Интриги, цикл, ред

Интрига рано или поздно губит того, кто ее начал.
                Пьер Бомарше

Интрига делает романы,
Интрига изменяет власть.
Интрига двигает все страны,
Интрига - в ней любовь и страсть. 

Нам без интриг не интересно,
Без них всё - стылая вода.
Они приправа, дрожжи в тесто,
Много-ходовая игра. 

Вот д’Артаньян - прямой, как стержень.
Чуть что, со шпагой - на забор...
Другое дело вам Миледи,
Иль Ришелье, или Рошфор.

И пусть добро в кино и в сказках
Всех побеждает под конец,
Но в жизни хитрая завязка
Идёт почаще под венец. 

Добро банально, тривиально.
К злодеям чаще интерес;
Им сейф открыть и моментально
Сюжет, завязка и прогресс.

Пусть есть любовный треугольник
Иль приключенческий роман,
А может детектив настольный,
Везде интрига есть, обман. 

Так автор прячет свою карту
И вынимает лишь в конце.
Нет интриганов без таланта -
Обидно это очень мне. 


СКАНДАЛ

Скандалы, склоки и интриги
Как падки мы на них всегда,
Кто? Где? И с кем? Как жили-были?
А слухи - это капитал. 

Для знаменитостей забытие
Страшнее, чем она с косой...
Скандал, что во время раскрытый,
Прийдет газетной полосой. 

Товар залежанный, забытый
Уйдет за день, лишь слух пройдет,
Что станет скоро дефицитом....
"А вдруг и правда, черт возьмет".

Или политик для престижа
Песнь заведет, что мол враги
На ваши земли точат лыжи...
Ну тут мы вместе, как один...

Не важно правда, ложь в эфире,
Лишь бросить слух, он оживет
Энтузиасты подхватили
И ложь зазря не пропадет.

Погибнут за нее герои,
Приспособлены сорвут куш,
Политик популярен вдвое...
Так и живи средь лжи и луж.


ИНТРИГИ ОЛИМПИЦЕВ

Когда хамелеон у власти, цвета меняет окружение.
        —  Станислав Ежи Лец

Как интересно жили боги
На древнем и седом Олимпе,
Свои интриги и тревоги,
Свои любовницы, любимцы.

"В народ ходили" очень часто
Задачи смертным задавали,
Им что-то было очень важно
Кому помочь, кому мешали.

И возраст их не беспокоил
Бессмертными с рождения были,
Все с романтическим настроем
О связях мифы все сложили.

Пусть не бессмертны полубоги
И жизнь их часто не подарок,
Но в результате все герои -
На них веками все равнялись. 

Сменили их другие боги
Суровые и без пороков,
И говорили не со всеми
А только избранных пророков. 

Поскольку он один на небе
То споры все и все интриги
Им перенесены на землю -
Ты не греши, носи вериги. 

Да, было много интересней
Когда богов сам выбираешь -
Кому-то жертву в нужном месте,
А где оракулу подмажешь.

Там по богам кроили жизни,
От них совета ожидали...
Теперь ответы в мудрой книге,
Но жизнь улучшилась едва ли.


РОЛЬ ИНТРИГИ В ИСТОРИИ

Тебя продадут всё равно, ты только набивай себе цену.
               —  Станислав Ежи Лец

Играл ли шанс в истории роль
Иль личность здесь руководила?
Вопрос не новый, в том и соль
Ответ еще не находил я.

Взгляни на век любой, эпоху
Событие, что в истории ветхой...
Всегда найдешь что был там кто-то,
Использовал события метко.

Событие может приключилось
И без него - природа, голод..
Но если личность появилась,
Там и событие эпохи. 

Пример: Наполеон и Гитлер,
И Ленин, и другие тоже
Поднялись на волне событий,
Без них другое было б может.

Бывало что и сама личность
Плела интриги, нагнетала,
Примеров таких тоже много -
Великий Фридрих, Грозный, Сталин.

Одно мне ясно, лишь совместно
Где личность с ситуацией силы,
Там и истории монументы,
Там и медали, и могилы.



ЗАГОВОР

В истории много ситуаций,
Когда решение судьбы
Народов, личностей и наций
Решалось шёпотом в тени.

И у великих совершений
Есть тоже тайная тропа.
Вот об одном таких творений
Есть тема этого стиха.

Великий скульптор Возрождения,
А может даже всех времён
Был на дороге восхождения -
На творческий великий трон.  (1)

Уже создал тогда он Пьету, (2)
В Флоренции стоял Давид,  (3)
И папа римский выдал смету
Для мавзолея, мир затих.   (4)

Уже готовы все эскизы,
Каррарский мрамор во дворе,
Но тайный заговор капризом
Нарушив план, пришёл извне.

