Петечка-провокатор

Время-время, мчится на колеснице. Пролетают десятки лет, вот уже и полсотни позади того случая, свидетелем которого мне довелось быть.
Октябрь 1970 года. Только что в небе случилась трагедия, которая потрясла, как нам тогда казалось, весь мир.
Спустя пару месяцев после этого в одной из школ города состоялся диспут на тему «Что такое подвиг?» В актовый  зал школы согнали семиклассников. Да и кому из нормальных учеников захотелось бы по доброй воле идти на часовое «говорение» после шестого урока. Заранее понятно, что этот час, а то и более,  пройдёт под голодное урчание в животах школьников всех шести классов. А это ни много, ни мало — двести пионеров, которые должны быть всем примером.
Заранее подготовлены вопросы, выступающие, их оппоненты.
Пионеры в предкомсомольском возрасте. Поэтому планировалось в завершении разговора  подойти к выводу, что только способные на подвиг пионеры будут приняты в комсомол. Дело осталось за малым: определить, что такое подвиг и кто достоин его свершения. Всё шло по плану, чинно и благородно. Уже и классные руководители от нетерпения закончить мероприятие позёвывали в кулачок, отвернувшись от детской аудитории. Учительница словесности закончила проверять три пачки тетрадей (Господи! эту тяжесть домой не нести), биологичка поурочные планы написала на все шесть уроков завтрашнего дня, а учитель математики на использованных в ГИВЦ* (там его дочь работала) перфокартах написал задания  к новой теме — хватит на две недели. Уже и директор школы дважды заглядывал в зал, пошептался о чём-то с замом по воспитательной работе, который обязан был присутствовать на таких  воспитательных мероприятиях.
И здесь вдруг, вот и именно, как в таких ситуациях случается — вдруг с заднего ряда тянет руку веснушчатый Петечка,  в школьном обиходе «Петька-баламут». Он учился в одном классе со своей сестрой-двойняшкой. На неё он был совсем не похож, ни внешностью, ни характером. Но ему так хотелось дорасти до высот гражданской самосознательности своей сестры, что всегда выражал и отстаивал свою — прямо противоположную точку зрения. Так и на этот раз. Пока сестра формулировала свою гражданскую позицию по данному вопросу, Петечка решил выйти в противовес всему, что говорилось на диспуте
- Что ты хочешь сказать, Петя? - обратился к нему председательствующий.
- Вот здесь все говорят, что подвиг может совершить только сильный, смелый, здоровый человек, который во всём является примером для людей. Что в момент подвига перед глазами у него пролетает вся жизни за одно мгновение. Что для подвига нужна находчивость, смелость. Может быть и так, я не знаю, сам не совершал подвига, и даже не присутствовал при подвиге других людей. Все выступающие говорили о том, какая смелая, сильная была стюардесса в момент совершения своего подвига. А я думаю, что это была её профессиональная обязанность. Ей нужно было работать, чтобы зарплату получать и стаж к пенсии зарабатывать.
А никто сегодня не вспомнил о каждодневном подвиге нашей вахтёрши, моей соседки тёти Поли, которая могла бы уже сидеть дома. Пенсия у неё заработана. Но каждой осенью к ней приходит школьный завхоз и уговаривает поработать ещё годик. Вздохнув тяжело, тётя Поля соглашается: «Ну, если не  кому стоять на дверях?»
И вот наша вахтёрша, маленькая, сухонькая, которая очень боится мышей («сам видел, как она от их вида кричала, запрыгнув на табуретку») отражает натиск нас, учеников, а мы ломимся в школьные коридоры с криком, гиканьем. Тётя Поля только успевает уворачиваться от летящих над головой портфелей. Вчера я слышал, она нашей соседки жаловалась, как тяжело ей с нами справляться, и даже страшно бывает от такой толпы. Но сегодня она опять на работе. А вы говорите о  подвиге сильных, смелых, молодых. У них порыв, мгновение один раз в жизни.  А тётя Поля каждый день сознательно идёт на работу, как на амбразуру и не требует за это: «Медаль дай! Медаль дай!»
Что тут в зале началось? Сестра Петечки отреклась от него с криком: «Ты мне не брат!»
Преданные  друзья Петечки засомневались в его верности. 
Дома  от родителей влетело, как и подобает в таких случаях.
Многие учителя для себя решили, что этот ученик не получит аттестат.
Но нашлись и благоразумные, которые продолжили начатый Петечкой разговор в классах.
И то, подумать, каждодневное выполнение рутинной работы в жизни, порою, бОльший подвиг, чем  мгновенный порыв.
Где ты, Петечка-провокатор? Как твоя судьба сложилась? Но то, что ты — семиклассник далёкой осенью семидесятого один против системы отстаивал свою точку зрения в защиту маленькой женщины, дорогого стОит...

*Городской Информационно-Вычислительный Центр


21 марта 2024


Рецензии