Казнь Пугачёва

                1
                С лютой смертью ты повенчан
                А со славой обручён,
                В шрамы сабельных увечий,
                Словно в ризу, облачён.
                Бабе стонущей оставил
                Поцелуев мёд и квас,
                На прощанье в щели ставен
                Округлив насмешкой глаз.
                Беглый раб. В степях за Доном
                На разбой поднял ребят:
                Мол, я – царь Руси законный,
                Рад мне ты или не рад…

                2
                «Извергом, татью ославите?..»
                Слякоть. К Царице на суд.
                Осень. Емельку по слякоти
                В клетке звериной везут.
                Будто бы и не озлоблен?..
                Но приосанился – князь!
                Бросил словечко: и брови
                Пля-шут, и цепь затря-слась!
                Шутит с пугливым народом.
                Птицы заметил полёт –
                Странная грусть мимоходом
                В карих глазищах сверкнёт.
                Руку целуют калеки…
                На покаянье скупой,
                Смеючись, ходит по клетке
                Над прокажённой толпой.
                Стражники. Грязь по колено.
                Нищая скука и рвань,
                Как никогда – откровенна
                В горькую стылую рань.
                Мальчик заплаканной рожей
                К мамкиной юбке прирос…
                На вековом бездорожье
                Тащится сирый обоз.

                3
                Твой последний собеседник,
                Сводный брат тебе – палач,
                Руки вытер о передник,
                Тронул за плечо – пора!
                Взор сверкающий не прячет
                Ладный грубый весельчак.
                Вот тебе – душеприказчик,
                Ровня – голосом, в плечах…
                Кроткий взгляд сосредоточив,
                Шибче, вдумчивей дыша,
                За свободу платишь точно:
                Жизнь! И больше – ни шиша!
               
                4
                На глаза надвинув шапки, -
                Аль привиделось тебе? –
                Люди верные из шайки
                Колобродили в толпе.
                Перемигивались мрачно
                Гости, выходцы глуши,
                В полушубках скрыв собачьих
                Горбоносые ножи.
                Сабель голых частоколом
                Честь по чести обнесён,
                Лёг на плаху смуглым горлом…
                Вольной волюшке поклон!


Рецензии
"Беглый раб"? Разве?
Если это метафора, то опасная. Потому что на Дон в самом деле и крепостные бежали. Можно не так понять.

Ёрик Беломорканальев   26.03.2024 09:49     Заявить о нарушении
В пору Пугачёва казаки уже изрядно утратили свою вольность. Самодержавие уже положило на них свою властную руку, нередко и отправляя в солдаты. В 1770-1771 году Пугачёв только и делал, что бегал от властей. А затем задумал и определить себя в беглые рабы:
"Пугачёв решил выдать себя за старовера. Каверин, поверивший Пугачёву, что тот «бежал из усердия к богу» и из желания присоединиться к одноверцам, посоветовал ему поехать на хутор к старообрядцу Осипу Коровке[21].
Осип Коровка с охотой взялся помочь Пугачёву, несмотря на то, что в разговоре с ним Пугачёв признался, что он беглый донской казак. В это время многие ранее бежавшие из России старообрядцы по указу Петра III, подтверждённому и Екатериной II, получили возможность вернуться в Россию и поселиться на окраинах империи. Посоветовав отправиться в Бендеры, где, по слухам, было определено одно из мест для выходивших из Польши старообрядцев, Коровка попросил своего сына Антона сопроводить Пугачёва и даже отдал ему свой паспорт."
Так что и по паспорту, и по своему бесправному положению, и по бесчисленным побегам Пугачёв был "беглым рабом".
Спасибо, Йорик, за интересный вопрос!
С уважением - Евгений

Евгений Глушаков   26.03.2024 11:47   Заявить о нарушении
Евгений Борисович, беглый донской казак (а бегал Пугачёв от службы весьма своеобразно) это не беглый раб. Да и старообрядцы - это люди абсолютно не рабского склада духа. Их, по счастию, можно ещё наблюдать в почти том же состоянии духа - истинно русские люди - спокойствие, достоинство, сила. Есть очень интересный фильм о старообрядцах "Русские староверы в Бразилии".
В контексте существующей смысловой связки - "крепостной"-"раб"-"крепостные бегут на Дон", называть Пугачёва беглым рабом не правильно. Это сбивает с толка. Никакой он не раб.
И казаки, да, приняв в итоге царскую власть над собой, не были рабами.

Ёрик Беломорканальев   26.03.2024 12:03   Заявить о нарушении
Да, они не были крепостными, но и не были уже свободны. На них была возложена обязанность покруче - служить. А не свободный человек - уже раб. Пугачёв не пожелал с этим согласиться и бегал, бегал, бегал, пока не добегался...

Евгений Глушаков   26.03.2024 12:15   Заявить о нарушении
Вот ведь, захочешь поехать куда-то - паспорт получи на поездку... Рабы, только немного на другой - военный лад! Иначе бы чего бегать?

Евгений Глушаков   26.03.2024 12:21   Заявить о нарушении
Про отправление казаков "в солдаты" не слышал. Это в качестве наказания? Да, нашел информацию, что были такие факты. Но это было наказание и наказание довольно редкое. Кажется, что ещё реже, чем смертная казнь и ссылка. Насколько я понимаю, такое бывало после казачьих бунтов.

