Шестой Круг Ада - Еретики и их представители

 Была раскрыта каждая могила,
 И горестный свидетельствовал стон,
 Каких она отверженцев таила
               - Данте


Отдельный Круг был дан еретикам
Не верящих иль тех, кто учит лживо,
В гробах раскАленных открытых - стыд и срам
Они там вечно жарятся в могилах.   (1)

Они лежат у самых древних стен
У города мифического Дита,
И фурии их охраняют плен,
Их змеи-волосы завиты не для вида.  (2)

Там Эпикур, любивший сладко жить,  (3)
И Данте личные враги от гибеллинов   (4)
Есть император - отлучённым быть,  (5)
Есть папа римский, Данте не любимый.

За то, что жизнь отдали не тому
И о душе спасении не знали.
Не веря и других вели во тьму
Теперь в гробу вокруг них только пламя.


(1) Шестой круг — это Стены города Дита (Аида), охраняемого фуриями — сварливыми, жестокими и очень злыми женщинами. Глумятся они над еретиками и лжеучителями, наказание которым — вечное существование в виде призраков в раскалённых могилах.

(2) Фурии (Тисифона, Мегера и Алекто)

(3) “Жильцы” 6 Круга Эпикур и эпикурейцы: Фарината дельи Уберти, Кавальканте Кавальканти, Фридрих II Гогенштауфен, Оттавиано дельи Убальдини[6], Папа Анастасий II

(4) Фарината дельи Уберти, (1212 —  1264) — глава флорентийской партии гибеллинов - врагов предков Данте - партии гвельфов

(5) Фридрих II - — король Германии (римский король) с 5 декабря 1212 года, император Священной Римской империи с 22 ноября 1220 года, король Сицилии (под именем Фридрих I, в 1197—1212 годах и с 1217 года). Представитель династии Штауфенов. Сын Генриха VI и Констанции Норманнской, внук Фридриха I Барбароссы и короля Сицилии Рожера II.

Фридрих трижды отлучался от церкви.




ЭПИКУР 342-271 гг. до нэ

Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.
                Эпикур

Вы не уговорите мартышку поделиться с вами бананом, посулив ей сколько угодно бананов после смерти, в раю для мартышек.
                Харари, Юваль Ной


Был Эпикур, его учение
Эпикурейским мы зовем,
Как быть счастливым беспредельно
Учения суть. Чего ж мы ждем?

Богов не бойся, и без страха
Смотри вперед, ведь смерть -пустяк.
Добро всегда с тобою рядом,
А зло забудет вскоре всяк.

Вот все четыре постулата,
В нем Эпикур сказал вам все.
Последуйте и счастья чаша
Вас непременно скоро ждет.

Чтоб быть счастливым вам не надо
Желать того, чему не быть,
Коль не болит, уже отрада
И дружбу надо бы ценить.

Учение не пережило
Доктрин религии Христа -
"Страдай и с жертвенной любовью
Спасение есть и мечта".

Но часто думаем мы вдруг,
Что жизнь полна должна быть счастьем...
А это значит Эпикур
В нас говорит. И пусть ненастье.
 

(1) Эпикур (342 - 271 до н. э.) - древнегреческий философ, основатель эпикуреизма, одной из самых известных философских школ античного мира.

(2) Эпикуреизм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных.




ДЖОРДАНО БРУНО

Возможно, вы с большим страхом произносите приговор, чем я выслушиваю его.
             Джордано Бруно

То, что зовём сегодня «правдой»,
Такой считалась не всегда
И за неё с большой отвагой
Боролись в прошлые века. 

Известен всем Джордано Бруно -
Философ, мистик прошлых лет.
Сказал он первым - «Верить трудно,
Но в мире множество планет».

Что: «Звёзды — это те же Солнца,
При них планеты, как у нас.
И может есть там люди тоже,
Христос и их конечно спас.»

За эту ересь был сожжен он
На очень медленном костре,
Но до того - язык проколот
Гвоздём калёным на угле.

Зашиты челюсти и губы,
Чтоб слова он не мог сказать...
Теперь скажите, правдолюбы -
Кто мог за правду так страдать?

Он был поэт и был философ!
Что есть страшнее для властей?
Писать ли гимн, лизнуть ли в прозе,
Но мнение своё – не смей!

А может лучше, чтоб сознался,
Как было множество других?
«Врагов народа» выдал, сдался;
В Сибири б жил у снежных пихт?

Ах, перепутал я эпоху,
Лет на четыреста вперёд.
Здесь преданность вождю, не Богу
Решала - пуля или срок...

Потом, на месте его казни,
Ему воздвигнут монумент.
Менялись взгляды, как и власти,
Но тот костёр не гаснет, нет...


