Страна Делюсин -Высоцкийи и КБ

Юрий Любимов в ту войну танцевал к клубе МВД-КГБ"е на Сретенке .
Худрук «Таганки» Юрий Петрович Любимов был на коротком поводке у КГБ, считал парторг «Таганки» Борис Глаголин, который в приватном разговоре с В. Золотухиным заявит: «То, что Любимов писал в КГБ, – для меня это абсолютно ясно. Если бы было что-то, меня, по моему положению парторга, вызвали бы и спросили. Меня за 20 лет никто ни разу ни о чем не спросил. Значит, они все знали от него самого, и ему было многое позволено, и все это была игра».

Парторг «Таганки» был прав, прямую связь Любимова с КГБ обеспечивал Лев Делюсин помощник Ю.В.Андропова (Председатель КГБ в 1967-1982 гг, генерал армии). При этом Делюсин входил в художественный совет Таганки.

На фото Л.Делюсин и актер В. Смехов. Помощник Юрия Андропова Лев Делюсин, был своим в театральной среде актеров Таганки.
У Высоцкого были приятельские отношения с Делюсиным. Высоцкий был практически другом семьи Делюсиных. В интернете полно аудио записей, где звучат песни Высоцкого, записанные во время семейных посиделок на квартире Делюсиных. Через Делюсина худрук Любимов имел прямую связь, когда письменно обращался к Андропову или Брежневу, если у Юрия Петровича возникали проблемы с запретом постановок его спектаклей. Как действовала связь худрука Любимова с Андроповым рассказывал сам Делюсин в интервью газете "Совершенно секретно" .

– После встречи с Любимовым у нас дома я пошёл к Андропову и попросил его принять Любимова, которому требуется помощь в связи с закрытием спектакля.
–У Андропова, как оказалось, во время этого разговора сидел Филипп Денисович Бобков, начальник 5-го главного управления КГБ. Главной задачей 5-го управления КГБ являлась борьба с «идеологическими диверсиями», диссидентами, антисоветскими элементами, профилактика и предотвращение массовых беспорядков, подобных Новочеркасским событиям.
– И он дал команду Бобкову. Бобков на следующий день всех собрал в Министерстве культуры. Туда же приехал Петр Нилович Демичев, министр Культуры СССР. И там было решено спектакль дать.
В своей беседе с корреспондентом «Известий» актер Таганки Н. Губенко заявил: «“Таганку” 60—70-х абсолютно неверно воспринимать очагом культурного диссидентства и противостояния режиму. Это не могло быть хотя бы потому, что тогдашний главный режиссер театра Юрий Любимов, отслужив 8 лет в качестве конферансье в ансамбле НКВД, имел хорошие и тесные отношения с силовыми структурами, которые как раз и были призваны наблюдать за диссидентством. Эти контакты не афишировались и длились до того момента, пока не стали компрометирующими для Любимова, пока у него не возникла потребность в создании основы своего будущего пребывания за границей».

Наверное, больше никогда КГБ не был так близок к диссидентам как при Андропове.
В 1984 году в Лондоне в интервью французскому журналисту Марку Донде Любимов говорил: «Разве у меня был бы такой вертеп, если бы это был мой театр?! Разве я стал бы держать столько дармоедов?»

Наверное, Юрий Петрович, говоря о дармоедах имел ввиду Высоцкого, поскольку их отношения были сложными, если не сказать враждебными.
Самые близкие друзья Высоцкого по театру в один голос говорят о том, что периодически Высоцкий исчезал на неделю-две. При этом, никто ничего не знал и предполагали что Высоцкий угодил в запой.

Вова кормил Любимова сказками о том, что едет в Сибирь бродить по тайге с гитарой, а сам ехал к своему другу золотопромышленнику Туманову давать левые концерты. Где за концерты Высоцкий получал пачки советских рублей. При этом, Юрий Петрович постоянно говорил Директору Театра ДУПАКу: «Надо, либо закрывать театр, либо освобождать Высоцкого, потому что из-за него я не могу прижать других, и все разваливается по частям».

20 марта 1968 Высоцкий явился нетрезвым на спектакль. Директор Таганки Дупак запретил ему выходить на сцену, а Любимов назначил на его роль Валерия Золотухина. Высоцкий в истерике стал срывать с себя костюм в котором намеревался играть роль Керенского, и заорал:«Я ухожу… Отстаньте от меня…».
 Золотухин догнал Высоцкого у самого выхода, и тот показал ему записку: «В моей смерти прошу никого не винить».