Великим зодчим был Браманте
И хоть он вышел из низов
Стал знаменитым, вхож был к папе,
Талант простить был не готов.  (5)

Он знал, закончи тот гробницу -
Увековечит монумент
И скульптора, его десницу.
Он видел - лучшего ведь нет.

Шепнул на ухо как-то папе
“Плохой приметой мавзолей…”
Не лучше ль фреску вам на память
В капелле сделать покрупней.

Такое скульптору задание,
Убить соперника мечту
Для Микеланджело рисование
Как наказание учтут.

Не дать создать своё творение,
Подсунуть непосильный труд,
Унизить, видеть потрясение,
Цель нам ясна. Нож в спину тут. 

А в результате есть капелла,
Её Сикстинской все зовут.
Её бессмертие примером,
Убить талант - тяжёлый труд.


(1) Микеланджело Буонароти -  — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера

(2) Пьета - «Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти ( когда ему было 24 года). Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве).

(3) Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года.
Микеланджело закончил работу, когда ему был 31 год.

(4) Гробница папы Юлия II — усыпальница папы римского Юлия II в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи, спроектированная и созданная Микеланджело. Договор был заключён в 1505 году, работа была завершена в 1545 году. Всего известно шесть проектов гробницы, разработанных скульптором.

(5) Донато Браманте - — основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой является главный храм западного христианства — базилика Святого Петра в Ватикане.

(6) Потолок Сикстинской капеллы — роспись потолка Сикстинской капеллыпредставляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, созданный в 1508—1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения. Сложнейшую задачу, поставленную перед ним папой Юлием II — Микеланджело, называвшему себя скульптором, а не живописцем, не приходилось ещё осуществлять столь масштабную работу в технике фрески, — мастер выполнил в рекордные сроки.

Во время своего путешествия по Италии, Гете напишет: «Не увидев Сикстинской капеллы, невозможно до конца осмыслить то, чего способен достичь человек».
 



У КАЖДОГО СВЯТОГО ЕСТЬ ПРОШЛОЕ

У каждого святого есть прошлое,
у каждого грешника есть будущее.
            Оскар Уальд


Чему нас учат каждый день
Семья, религия и школа?
У грешников бывает день,
Что превращает их в святого!

Пусть каждый был рождён святым,
Но жизнь грехи умеет множить -
От детских шалостей, как дым,
До взрослых, что - мороз по коже. 

Но говорят, что у святых
С их прошлым тоже что-то было - 
Надеждой грешникам иным,
Чтоб что-то в будущем светило. 


ВСЕ ЛУЧШЕЕ ЧТО СОЗДАНО

Одиночество, как ты перенаселено!
            —  Станислав Ежи Лец

Всё лучшее во всей истории
Продукт создания одиночек.
Не коллективов бутафории,
И не воззрений с разных точек.

Все достижения и открытия,
Искусства и науки рвений -
Есть одиночные события,
За каждым лишь один есть гений.

Лишь к одному приходит муза
И озарение, как громом.
С ним провидение лишь дружит -
Не передать его другому.

Им не всегда попутный ветер.
Упрёки чаще чем советы;
Интриги, чёрной краской метят,
Их спины в шрамах от наветов.

Их коллективы презирали -
У коллектива только сила.
Там всех по росту уровняли
И гению - братская могила. 

Лишь кто в себя упорно верит,
Идее верен - тот добьётся!
И пусть спина его мишенью -
Над коллективами смеётся.



СЕРЫЕ КАРДИНАЛЫ



Не всем нужны триумф и слава,
"Ведут спектакль из-за кулис”.
Но власть у них, хоть не по праву
Других зовут на “браво!”, “бис!”

Им имя - “серым кардиналом”
С времён, напомню,  Ришелье.
Он “красным” был по шапке алой,
И сам известным он вполне.

Но серой тенью за спиною
Был Жозеф - капуцин, монах.
Он в серой рясе к миру, к бою
Творил политику на страх.  (1)

Его боялись все настолько,
Что имя вслух сказать нельзя,
А только шёпотом. Я помню -
Похожи были времена,

Известен нам Победоносцев
Как обер-секретарь Синода,
Был безразличен он к червонцам,
Непримиримым был к свободам.    (2)

При нем Толстой был проклят церковью,
А Достоевский был обласкан.
Как ненавидел он евреев?
Черту оседлости создал он.

Лишил их средств к существованию,
И ввёл политику такую:
Часть вымрет от недоедания,
А часть уйдёт в страну другую.

Имел он страшное влияние
На православного царя
И революцию создали
Его злодейские дела.

Был образован и умён,
Писал стихи, писал и прозу...
Был злым он демоном времён
И "серым кардиналом" тоже.

Затем был Жданов, был и Суслов.
О них теперешние знают -
Ведь кардинала место пусто
В России просто не бывает.

