Моностихи поэзия или проза
https://arzamas.academy/micro/monostih
https://liricon.ru/monostih-chto-eto-takoe-primery.html
https://litpr.ru/monostix/
https://haiku.ru/frog/1-line.htm
Юрий Скоробогатов
Вишня зимой расцвела: иней на чёрных ветвях…
Опубл. 1996
Корни моностиха чаще всего ищут в двух древнейших традициях — античной и японской, хотя преемственность современных авторов по отношению к древнегреческим однострочным осколкам обычно не прослеживается, а влияние японского хайку (да, действительно однострочного — записывающегося по-японски в один столбец иероглифов) прослеживается довольно редко. Скоробогатов неожиданно соединяет обе традиции вместе: от античности тут размер (пентаметр, один из самых опознаваемых для современного читателя), от Японии — цветы вишни, один из самых популярных сквозных образов.
Анна Ахматова
Твой месяц май, твой праздник — Вознесенье.
1962 год
Лжемоностих. В 1990-е годы однострочная поэзия получила настолько широкое распространение, что ее задним числом начали обнаруживать там, где ее никогда не было: несколько литературоведов опубликовали моностихи Ахматовой, будто бы уцелевшие в знаменитых записных книжках. Происхождение всех этих строчек одинаковое: в самые страшные сталинские годы Ахматова уничтожила довольно большой корпус своих сочинений, а потом всю жизнь пыталась восстановить их по памяти, и отдельные строчки всплывали, а целые стихотворения — далеко не всегда.
Именно эта строчка (адресованная Пушкину, который родился 26 мая по старому стилю, в церковный праздник Вознесения Господня — и всегда относился к этому празднику с особым чувством), как видно из автографа 1962 года, начинала восьмистишие, вторую строфу которого Ахматова вспомнила целиком и опубликовала отдельно («И было сердцу ничего не надо…») — а строчки со второй по четвертую так и остались утраченными. Но, конечно, такие уцелевшие осколки ничем не
уступают уцелевшим осколкам из Сапфо.
Сапфо
Девочкой маленькой ты мне предстала неловкою.
VI век до н. э. Перевод Вячеслава Иванова
Одна из самых знаменитых одиноких строк, дошедших к нам из Античности. Как и остальные подобные ей, это, собственно, не моностих, а осколок: остальные строчки стихотворения просто не сохранились. Но благоговейное отношение к классическому наследию побуждало такие осколки собирать, переиздавать, а затем и переводить (первым в России этим занялся в 1860-е годы поэт и переводчик Лев Мей) — и постепенно поэты и читатели привыкали к тому, что и одной строки может быть достаточно. Впрочем, и ядро большого стихотворения в таком отрывке тоже можно видеть — так поступила поэтесса София Парнок, взявшая именно эту строчку Сапфо как начальную и приписавшая к ней собственный текст, посвященный Марине
Цветаевой.
А моностихе сказано много, но что такое моностих, так ни кто и не смог объяснить. Мне видится что это некий афоризм, от одной до двух строк: не более двенадцати слов, если считать по слогам "подобно хайку", максимум двадцать два. Хочется выделить политические моностихи "Товарищи, революция, о которой так долго говорили большевики свершилась! В. Ленин" "Пролетарии всех стран соединяйтесь".
Догоним и перегоним Америку!" "Мы строили, строили и наконец построили, ура!" Что это стихи или проза, мне кажется что ни то ни другое. Это некие крылатые выражения, афоризмы, кричалки, припевки, напевки.
Политические или идеологические кричалки возникают во время выступления политических лидеров. Говоря свою речь они в своем экстазе, входя в раж, начинают что то выкрикивать, некие фразы, которые со временным могут стать некой крылатой фразой, афоризмом. Характеризирующим того или иного политика. Политик, ведущий телепередачи имеют некий набор фраз по которым мы и узнаем его. “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”, “Все для фронта, все для победы!”, “Жить стало лучше, жить стало веселее!” И. Сталин."
Подобные лозунги, кричалки, создаются самими политиками в экстазе речи выкрикивающими некие фразы. Речь как правила написана заранее, специальными людьми, создающими имидж. На политика работают сотни специально обученных людей. Но все ровно войдя в раж политик может что то выкрикивать и это становиться афоризмом, кричалкой... что это стихотворный текст, проза... ни то и ни другое. Это что то чему еще не придумали названия. По этой фразе мы и узнаем того или иного политического деятеля.
Наиболее известный афоризм выдала О. Бергольц "Ни кто не забыть, ни что не забыто". Но я не хочу марать ее светлое имя.
"Спроси у доктора" "Передача о самом Главном" Доктор Мясников.
В "кичевом" моностихе доминирующими особенностями являются ирония, быстрая ответная реакция аудитории, слабая тропонасыщенность и т. д. Он "запрограммирован" на успех. Это не значит, что он плохой. "Кичевый моностих" или "вишнестих" по Д. Кузьмину или некие вирши тоже в определенном смысле продолжают фольклорные образцы, которые потому и стали фольклорными, что не были утяжелены сложными поэтическими фигурами. Основная фигура в таком виде поэтической продукции — ирония.