Джордано Бруно (1548-1600) итальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт; автор многочисленных трактатов. Признан выдающимся мыслителем эпохи Возрождения. Он отказался отречься от своих учений и после семилетнего тюремного заключения был сожжён на костре как еретик.



СОВАНОРОЛА

Бывали личности в истории,
Что пламенем своих речей
Толпой  овладевали вскоре -
Любой приказ - умри, убей.

И были те, чьи мысли черны
Так откликалися в толпе -
Гипнозом связана, покорна,
На все готовая, везде.

Вот был Като - сенатор римский,
Толстовец, прямо от сохи.
Ругал излишества, напитки
И Карфаген... с его руки.

Примеров много: Гитлер, Троцкий,
Трибуны Рима, Робеспьер...
Мне помнится Сованорола -
Монах, диктатор - вот пример.

Был ренессанс во всей Италии
С Флоренцией в центре всех искусств.
Открытий время, время знаний
Медичи время, время чувств.

Созвездие гениев Флоренции
Не видели Афины, Рим...
Колумба время и Америки,
Но проповедник вдруг возник.

Он призывал всех к скромной жизни
Без драгоценностей, искусств,
От дьявола провозгласил он
Всё, кроме Библии, вокруг.

Толпу заворожил речами -
«От Бога видно говорит»,
И сливки общества бросали
В костер картины и стихи.   

Сожгли бесценные творения
Их бы в музей, а он в костёр...
И стал диктатором Флоренции
Республики былой позор.

Прозрели жители не сразу,
Но и ему был свой костёр -
Где он сожжён был по приказу,
Что с Рима жителям пришёл.

Они расплату получили -
Для Троцкого был ледоруб,
Для Робеспьера - гильотина,
А Гитлера не найден труп.


Джироламо Сованорола, религиозном проповеднике итальянского происхождения. Он состоял в ордене доминиканцев, позднее ему было предъявлено обвинение в раскольничестве.
В результате папа Александр VI отлучил его от церкви, после чего он был приговорен к смерти через повешение и сожжение, как еретик. Произошло это в 1497 году.

В работе Микеланджело «Страшный суд» была практически предсказана беатификация Сованоролы. Что примечательно, состоялась она во Флоренции в 1997 году, то есть, спустя долгие сотни лет.




ИНКВИЗИЦИЯ

Святая инквизиция оказалась дьявольской.
         —  Аркадий Давидович

Понять нельзя чужую боль.
Услышать боли крик возможно.
Кто видел муки день и ночь,
То и тому представить сложно.

Кто шёл дорогой к эшафоту,
Кто пульсом вычислял минуты,
Кто взгляд поднял последний к солнцу -
Прохожим его чувства смутны.

Теперь представьте инквизицию -
Подвал, где "правду" выбивали...
Такие славные традиции -
Судите тех, кого сломали.

Кто недоспал, кто выл от боли,
Народом и семьёй забытый...
Все те, кто сыт, судьбой доволен -
Не знает чувства, как быть битым.

Виновны ль те, кто не сдержал
Обета принятого Богу?
Не нас палач тогда пытал,
Не нам судить чужих дорогу.




КТО ПОПАДАЛ ПОД ИНКВИЗИЦИЮ?

Сжечь — не значит опровергнуть! Грядущие века меня оценят и поймут!
            - Джордано Бруно

Кто попадал под инквизицию?
Конечно, только христиане.
Те, с еретическою мыслью
Или нечистыми делами.

Сначала было обвинение
И доказательства не нужны,
Достаточно лишь только мнение,
Что тот  "другому богу служит".

Потом арест и конфискация
Всего имущества конечно,
А если будет оправдание -
Имущество ушло навечно.

Потом допрос. Не сознаешься -
Есть способы и инструменты...
Пусть пострадает тело может,
Душа же спасётся непременно.

Дознание месяцы шло, годы
Подробно и со знанием дела,
И всё секретно и дотошно
Подшиты документы в дело.

Они и женщин не щадили
О, инквизитор был хитёр -
Да и беременные было
По обвинению шли в костёр.

Костёр - орудие инквизиции
И искупление за грехи -
На землю крови не пролиться,
Задача - душу бы спасти.

Немногим тем, кто помнит чистки
И "чёрный ворон", стуки в дверь...
“Не ошибающиеся” лица
Поймёт, о чём пишу теперь.




МАРРАНЫ

А странно мы устроены: пласты
великих нам оставшихся наследий
листаются спокойно, как листы
альбома фотографий у соседей.
         - Игорь Губерман


На Пиренеях всё особо,
Там каждый звук зовет к куплету.
Вот "инквизиция" похоже
Как звонкий звук от костаньеты.

А "Reconqusta", это слово -
Где жизнь за веру отдавалась...
Не всеми, было всё же много, что
Кто внешне с верой расстались.