Мне Суслов помнится особо -
Он был - философ от сохи.
Идеологию основой
Считал и поучал других.   (3)

За Будапешт ему “спасибо",
За танки в Праге - он послал!
Хрущёва снятие на диво
И диссидентов всех скандал.

И Сахаров, и Солженицин,
И всё, что можно и нельзя
Решал лишь он, своей десницей...
Тогда решал. Но, видно зря.


10-30-19

(1) Францией во времена формального правления монарха Людовика XIII на самом деле фактически управлял кардинал Ришельё (которого называли «красным кардиналом» из-за цвета шапочки, положенной кардиналу), за которым стоял не занимавший формального поста отец Жозеф, которого и прозвали «серым кардиналом», потому что он был монахом Ордена капуцинов, носивших рясу серого цвета. В романе «Три мушкетёра» говорится: «Его имя произносилось не иначе как шёпотом».

Франсуа Леклер дю Трамбле внезапно изменил свои взгляды и постригся в монахи ордена капуцинов под именем Жозеф.

Суровый аскет, искренний патриот, преданный друг, религиозный фанатик, беспринципный политик, коварный интриган – все это один человек, до сих пор остающийся для нас загадкой, «серый кардинал» герцога Ришелье.


(2) Константин Петрович Победоносцев 1827 – 1907 - русский правовед, государственный деятель консервативных взглядов, писатель, переводчик, историк церкви, профессор; действительный тайный советник. Главный идеолог контрреформ Александра III. В 1880—1905 годах занимал пост обер-прокурора Святейшего синода. Член Государственного совета (с 1872), считается «серым кардиналом» правительства Александра III

(3) Михаил Андреевич Суслов 1902-1982 — советский партийный и государственный деятель. Член Политбюро ЦК КПСС (Президиума ЦК КПСС) в 1952—1953, 1955—1982 годах, Секретарь ЦК КПСС(1947—1982), советский "серый кардинал".



ПЕРЕВОРОТЫ

Не раскрывай людям объятия — не помогай им распять тебя.
          —  Станислав Ежи Лец

Те, кто взобрались на вершину,
Те одиноки, как никто.
Всё в ожидании ножа в спину,
Как сами делали давно.

Трон сделан с спинкою высокой
Защитой сзади от меча,
Так спину защищает тот, кто
Кому друзей иметь нельзя. 

Дворцовой гвардии оплата
Намного выше, чем другим.
Но тем не менее расплата
Приходит чаще от своих.

Дворцовые перевороты,
Интриги Лувра иль Кремля,
Судьбы страны, все повороты -
Их предсказать порой нельзя. 

Прекрасно знали все владыки
Восточной крови и ума -
Держи советников и близких
Не ближе, чем длина копья.

И выживал лишь тот, кто меньше
Своей округе доверял...
Так одиночество всем светит,
Кто на вершине устоял. 



ВНУТРЕННЯЯ ОХРАНА

Владыка каждый с подозрением
Смотрел на приближенных лиц -
Ведь жизнь его в одно мгновение
Могла закончиться от них.

Преторианские гвардейцы
В эпоху Рима процветали,
Туда не попадёшь плебеем -
Властители им доверяли.

И очень часто те гвардейцы
Решались на переворот...
Вот почему так очень важен
Известный всем Кремлевский полк.

А всё же лучше янычары
Без родины и без семьи.
Жалеть о ком они не знали
Султану лишь подчинены.

Опричнина - лихие люди
Служили Грозному царю,
Россия вряд ли их забудет,
Когда все можно палачу.

У Ришелье были гвардейцы,
А мушкетёры с королём.
И русским им эквивалентом
Стрельцы, казнённые Петром.

Семёновцы, Преображенцы
Петра потешные полки
Ему служили правдой, верой
И Катерину возвели.

Был Бенкендорф, была охранка
Ближайший кузен КГБ.
У них учились, улучшали
Приёмы, методы в тюрьме.

Неплохо жил в Сибири Ленин:
Читал, охотился с ружьем...
Всё учтено - приняты меры,
Другая участь там всех ждёт.

Гестапо нам известно тоже
И Сигуранца у румын,
И Скотленд Ярд с Британским лёвой
И FBI который «чтим». 

Враг, что внутри - важней другого
Премудрость эту Сталин знал,
То Ягоду, а то Ежова
То приближал, то убивал. 

Да, нет гарантии в охране
Интриг дворцовых нам не счесть.
Не зря султаны убивали
Всех братьев. Сразу, без затей.




ВО ИМЯ ЦЕЛИ

Я всегда боялся тех, кто требовал власти над душами. Что они делают с телами?
      —  Станислав Ежи Лец

Кто хуже тех, кто за идею
Идёт на подлость, на обман?
Кто всё оправдывает целью -
Цель хороша - вот он и прав?