"Кичевые моностихи вирши", благодаря, прежде всего, возможностям ТВ, вошли в речевой обиход и постепенно приобретают черты фольклора — в виде поговорок или пословиц.
"Мы строили, строили и наконец построили, ура!" Чебурашка и крокодил Гена: это и идеологический афоризм и детский, мультипликационный, телевизионный. Хотя молодое поколение уже вряд ли вспомнить. Что подобная фраза прозвучала в мультфильме про Чебурашку и крокодила Гену.
Чебурашке предложили выступить с речью и он сказал; Мы строили, строили, и наконец построили, ура! Название диснеевского мультика, еще один вид афоризма: "Все хорошие псы попадают в рай". Это еще один вид афоризма, кричалки, лозунга, да какая разница как его назовут. Выделенный в название, по нему и узнаем, помним, тот или иной мультфильм. "Трое из Простоквашино". Подобных фраз можно вспомнить множество, но что это - стихи, проза?
Я считаю, что ни то, и ни другое. Их нельзя отнести к стихам, прозе, хотя это и складывается в некое предложение, а проза состоит из предложений, а предложения из слов.
В настоящее время существует несколько видов однострока. Эта классификация обстоятельно проработана в трудах В. Маркова, С. Кормилова, С. Бирюкова и Д. Кузьмина. Поэтому не буду повторять общеизвестное. Все без исключения виды однострока, а их много, уходят в далекое прошлое и вытекают из пословиц, поговорок, колядок и прочего фольклора. Не знаю могут ли подобные афоризмы стать такими современными пословицами: "Время покажет".
Могу сказать что все они созданы по прямой аналогии с фольклорными образцами, многие из которых до сих пор не превзойдены.
Рекламные моностихи: Наиболее из запомнившихся "Баунти - райское наслаждение" "Пятерочка выручает".
С. Бирюков: Литературно-художественной деятельностью занимается с 1967 года. Был актером, чтецом, консультантом по театру, лектором, журналистом. Таким образом сформулировал проблему: «И в самом деле, обычно в разряд моностихов попадают строки, сохраняющие определенный размер и ритм. Но этого еще недостаточно и для того, чтобы назвать многострочное сочинение, обладающее внешними признаками стихотворения, стихами.
Очевидно, что стихотворение "однострочное или многострочное" это прежде всего концентрация — мыслительная, эмоциональная, интонационная. Разумеется, здесь может быть учтен и момент парадоксальности. В основе однострочной поэзии лежит система тропов "прежде всего, метафора, развернутая метафора, сравнение, образ".
Это стих — облегченный, удобный для запоминания, афористичный.
Пожар в небесной высоте... шоу должно продолжаться.
Пожар, произошедший в ночь на воскресенье после взрыва на газопроводе на западе Москвы, никак не повлияет на проведение конкурса "Евровидение- 2009" и церемонию его открытия, которая состоится в воскресение вечером, сообщила РИА Новости директор дирекции общественных связей Первого канала Лариса Крымова.
Зарево в небесной высоте ... усадьба нового русского.
Сильный пожар произошел в Городищенском районе Волгоградской области. Как сообщили ИА "Высота 102" сегодня в пресс-службе ГУ МЧС по Волгоградской области, накануне днем в поселке Кузьмичи на улице Солнечная горел ангар. Пожарные расчеты 65-ой пожарной-спасательной части боролись с огнем почти час. Черные клубы дыма от горящего ангара были видны издалека. Очевидцы сняли пожар на видео. Погибших и пострадавших нет. Причина возгорания устанавливается.
Хреново нам, спасёт от всех недуг: хреновое зелье.
К 21 веку самих моностихов оказалось столь много и разных, что уже на границе моностиха обнаруживаются разнообразные экзотические формы, требующие дальнейшего осмысления.
Иван Ахметьев
и не введи нас во Ингушетию
1994 год
На рубеже 1980–90-х годов случился бум моностихов, построенных на трансформировании известной строки или цитаты — чаще уже стихотворной, но, как видно на этом примере, иногда и обнаруживающей стиховой потенциал только благодаря новой рамке (тут вдруг выясняется, что ахметьевский трансформ, как и ее источник, формула из молитвы, выстраивается в два дактилических полустишия). Но обычно (особенно в эстрадном моностихе Владимира Вишневского и легиона его подражателей) переделка работала как пастиш: подложенный прежний текст придавал игровой, безответственный статус новому. Ахметьев, наоборот, использует резонанс между своим текстом и исходным для усиления месседжа, так что политическое отзывается экзистенциальным.
Лучше пьяный осел в стойле, чем трезвый на скотобойне.
Свидетельство о публикации №124032203155