Испанцы звали их - "мароаны". (1)
Иначе - "свиньи" по испански;
Им не понять открытой раны,
Где в изобилии красной краски.

На Пиренеях тысячу лет
Жили в изгнании иудеи -
Лавируя, ища просвет,
Приспособлялись, как умели.

Там две религии враждебных
В глаза смотрели не моргнув...
И били тех, кто был слабее
На устрашение врагу.

Непримиримы христиане,
Забыв завет: "подставь щеку",
Чужою кровью заливали
Брусчатку улиц, как реку.

И в узких улочках Севильи
И Барселоны, и Кордобы,
Привычно иудеев били
Как и Толедо, и в Кармоне.

Во все века (кроме недавних)
Давался выбор пред ножом -
Лишь измени ты вере ранней
И сохранишь себя, свой дом. 

И изменяли вере ветхой
Кто как - всерьез или не очень...
Но вспомнили и их и предков,
Познали инквизиции горечь. 

На Пиренеях всё особо -
Там до сих пор в любви коррида,
Где умирает бык свободно
На радость публике Мадрида. 


( 1) Марраны  - евреи Испании номинально принявшие христианство под давлением престола.
Мориски - мусульмане принявшие христианство.
 


ВЕРООТСТУПНИКИ

Некий шутник правильно заметил, что "истинная религия всегда та, на чьей стороне государь и палач".
        —  Поль Анри Гольбах


Те отказался кто от веры,
От веры дедов и отцов…
Как много есть тому примеров –
Марраны, выкресты ещё.

Не помнит мир, что первый выкрест
Еврей по имени Иисус.
И все апостолы  святые
Забыто.  Это всё на вкус.

Когда “еврей“ лишь был религией,
Крестился – ты уже другой…
Но не были они своими
Ни там, ни здесь.  Так вышел крой.

Не брали их во флот, в жандармы,
Не стать священником никак.
И внукам им такие же кары…
Нет веры выкрестам. Вот так.

Марраны, здесь другой компот -
По принуждению не по воле.
Насильно дан другой им бог,
Свой под запретом, даже более.

Им с Вавилона можно всё:
Не следовать законам предков
И жить не так, и есть не то,
Лишь в сердце верным быть заветам.

Не сладка жизнь у них была –
Их били лишь за то, что были…
Учиться?  Нет, вам там нельзя.
Работать?  Ах, вы пошутили.

И был погром недалеко,
И инквизиция готова…
Мы видели не так давно
В другой стране, где были дома  



АНАФЕМА

Анафема, проклятие,
Страшнее нет его:
"От церкви отлучается
За то-то и за то"

С ним больше не здоровайся
И ни отец, ни мать
Ни хлеб, ни подаяние
Не смей ему подать.

Он умер для общины,
Он умер для семьи
Столкнешься с ним на улице
Дорогу перейди.

Не хоронить на кладбище
Лишь за его чертой,
Ни в горести, ни в радости
Не знать ему покой.

Проклятие шло из Рима,
Бывало из Москвы,
Случалось и раввины
Проклятие то несли.

Анафему лже-папам (1)
Другой лже-папа слал,
В России же иначе
Анафема была.

Под нею был Отрепьев (2)
Мазепа (3), Пугачев
Раскольники (4) конечно
И даже Лев Толстой.

У иудеев знаю
Спинозу (5) одного
Был предан в Амстердаме
Раввинами его.

Из Португалии беженцы
Боялись, что опять
Потерею прибежища
Причиной может стать.

Что мысли, философия
Несут общине вред...
Отверженным он сделался
И был им с юных лет.

Анафема, проклятие,
Страшнее нет его:
"От церкви отлучается
За то-то и за то”


(1) Антипапа (лже-папа)— в Католической церкви так принято именовать человека, незаконно носившего звание папы. Обычно вопрос о том, кто из претендентов, одновременно оспаривавших папский сан, являлся законным папой, а кто антипапой, решался уже после исторической «победы» приверженцев одного из них. При принятии папами порядкового номера номер папы, признанного антипапой, не учитывается. Несмотря на то, что церковь не признаёт антипап, в выходящем ежегодно официальном справочнике Annuario Pontificio в реестре понтификов их имена присутствуют, заключённые в скобки

(2) Григо;рий Отрепьев (мирское имя и отчество — Юрий Богданович, «полуимя» — Гришка Отрепьев) — монах, дьяк Чудова монастыря (в московском Кремле), одно время выполнял секретарские обязанности при патриархе Иове. Сын галичскогодворянина Богдана Отрепьева. Был близок к семейству бояр Романовых, служил у Михаила Никитича. Около 1601 года бежал из монастыря. По распространённой версии, именно Григорий Отрепьев впоследствии выдавал себя за царевича Дмитрия и взошёл на русский престол под именем Дмитрия I.