 Понятное дело, до суицида не дошло. Высоцкий часто впадал в истерику и окружающим угрожал своим суицидом. На следующий день, протрезвев, Высоцкий улетел в Магадан проводить "левые" концерты. В театре это расценили как издевательство, и 22 марта был вывешен приказ об увольнении Высоцкого по статье 47 КЗОТа.

пункт “г” ст. 47 КЗоТ может быть применен в тех случаях, когда нарушение правил внутреннего распорядка со стороны нанявшегося приняло систематический характер, а примененные к нему меры дисциплинарного воздействия, указанные в п. 20 Типовых правил, не привели к должным результатам, ввиду чего дальнейшее оставление нанявшегося на работе находится в противоречии с интересами производства.
В ноябре 68-го Любимов сорвался и наорал на Высоцкого: «Если ты не будешь нормально работать, я выгоню тебя из театра! Я лично пойду к Романову (министр кинематографии СССР) и добьюсь, что тебя и в кино перестанут приглашать! Ты доиграешься!».

 Но Высоцкому, все как с гуся вода. Высоцкий через 10 дней после взбучки вместо того, чтобы выйти на сцену в роли Маяковского в «Послушайте!», отправляется давать концерт в московском офисе одного американского издания. Когда об этом узнал Любимов, он чуть не задохнулся от гнева. Даже Золотухин не понял такого демарша, сделав в своем дневнике запись: «Это уже хамство со стороны друга».

История повторилась в марте 1969-го, у Высоцкого опять случился запой. В результате 25 марта он срывает спектакль «Жизнь Галилея» и снова оказывается на грани увольнения из театра. Вся труппа возмущена поведением Высоцкого. Золотухин записывает в своем дневнике: «Все наши охи, ахи — как мертвому припарка. Все наши негодования. возмущения, уговоры, просьбы — все ему на хрен. А что мы должны после этого переживать, почему мы должны мучиться и сгорать перед зрителем от стыда?»

Худрук Любимов пытался воздействовать на Высоцкого через его друзей по театру, передавая роли Высоцкого его друзьям. Иван Бортник говорит: Любимов меня вызывает:

"Я не могу зависеть от вашего друга Высоцкого, который постоянно ездит то во Францию, то еще куда-то. Хочет - уезжает, хочет - приезжает. Я прошу вас (тут он перешел на вы, значит, начиналась официальная часть разговора) играть Гамлета. У вас одинаковое качество темперамента, и мне не нужно будет перестраивать спектакль".

Короче, воздействовать на Высоцкого у худрука Любимова были руки коротки. За плечами Высоцкого стояло КГБ и они не могли позволить чтобы Высоцкого выгнали из театра. Кураторы из 5-го управления КГБ дали режиссеру Любимову понять, что этого делать нельзя. КГБ неразрывно связывало имя Высоцкого с Таганкой - театром, где прописалась либеральная оппозиция. Таганка был тем местом, куда как магнитом притягивало иностранцев.

 В том числе режиссер Любимов приглашал иностранных гостей чтобы продемонстрировать уровень либеральной культуры в СССР. При этом, Высоцкий должен был, сохраняя имидж оппозиционера, «жертвы режима», должен был работать на задачи Комитета госбезопасности.

В концертном зале "Крокус Сити Холл" этим вечером проходил не только концерт группы "Пикник". Также там был организован третий день чемпионата и первенства России по танцевальному спорту. На него съехались дети со всей страны - в здании их было несколько сотен.

В день теракта в здании "Крокус Сити Холла" проходили детские соревнования по танцам. Для участия в мероприятии съехались участники со всей страны. В Красногорске в пятницу был третий день чемпионата и первенства России по танцевальному спорту. Несколько сотен детей участвовали в мероприятии.

Кроме того, на концерт "Пикника", перед которым и началась атака, собрались тысячи зрителей. Сами музыканты не пострадали, все случилось как раз тогда, когда они были в гримёрке.

По предварительным данным, в результате нападения были ранены около 130 человек. Также источники сообщали о 40 жертвах. Однако число пострадавших может вырасти - "скорые" по-прежнему увозят людей от "Крокуса".

В целом же в здании "Крокуса" в момент трагедии могло находиться до 7,2 тысячи человек. Именно столько зрителей максимально вмещает концертный зал. Точное количество по факту пока выясняется, но все билеты были проданы


Рецензии