А хуже те, кто "за компанию"
Под звук трубы, под крик толпы
Костёр готовят для сжигания
И гильотины, и гробы.

Для тех - других, кто в их сознании
Еретики и колдуны,
И в их ничтожном понимании
Философ с вором все равны.

Кто испокон кричали "зрелищ!",
Кто жаждал смерти вновь и вновь,
Чем ты важней - тем больше ненависть....
Бьет автомат и льётся кровь.

Сократ отравлен и унижен
Великий мудрый Галилей,
Костры на площади Мадрида
Есть инквизиция - ей верь.

Звук гильотины на Конкордия
Ещё скатилась голова,
И под скрипичную мелодию
Уходит в небыль Бухенвальд.

Распят Христос.  Нет Жанны более,
Джордано пеплом по ветру
Шесть миллионов в крематориях
С моей семьёй ушли в трубу.

Признание выбито в подвалах
Подшито дело и судьба.
Те стоны кто нибудь услышит?
Кто исполнял тот злой приказ?

Ведь был приказ от тех кто свыше,
Кто под влиянием идей...
Огонь ко мне всё ближе, ближе
Под крик толпы - "сильней, больней!" 


ПЛОХАЯ НОВОСТЬ ПРИВЛЕКАЕТ

И собака в столице лает центральнее.
           —  Станислав Ежи Лец

Плохая новость привлекает.
Скандал для прессы, как бальзам.
Скажите, Вас не удивляет
Пристрастие к низменным страстям.

Смакуют драки и убийства,
Интриги в высших облаках.
На ухо что нашепчет птичка,
Что в пасти принесёт шакал.

Для тех кто смотрит и читает
Скучны банальности добра,
Адреналин в крови играет
У нас при предвкушении зла.   

Убийства смотрим сериалы,
Там где бездействует закон
И учимся - вот жить как надо,
Мораль из сердца вырвать вон.

Теперь похоже всё нам можно.
Неужто циники правы?
Что совесть, честь забыть не сложно?
Они с достоинством мертвы?


НЕПРАВЫМ

Если тебя оскорбляют, никогда не отвечай им в ответ, ведь если на тебя лает собака, ты же не становишься на четвереньки и не лаешь ей в ответ!
                - Михаил Задорнов

Мне кажется, на этом свете
Неправый часто торжествует,
Кто жизнь всю видит в черном цвете,
Кто без морали жить рискует.

Кто на словах за то и это,
В делах себя лишь только любит...
Кривит душой в речах, в советах,
Кто в спину нож, дай только случай.

Им улыбается фортуна,
Сбываются их предсказания,
И человек, его натура
Так верят в ложь и их признания. 

Средь них бывали лже-пророки,
И лже-святые, лже-цари,
Кто переписывал историю,
Был палачом, сейчас в тиши.

Они отравленной тирадой
Толкали сотню на погром,
Вели рабочие отряды
Деревню грабить. За зерном.

Я верю в Суд. Все им вернется.
Не спрячешь правду за замок,
И сколько ниточка не вьется
Жизнь преподаст им свой урок.



СТИЛЕТ

Клинок, рождённый ренессансом,
Хоть был и ранее знаком.
Руки для левой, вторым шансом
В бою, в дуэли, под плащом.   (1)

Он отражал удар рапиры,
Изящен был, на крест похож.
Но представлял другие силы
И был коварнее, чем нож.

Обычно спрятан под одеждой -
Убийц наёмных идеал.
Руке доступен также женской -
Он честь и жизнь порой спасал.   (2)

Он был оружием очень личным
И бил всегда наверняка.
Удар вплотную, в этом смысле
Могла без опыта рука.

Стилет - изящен и смертелен
Из под плаща, из рукава.
По рукоятку бить намерен
Опасней даже, чем слова.

Такой у туфель есть фасон,
Стройней ноги, чем в нём не будет.
Не менее смертелен он -
Кто видел раз, тот не забудет.  (3)


(1) Стилет - — колющее холодное оружие, кинжал итальянского происхождения с прямой крестовиной и тонким и узким клинком, в классическом варианте не имеющим режущей кромки.

(2) Небольшой размер стилета позволял скрытно носить его под одеждой или маскировать в различных предметах, из-за чего тот был популярен у наёмных убийц и заговорщиков, а также у женщин.

(3) Относительно тонкие высокие каблуки женских туфель и сапог носит название - stiletto.


Рецензии
Оскар, спасибо огромное за этот грандиозный поэтический труд! Столько мыслей,
чувства и знаний в него вложено. С большим уважением и самыми добрыми пожеланиями!

Мария Обинякина   26.03.2024 09:25     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Мария!

С признательностью,

Оскар Хуторянский   26.03.2024 14:37   Заявить о нарушении