Конкурс 43 Лепестки сакуры. Натянутая струна хайку

  Дорогие наши друзья - постоянные участники и гости, продолжаем наш проект, открытый для всех любителей, опытных и начинающих познавать тонкости редкого уникального жанра!

   Малая форма пейзажной лирики сезона подобна бриллианту, который благодаря уникальной огранке может преломлять свет множество раз, образуя спектр возникающего свечения. Часто наши работы выглядят неплохо, но их можно сравнить с природными алмазами. И немногие понимают смысл в необходимости тщательной работы над текстом. Казалось бы, что тут сложного - составил две фразы из 17 слогов, подобрал слова, описывающие ситуацию, разбил на три строки, и хайку готова. Но это только пробный вариант, заготовка. Дальше требуется настройка, как музыкального инструмента. Например, фортепиано. Вроде у каждого инструмента одно устройство, но музыканты, приобретая инструмент, обращают внимание на многие факторы, и в первую очередь на звучание. Яркость звука и долгота. Да-да! Продолжительность. При игре пальцы ударяют по клавишам, которые приводят в движение молоточки, ударяющие по струнам. Чем дольше звучит струна, тем лучше и дороже музыкальный инструмент. Струны есть у неударных инструментов, и потому они так и называются - струнные. И тогда нужен смычок. 

   Сравним текст хайку с натянутой струной в сложной авторской конструкции.  Сама по себе натянутая струна не производит звука, а вот при прикосновении или удара смычка рождается музыка:

   "Стихи Басё, несмотря на предельный лаконизм их формы, никак нельзя рассматривать как беглые экспромты. Это плоды не только вдохновения, но и очень большого, напряженного труда. «Тот человек, который за всю свою жизнь создал всего три-пять превосходных стихотворений, — настоящий поэт, — сказал Басё одному из своих учеников. — Тот же, кто создал десять, — замечательный мастер».

    Многие поэты, современники Басё, относились к своему творчеству, как к игре. Философская лирика Басё была явлением новым, небывалым и по серьезности тона, и по глубине идей. Творить он должен был в пределах традиционных поэтических форм (инерция их была очень велика), но ему удалось вдохнуть в эти формы новую жизнь. В свою эпоху он ценился как непревзойденный мастер «сцепленных строф» («рэнку») и трехстиший («хокку»), но только последние полностью выдержали испытание временем. Форма лирической миниатюры требовала от поэта жестокого самоограничения и в то же время, придавая весомость каждому слову, позволяла многое сказать и ещё больше подсказать читателю, разбудив его творческое воображение. Японская поэтика учитывала встречную работу мысли читателя. Так удар смычка и ответное дрожание струны вместе рождают музыку." (Вера Николаевна Маркова (1907—1995))

   Насколько долго может звучать струна от одного прикосновения? Опустим мастерство исполнителя, а перенесёмся в мир хайку. Чем больше будет возникать ассоциаций, тем дольше захочется вчитываться в текст хайку, наслаждаясь его звучанием смысла. Разумеется, от читателя тоже многое зависит. Но если он не спешит, расположен воспринимать, то скорее всего музыка состоится. Заметьте, одной внешней красивости мало. О чём может сказать молчащий инструмент, красивый внешне? Да - современный дизайн, да - подходит под интерьер домашней обстановки, а другой - чёрный, тусклый, потёртый. Но... как только прикоснёшься к клавишам, он начинает звучать, даже петь. И тогда его можно слушать и слушать, если, конечно, за инструментом музыкант или хотя бы любитель.

  Специально не приводим тексты хайку для сравнения их "звучания", потому что наши участники уже успели заметить это при оценке работ. Стоит отметить в качестве совета: проверяйте на вес каждое слово. От ненужного избавляйтесь. Никакой словесной воды! Ищите образ, рисуйте с разных ракурсов, включайте воображение, проводя мосты от малого к большому, от незначительного - к существенному. Стройте перспективу в пространстве, а не во времени. Натягивая струну смысла хайку, смотрите, не перетяните, чтобы она не лопнула и текст не  рассыпался бы на мелкие детали, которые мозаикой разлетаются в разные стороны и их трудно соединить в одно целое, двучастное, конечно. Если читаются метафоры, то они должны возникать ТОЛЬКО ПРИ ВТОРИЧНОМ ЧТЕНИИ. А при первом чтении слова должны быть вещественны и зримы, отображающие видимые предметы такими, каковы они есть на самом деле. А вот при дальнейшем вытягивании  ассоциаций что угодно и сколько угодно - чем больше, тем лучше! Но в разумных пределах.
   
================

  Итак, дорогие друзья, давайте особо поработаем над СМЫСЛОВЫМ ЗВУЧАНИЕМ хайку, несмотря на то, что пишем просто и не замысловато.  Простота часто граничит с гениальностью, а удачно найденный образ, подмеченный в жизненный ситуации, может оказаться той самой натянутой струной, способной звучать долго и красиво, пусть даже ассоциации, воспроизводимые читателем станут неожиданными для самого автора!

  Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
 
   Итак, задание для конкурса «НАТЯНУТАЯ СТРУНА ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться то, НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ АВТОРУ НАТЯНУТЬ СМЫСЛОВУЮ СТРУНУ ХАЙКУ, ЧТОБЫ ОНА ПРОИЗВЕЛА КАК МОЖНО БОЛЬШЕ АССОЦИАЦИЙ В СОЗНАНИИ ЧИТАТЕЛЯ. Картинка не должна быть просто красивой зарисовкой и всё.   Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов не только приветствуется на этот раз, а является обязательным условием.  Но помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю. Но и сами проверяйте, что видите по прочтению.

 Для настроения рекомендуется тема «ВЕСЕННИЕ РУЧЬИ», но совсем не обязательно.  Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом сезоне, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования на основании личного опыта.

 ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

ВНИМАНИЕ НОВОЕ!  Текст хайку в количестве от 1 до 2 (!) от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:

            ignattur@gmail.com

Внимание! Личные сообщения странички ведущей и Маллар Ме работают НЕУСТОЙЧИВО!

Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье, что заявка отправлена.

Заявка принимается на почту ведущей по форме: На конкурс Лепестки сакуры

Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:

1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двухчастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

   Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

С теорией хайку на основании прошлых конкурсов проекта "Лепестки сакуры" можно ознакомиться на личной страничке ведущей  в виде отдельных статей-конспектов с примерами призовых работ-победителей конкурсов в разделе "Учимся писать хайку. Лепестки сакуры" - с 1- 32 конкурсы. http://stihi.ru/avtor/ignattur

 С 33 по 42 конкурсами можно ознакомиться в папке "Пишем хайку. Лепестки сакуры" на нашей конкурсной площадке Маллар Ме.

Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 5 АПРЕЛЯ 2024 года или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование! Не упустите свою возможность! Если участников окажется к концу мало, ведущая даст знать через почту подавшим заявки и даст возможность принять ещё по 1 хайку - до 3-х!
________________

Принято на данный момент: 30 хайку.

Принимаю только неопубликованные хайку!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём хайку закрыт! Голосование...

Маллар Ме   27.03.2024 19:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.