Старый Повар
Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов. Чтобы, тот не умер с голоду.
Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — это было единственное богатство Марии.
Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик ей тихо сказал:
— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
— Что же, мне делать? — испуганно спросила Мария.
— Выйди на улицу — сказал ей старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.
— Но, ведь наша улица такая пустынная… — прошептала Мария. И не став спорить с умирающим, она накинула платок и вышла.
Она быстро пробежала через сад, с трудом открыла ржавую калитку и остановилась. Улица действительно была пуста. Ветер нёс по ней листья, а с тёмного неба падали холодные капли дождя.
Мария очень долго стояла и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды кто-то идёт и напевает песню. Она сделала несколько шагов навстречу к этому человеку, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек тоже остановился и спросил:
— Кто здесь?
Мария быстро схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу её умирающего отца.
— Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я и не священник, но это всё равно. Пойдёмте.
Они вошли в дом. При свете свечи Мария увидела худого маленького человека. Он бросил на скамейку свой мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой. Огонь от свечи мирно поблёскивал на его абсолютно чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо.
Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.
— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от Бога, но от искусства, ( которому я служу,) я облегчу Ваши последние минуты и сниму тяжесть с Вашей грешной души.
— Я работал всю свою жизнь, пока совсем не ослеп, — прошептал старик. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена ( её звали Мартой ), наш местный лекарь прописал ей разные дорогие лекарства. И он же, приказал мне кормить её сливками и винными ягодами и поить её горячим красным вином. Тогда я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. Мне просто нужны были деньги. Мне и сейчас тяжело вспоминать обо всём этом. Я вынужден был скрывать это от своей любимой дочери. Ведь всю жизнь я её учил не трогать ни пылинки с чужого стола.
— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.
— Клянусь, Вам сударь, никто, — ответил старик и заплакал. - Если бы я знал, что это золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!
— Как Вас зовут? — спросил незнакомец.
— Иоганн Мейер, сударь.
- Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — Вы невинны перед людьми. То, что Вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено Вам, как подвиг любви.
— Аминь! — прошептал старик.
— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне Вашу последнюю волю.
— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.
— Я сделаю это. А ещё чего Вы хотите?
Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Я знаю, что это невозможно, сударь. Но, Вы уж, не сердитесь на меня за эти глупые слова. Болезнь, должно быть, совсем сбила меня с толку.
— Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, и подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.
— Слушайте же, - сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.
Он медленно заиграл. Мария потом вспоминала лицо этого незнакомца, когда первый клавиш прозвучал под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших глазах качался язычок свечи.
Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы своего долгого молчания. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Даже старый пёс и тот вылез из своей будки. Он сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. А вокруг шёл мокрый снег.
— Я всё вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Она смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.
А незнакомец всё играл, глядя в чёрное окно.
— А теперь — спросил он, — Вы видите что-нибудь?
Старик молчал, прислушиваясь.
— Неужели же, Вы ничего не видите? — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — Не видите, что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой. И тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках Ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч, он упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. Это, должно быть, высыхает мох, наполненный растаявшим снегом. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной.
— Да, я вижу всё это! — крикнул старик.
Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел ещё торжественней, как будто - это пел не он, а сотни ликующих голосов.
— Нет, сударь — сказала Мария незнакомцу, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони, они распустились за одну только ночь.
— Да, — ответил им незнакомец, — это яблони, но у них очень крупные лепестки.
— Открой окно, Мария, — попросил старик.
Мария быстро открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.
Старик упал на подушки, жадно дыша и шаря по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
Мария громко вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь:
— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но, я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!
— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.
Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.
Когда же, она снова выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега...
Свидетельство о публикации №124032007050