Гиппиус-Мережковское
С берегов Сены, 1920 г.
Здесь мы с тобой незваные татары.
Там как расстриги. Что глупей – Бог весть.
Одной ногой в подсобку санитаров,
Ну а другой в палату номер 6
Идет страна, не на ухо доносы
Пуская в ход, так нож из-под полы.
Как впавший в зверство Навуходоносор,
Ползет, остатки позолот былых
В излюбленной грязище собирая.
Пытавшихся сдержать едва ль простит.
Потокам крови ни конца, ни края,
Где попервой квасной публицистит.
Бьет в голову моча – аж спасу нету.
И белых пятен нет ни в чьем белье.
А знала б наперед – Антуанетта
Повесилась бы на своем колье.
Царица б старца… Там еще желтее.
Хлебнули этой желтизны сполна.
Квасной национальною идеей
И кровью причащаться времена
Настали там, откуда мы изгои.
Прочнее кость слона, чем цитадель
В стране, что держит путь одной ногою
На паперть, а другою - на панель.
Припомнят, что мы по отцу Мерёжки.
У матери сам Курбский был в роду.
Смысл объяснять, с чего пути-дорожки
На запад зовом крови нас ведут?
Свобода мысли – нет страшнее пугал
Попам и атеистам наравне
В стране, где с детства ставят в пятый угол,
Чтоб сразу понял: тут чуть что - к стене.
Опора – дух, и сколько ни стараться,
Устоев в дольнем мире не смещу.
Киты - свобода равенство и братство -
Там хуже раков, лебедей и щук.
Один лишь выход - в небо – существует.
А вот путей к паденью мириад
В стране, что рвется на передовую
Одной ногой, другой - в заградотряд.
Помои льют в разбитые корыта,
Чтоб худшего люд не искал от зла.
Но мы поэты – так же вот сокрыта
И бесконечность там, где зеркала
Взаимно отразят друг друга... Мы же
С тобою, друг мой, вечность создаем
Душою в душу, чтоб как можно ближе.
Неважно где – даст Бог, всегда вдвоем.
Там чехарда… Не самозванцы-стеньки,
Так графы аракчеевы – и вот
Страна вновь марширует с левой к стенке,
Чтоб правой сделать шаг в расстрельный взвод.
Свидетельство о публикации №124032500068
Прочитала стих ... пошла в инет (я говорила, что не сильна в истории), прочитала пару статей об этой необычной паре и опять вернулась к твоей работе. Стало понятней и ещё интересней. Но даже не зная всех исторических моментов, получаешь сильное впечатление, так как ты мастерски передал и дух эмигрансткой тоски, и боль от непонимания происходящего ужаса там, где прошли лучшие годы ( детство, юность) и вот теперь вдруг это место стало чужим, покинутым и недоступным.
Удивительный они выбрали способ совместного пребывания рядом друг с другом и прожили так более 50 лет!!!!! Понимаю их ? Нет. Но не восхищаться таким единством мыслей и душ невозможно.
Спасибо за двойной эффект: поэтический и просветительский. Мне очень понравилось.
Хорошего дня, с теплом, Лена)
Елена Река 25.03.2024 09:34 Заявить о нарушении
Я тоже не очень понимаю) Да и не шибко старался, честно говоря) У всех свои тараканы; другой вопрос, что чьи-то более на виду, а чьи-то мало кому интересны, а иные более банальны в своей заурядности, что ли... Вот и воспринимаются нами чуть ли не как норма, хотя что есть норма?)
Как говорится, все познается по плодам. А плоды впечатляющи. Дело не в десятке нобелевских номинаций - все это в известной мере дело закулисных факторов. Для меня приоритет - качество литературы на выходе. А в данном случае оно на уровне. Если я бы составлял свой Топ 10 романов ХХ века, то туда однозначно попали бы "Смерть богов", "Воскресшие боги" и "Рождение богов". И уж точно больше никто бы в оный Топ 10 столько вещей не делегировал.
Еще для меня плюс - интеллектуальность и тематика: что не какое-то говенное фэнтэзи и т.п. басни ни о чем, а вполне философское чтиво. И с исчерпывающим знанием того, о чем пишет: в той же "Смерти богов" найдется все по тому периоду: от Ямвлиха до Григория Богослова, от Евнапия до Епифания Кипрского, от Филосторгия до Малалы, от Фирмиция Матерна до Афанасия Великого; я вполне могу выделить отрывки романа, восходящие к десяткам аутентичных источников четвертого века, многие из которых на русский не переводились. То есть там подготовка в разы лучше, чем у многих тех, кто нынче в стране дураков строчит "исторические" труды. Каковые, собссно, историей и не пахнут - нет там ни ума природного, ни подготовки для этого; или дешевая пропаганда, или пурга для лохов (особенно умиляют тома о якобы славянских богах и верованиях - это при том, что в источниках на эту тему считанные строки, заявляю со всей ответственностью; нет никаких оснований и вообще ничего для таких писаний, и взяться им неоткуда, кроме воспаленной фантазии и квасного спроса на велесовы книги и т.п. подделки, дающие закомплексованному обывателю иллюзию многовековой древности надуманной "традиции").
Но что об истории говорить тут, где полно дебилоидов, вещающих в духе "Мы никогда не проигрывали", хотя жесточайших обсеров было великое множество: от битвы на Калке до Брестского мира; от Ливонской войны до Крымской; от войны с Турцией, подарившей последней Чигирин по условиям 1681 г., до Цусимы.
А вот Мережковский, хоть и не историк и подходил с позиций скорее верующего, написал шедевр "Иисус Неизвестный", где подошел к исторической достоверности много ближе, чем такие феноменальные корифеи-профи, как тот же Ренан.
О поэзии много говорить не буду; по тем временам она была очень крута, но все же до того же Маяковского ей далеко, да и не в ней главная сила Мережковского. Но и тут в некоторые из моих любимых у себя стихов легко увидеть его прямое влияние: "Твой ласковый и нежный зверь" и "Эта девочка с детства любила играть с огнем" особенно.
Ну а это стихо, пожалуй, я бы вообще назвал лучшим из мной читанных когда-либо, это на все времена:
То не в поле головки сбивает дитя
С одуванчиков белых, играя:
То короны и митры сметает, шутя,
Всемогущая Смерть, пролетая.
Смерть приходит к шуту: «Собирайся, Дурак,
Я возьму и тебя в мою ношу,
И к венцам и тиарам твой пестрый колпак
В мою общую сумку я брошу».
Но, как векша, горбун ей на плечи вскочил
И колотит он Смерть погремушкой, —
По костлявому черепу бьет, что есть сил,
И смеется над бедной старушкой.
Стонет жалобно Смерть: «Ой, голубчик, постой!»
Но герой наш уняться не хочет;
Как солдат в барабан, бьет он в череп пустой,
И кричит, и безумно хохочет:
«Не хочу умирать, не боюсь я тебя!
Жизнь, и солнце, и смех всей душою любя,
Буду жить-поживать, припевая:
Гром побед отзвучит, красота отцветет,
Но Дурак никогда и нигде не умрет, —
Но бессмертна лишь глупость людская!»
Потому при наличии у меня папки "Моя классика" я не мог не воздать должное) Вот это стихо и есть этакая дань благодарности: могу однозначно сказать, что не попадись мне в 93-м на глаза 4-томник Мережковского, который я мигом поглотил, я бы едва ли обрел того себя, который здесь нынче обретается)
Илахим 25.03.2024 10:54 Заявить о нарушении
Спасибо)
Елена Река 25.03.2024 11:09 Заявить о нарушении