрировали в поисках "лучшей жизни" достаточно давно и на фоне растущей в Европе русофобии стали задумываться о репатриации.

Второй классический вопрос: что делать?  Ответ часто диктует не логика, а эмоции. Грозди гнева зреют в народных массах, но кто соберет их урожай? Кто сегодня раскачивает лодку? Возобладает привычная  субмиссивная толерантность? Или эстафета перейдет от пассивно- агрессивного большинства к активному меньшинству? Все заметнее имя политдебютанта Даванкова используется как буфер для протестного электората
>антипатриотическими силами по старым шаблонам Навального.

В традициях народной мудрости, кто сеет ветер - пожнет бурю. То есть ответные действия, превосходящие по масштабу  первоначальные события. А если эмоциональная агрессия не находит выход, она может становиться саморазрушительной. Выход - объединение в спокойствии.

Как реально добиться спокойствия? Современные технологии массовой психологической помощи с опорой на саморегуляцию (РОСТ, Ретри), антистрессовые мобильные приложения для релаксации, а также социальные и волонтерские инициативы по групповой психологической помощи,  направленной на широкий охват нуждающихся помощи и быстрый результат за счёт использования природных трансактивных механизмов мозга.

Психологические последствия для общества  резонансного теракта - массовая проблема, которая сегодня затрагивает множество людей. И решать как коллективными усилиями,  совместно. Для этого важна коллективная психологическая защита и самоорганизация общества. Пришла пора вспомнить о концепции общенациональной психотерапии.


Рецензии