Ёрик Беломорканальев   26.03.2024 12:24   Заявить о нарушении
В таком случае и дворяне были рабами. Обязаны были служить и подчиняться власти. Такой был порядок. Обязанность подчиняться в чем-то - не синоним рабства. Любой порядок - это в чем несвобода. Раб - категория особая. Ближе всего к рабам были крепостные. Но не все крестьяне были крепостными.
А матросы на кораблях британского флота не были рабами? Порядки на кораблях были суровые, чуть что - на рею. Капитан - царь и бог в одном лице.

Ёрик Беломорканальев   26.03.2024 12:29   Заявить о нарушении
Описка; Любой порядок - это в ЧЕМ-ТО несвобода.
В общем, остаюсь при своем мнении.

Ёрик Беломорканальев   26.03.2024 12:31   Заявить о нарушении
Вот ещё одна говорящая цитата: "В разговоре с зятем Пугачёв узнал, что тот с несколькими товарищами устал и хочет бежать со службы, в которой они попали в положение солдат, а не казаков."

Евгений Глушаков   26.03.2024 16:54   Заявить о нарушении
И ещё тогда же: "Волжские и донские казаки, принудительно переселённые правительством для укрепления недавно созданной Терской линии, были крайне недовольны переселением и условиями новых мест службы".
Чем не рабы?

Евгений Глушаков   26.03.2024 16:59   Заявить о нарушении
Да, вероятно, это были какие-то нештатные ситуации (наказания) - когда казаки попадали в положение "солдат". Но вряд ли это было правилом, скорее как исключение и вряд ли они с этим могли смириться. Что подтверждают эти истории побегов со службы такой. Не тот характер. Не рабский. А тот самый характер - казачий - жив до сих пор.
В солдаты ведь и дворян обращали. Было такое наказание.

Ёрик Беломорканальев   26.03.2024 17:07   Заявить о нарушении
"И ещё тогда же: "Волжские и донские казаки, принудительно переселённые правительством для укрепления недавно созданной Терской линии, были крайне недовольны переселением и условиями новых мест службы".
Чем не рабы?"
Евгений Борисович,
Царский указ - это же высшее повеление на земле. Тогда все так жили. Тогда уж считайте, что все были рабами. Но тогда это метафора. А почему она плохо пригодна, на мой взгляд, я с самого начала сказал.
Беглый, беглый Емельян, но не раб.
Для меня другое во всей этой истории значимо. Ведь восстание было не против царизма. А за правильного царя против неправильного. Емельян же царём самоназвался. Вот что интересно.

Ёрик Беломорканальев   26.03.2024 17:12   Заявить о нарушении
А Лермонтов так и написал: "Страна рабов, страна господ..."

Евгений Глушаков   26.03.2024 17:15   Заявить о нарушении
Есть мнение, что Лермонтов этого не писал. Но это не важно в данном случае.
Обратите внимание - господа и рабы.
Но над казаками господ не было. Был царь и были атаманы. Атаманов казаки сначала сами избирали и утверждали. Потом сами избирали, а царь или чиновники царские утверждали. Но это были атаманы, а не господа.
И в этом смысле господам казаки не подчинялись. Только атаману и военному командованию. Да и командованию - не очень. Не зря же казаков так попрекали, что в Бородинскую битву они не хотели ввязываться на уровне линейных полков. Так казаки не воюют. И это правильно.

Ёрик Беломорканальев   26.03.2024 17:25   Заявить о нарушении
Казаки - последний русский этнос воинского сословия. Воин не может быть рабом. По определению.

Ёрик Беломорканальев   26.03.2024 17:27   Заявить о нарушении
Может быть, даже единственный русский воинский этнос. Были ещё однодворцы (часть из них стала дворянами - склонила голову пониже перед царём) - но это сословие. До того были княжеские дружинники - но это тоже сословие, не этнос.

Ёрик Беломорканальев   26.03.2024 17:30   Заявить о нарушении
Хорошо Вы, Йорик, про казаков написали. Спасибо за благородный взгляд на историю! Увы, она не совсем такова... Пугачёв только тогда и перестал быть рабом, когда понял, что для этого надо воцариться. Ну а старшины, предавшие его, только подтвердили свой рабский статус.

Евгений Глушаков   27.03.2024 10:18   Заявить о нарушении
Это политика. Политика - вещь практическая. И практической целесообразности подчиняется всё. Предательство старшин тут - шаг практической политики.
А вообще, мы очень мало знаем о реальной картине восстаний в царской России. Тогда, из государственной внутриполитической целесообразности, факты искажались. Потом, факты искажались уже историками того или иного периода. Ещё позже, искаженные факты преломлялись творцами от искусств - тоже в рамках некой политической/коммерческой целесообразности. В итоге - сплошные мифы. А это очень интересно - понять что реально двигало людьми. И руководителями и простыми участниками событий. Какова у них была картина мира.
Но мы с Вами, Евгений Борисович, по поводу "беглого раба" не договорились. Каждый остался при своем мнении. С учетом, конечно, позиции и аргументов оппонента.
Согласен, что прежде всего это было и внутреннее восстание Пугачева против неких принуждений личного толка. Но не только личное.
Удивительно как простой казак поднялся до уровня царя-самозванца. Это же какое средоточие талантов должно было быть в одном человеке. И решимость, и непреклонность, и талант оратора, и талант организатора, и талант полководца, и талант политика. Ведь он сумел имитировать (имитировать?) даже функционирование неких своих новых гос органов. Вёл обширную политическую переписку.
Интересно. И пока во многом сокрыто.
Успехов Вам в творчестве и в познании тайн мироздания!

Ёрик Беломорканальев   27.03.2024 11:33   Заявить о нарушении
Всего наилучшего, всех благ!

Евгений Глушаков   27.03.2024 12:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.