Андрей Рябушкин
Когда начинаешь думать о русских писателях, поэтах или художниках, всякий раз поражаешься самобытности каждого из них. Личностных качеств не смогло стереть ни время, ни судьба, ни предлагаемые этой судьбой обстоятельства. Такова порода и природа. И, когда я сегодня слышу о том, что вот, дескать, подмяли того или иного деятеля искусства вышестоящее начальство или неприятности, я этому не верю. Значит, никакой независимости у этих «подмятых» и не было: удобно на всё кивать головой, вот и всё.
Рябушкина считают реалистом. Но вот откуда у него эта любовь к XVII столетию? Наверняка – от иконописи, которой занимались его отец и старший брат. В колорите и духовной сверхзадаче Рябушкин всегда исходил от традиции русской иконописи и фресковых росписей. И не такой уж он реалист. Скорее, особого рода исследователь и мечтатель, его историчность не декоративна, она исходит из глубины. Да, по одним только костюмам на его полотнах можно воссоздать эпоху, но есть что-то и сверх того. И вот это «сверх» – та самая независимость и человеческое достоинство, которые его так привлекали и которыми, думаю, обладал он сам.
Родился в селе Станичная слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. В 14 лет осиротел. Поступить в легендарное Московское училище живописи, ваяния и зодчества помог Рябушкину один заезжий студент и тоже будущий художник А.Х. Преображенский. Училища художник не окончил. Осенью 1882 года поступил в Академию художеств, где проучился до 1890 года, среди его учителей был гений преподавания рисунка Павел Петрович Чистяков. А Василий Григорьевич Перов, очень любивший Рябушкина, за поэтичность души называл его «Вениамином натурного класса».
Рябушкин торопился, поскольку предчувствовал, видимо, что жизнь длинной не окажется… Ездил и осматривал древние русские города — Орёл, Тулу, Киев, Великий Новгород, Сергиев Посад, Тверь, Ярославль, Углич, Ростов, Кострому, Нижний Новгород, Владимир… В Товариществе передвижников понимания не находил и в выставках не участвовал. Любил жить в деревне. Московская, деревенская, купеческая Русь, исторические, бытовые и былинные сюжеты поселились в его полотнах и графике по праву любви.
Много писал на заказ: рисунки и акварели для альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде.
В последние годы жизни Рябушкин написал полотна «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903). В 1901 году он написал одну из самых известных своих картин «Свадебный поезд в Москве», тоже Москва XVII века. После смерти художника, в 1913 году, картина была продана коллекционером Сергеем Щербатовым Третьяковской галерее.
В 1903 году у него диагностировали туберкулёз. От лечения в Швейцарии, увы, не выздоровел. Умер 10 мая 1904 года в усадьбе Дидвино Новгородской губернии – имении своего друга художника Василия Беляева. Был погребён на кладбище в Добром Селе. Кроме его друзей И.Ф.Тюменева и В.В.Беляева на похоронах были приехавшие из Петербурга художники В.В. Матэ и А.Х. Преображенский. В 1912 году состоялась посмертная выставка Андрея Рябушкина. В 1957 году прах его перезахоронен на Любанском городском кладбище.
110 картин художника экспонируются в Государственном русском музее, в Третьяковской галерее, во Всероссийском музее А. С. Пушкина, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Псковском художественном музее. Несколько работ находятся в частных коллекциях живописи. В частности, огромный архив И. Ф. Тюменева содержит около трёхсот рисунков Рябушкина.
Но Рябушкина мы знаем плохо, понаслышке. Зато «Квадраты» Малевича – своего рода рекламные ходы – знает и чтит сегодня едва ли не каждый.
Худ. Андрей Рябушкин. Свадебный поезд в Москве
Свидетельство о публикации №124032101615