(3) Иван Степанович Мазе;па, также Мазепа-Колединский, или Мазепа-Калединский (укр. Іван Степа;нович Мазепа (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazep 20 марта1639, село Мазепинцы под Белой Церковью, Речь Посполитая — 22 сентября 1709, Бендеры, Османская империя) — государственный и политический деятель, участник Северной войны.В 1708 году тайно перешёл на сторону противника Российского государства в Северной войне — шведского короля Карла XII, почти за год до его разгрома русской армией. За измену присяге предан гражданской казни с лишением титулов и наград, которые он получил от царя. В 1709 году Петр I приказал изготовить в единственном экземпляре Орден Иуды, которым наградили Мазепу за предательство русского царя. Русская православная церковь предала Ивана Мазепу анафеме. После поражения Карла XII под Полтавой (1709) бежал в Османскую империю и умер в городе Бендеры.

(4) Раскольники: Реформы Никона, начатые в 1653 году по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам, встретили сильную оппозицию со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию.

(5) Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза,  лат. Benedictus de Spinoza; 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени
Высказывания Спинозой «неортодоксальных» взглядов приводят к обвинению в ереси и исключению из еврейской общины (херем в 1656 году).




РАСКОЛЬНИКИ

Любая церковь не стабильна,
Она делилась много раз
И ссорилась, потом мирилась
Ссылаясь на Его указ.

Казалось есть одно учение,
Один есть Автор, больше нет,
А толкователей и мнений
Хоть пруд пруди, а где же свет?

Быть может Он сказал неясно?
Иль что-то там не досказал?
И мудрецы вздыхая часто
Дадут, что Он нам недодал?

У иудеев есть Талмуд -
Путеводитель их по Торе,
Христос учил его, но тут
С его учением все и спорят. 

Чем православные не правы?
Что у католиков верней?
У протестантов свои нравы
И сект их сосчитать не смей.

Мормоны знают - они правы
И лютеране - много их,
Свидетели есть Иеговы,
И адвентисты с верой в них.

Раскольники, старообрядцы,
И кальвинисты всех мастей...
Так что же происходит братцы -
Ну кто из них всего правей?

Так было, есть с любой доктриной
Ислам возьмите, просто жуть...
От Маркса были отклонисты
Плеханов, Троцкий - в том и суть.

Не совершенен наш язык
И позволяет толкование
Не то к которому привык...
Что к новому ведет восстанию.



ЕРЕТИКИ

Бывало так, что Бог один
Но верит каждый по другому
Ни доказать, ни убедить
Ни одному и не другому.

Молчит их высший судия
Мол разбирайтесь дети сами...
А здесь такая уж вражда,
И все кричат, что Бог ведь с нами.

Когда-то кто-то подсчитал
Что в христианстве триста фракций,
Рим с Византией враждовал,
А тут еще и протестанты.

Какая же разница меж ними?
Кричат друг другу - еретик!
Давайте мы посмотрим с вами
Что у одних и у других.

Начнем с единства каждой церкви:
Все протестанты по себе
Лишь в Библию они все верят
Других авторитетов нет.

Католики едины Римом,
Им папа вместо Бога здесь,
Им Рим спускает директивы
И их ослушаться - не сметь.

А православной церкви нет единой,
Своя у русских, у болгар,
У греков - хоть оттуда имя,
У сербов, у румын, армян.

Там патриарх, архиепископ,
Митрополит везде есть свой...
Различны несколько доктрины
Идеи делят меж собой.

Святая Троица во-первых
В трактовке видится другой
У православия от Бога
Исходит только Дух Святой.

И Богородица в России
Не непорочно зачала,
Таких историй много было
Куда не глянешь - пол села.

У православных не взлетела
Она живой на небеса,
И со святыми плохо дело
Тот, кто католик, тот не наш.

Не верит в папу православный,
Да и чистилище - вранье,
Опять же поп у нас женатый,
У них конечно холостой.

Нет у католиков разводов -
Женитьба раз и навсегда,
У православных - только повод
И сразу новая жена.

Стремятся все костелы к небу
В них лишь распятия, нет икон
Есть инквизиция для веры,
У нас - священный лишь Синод.

В Египте копты поселились
Древнейший христианский род,
У них был папа раньше Рима
Там православие привилось.

Сам МАРК ЕВАНГЕЛИСТ учил их…
Для них Иисус лишь только Бог
И человеком вовсе не был,
А значит умереть не мог.

Вот так уже с далёких пор
Все веруя в Творца, что свет,
Щеку врагу подставить - может
Но верой поступиться - нет.


Рецензии